kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию

«Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру»

2012-2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Учитель начальных классов

                                             Быкова Татьяна Николаевна

МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»

                                      ЧАО,  Анадырский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш  центр образования села Усть-Белая перешла на новые стандарты. Мой класс  в 2012 году стал экспериментальным в этой области. Помощником в изучении новых стандартах была Казначеева Лариса Валентиновна. Прежде всего, я начала с изучении программы, где познакомилась с темами и учебными универсальными действиями  (УУД). Затем составила сама рабочую программу по предметам. Дальше познакомилась со структурой урока.  На уроках я стала использовать элементы уроков нового стандарта. Столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со  словом «проект».

Поэтому я взяла тему «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру».

Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

  1. Познакомить со словом  «проект».
  2. Научить находить информацию в различных источниках.
  3. Уметь оформлять эту информацию на разных носителях
  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

 

           Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться  в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

 

            Проектно – исследовательский  метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени (1 день, 1 неделя, месяц и до 1 года).

 

             Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

 

Мы начали работать над проектами уже будучи в 3 классе

И поэтому темы  детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

 

  Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

 

Помощниками учащихся являются учитель, родитель.  Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

 

             Первый проект был посвящен теме «Природа нашего края». 

 

                                                                                            

 

Это проект делали ребята два урока: на первом уроке мы обсуждали что относится к слову «природа» и поставили себе цель «Что они хотят узнать о природе своего края», к второму уроку они находили информацию из разных источников: библиотека, интернет. Но проблема в том, что дети были не все подготовлены. И поэтому они разделились на 2 группы: мальчики и девочки. Защита проектов не произошла, так как не хватила времени. Дети проекты оформляют только в бумажном варианте, но хотелось, что бы были и презентации.

 

Следующий проект  «Круговорот воды». Этот проект ребята готовили дома с помощью картона и пластилина.

Цель этого проекта : познакомиться с круговорот воды.

Задача: узнать как происходит круговорот воды.

 

 

 

Проект «Растения нашего края». Здесь ребята с помощью интернета находили информацию о растениях, которые растут в Чукотском автономном округе.

Цель проекта: познакомиться с растениями нашего края.

 

Ребята разделились на группы. У каждой группы было свое задание. А затем они начали представлять свои работы.

 

 

 

Были проекты индивидуальные:

- «Школа кулинаров»  ребята создавали свою книгу, где были предложены рецепты блюд.

- «Что такое деньги». Поэтому проекту был дан открытый урок. К этому уроку готовилась не только я, но и ребята. Они искали информацию о деньгах.  А затем  на уроке ребята разделились на 3 группы, где оформили свой листок информации и защитили его. В конце урока мы все листки информации склеили и получили целый проект.

 

Эти проекты были созданы ребятами в 3 классе. Все проекты были изображены на бумаге. Но на этом я не останавливалась. Мне хотелось, что бы ребята могли делать свои проекты в форме презентации. Вот и в 4 классе моей  задачей стало научить ребят оформлять свои проекты в презентации. Поэтому тема и цель по самообразованию осталась та же, но только изменились задачи:

  1. Продолжать учить находить информацию в различных источниках.
  2. Уметь оформлять эту информацию в презентации.
  3. Защищать свои проекты .
  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

 

Уже будучи в 4 классе ребята в течение года пробовали создавать свои проекты на разные темы, но получались не у всех. Самые лучшие проекты ребята защищали на  школьной научной практической конференции. Где заняли призовые места.

Это такие ребята:

Луценко Александра и Никифорова Татьяна «Число вокруг нас» - 1 место;

Насикан Никита «Первобытные люди» - 2 место.

Казарина Ирина и Чупрова Александра «Какие бывают пчёлы» - 4 место.

 

Есть ребята которые приготовили и защищали свои работы на уроках окружающего мира:

Вальгиргин Семён и Никулин Роман «Ледоход»;

Зюбин Владимир и Насикан Никита «Тундра с. Усть-Белая».

 

        От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

           Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят  дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.   Каждый проект очень интересен.

 

 Этот класс я выпустила в 5 класс. Набрала нынче уже 1 класс. В этом году я продолжу работу над этой темой, но только не 1 предмету (окружающему миру), а по всем предметам. В 2014-2015 учебном году я  оставила эту тему , но чу-чуть изменила «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности»

Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

  1. Познакомить со словом  «проект».
  2. Научить находить информацию в различных источниках.
  3. Уметь оформлять эту информацию на разных носителях
  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

 План :

  1. Открытые уроки по теме самообразованию.
  2. Создание проекта    страницы альбома «Природа нашего края»

А) оформление страниц альбома;

Б) выступление агитбригады в детском саду;

В) вручение альбома «Природа нашего края» детям подготовительной группе.

 

     3.   Создание проекта «Деревня»

           А) выполнение брёвнышек из бумаги;

           Б) оформление дома;

           В) оформление деревни;

           Г) выступление на школьной научной конференции.

      4. Отчёт на МО начальных классов.

 

  Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль— помочь детям в этом.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" »













Отчёт по самообразованию

«Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру»

2012-2014 учебный год














Учитель начальных классов

Быкова Татьяна Николаевна

МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»

ЧАО, Анадырский район










Наш центр образования села Усть-Белая перешла на новые стандарты. Мой класс в 2012 году стал экспериментальным в этой области. Помощником в изучении новых стандартах была Казначеева Лариса Валентиновна. Прежде всего, я начала с изучении программы, где познакомилась с темами и учебными универсальными действиями (УУД). Затем составила сама рабочую программу по предметам. Дальше познакомилась со структурой урока. На уроках я стала использовать элементы уроков нового стандарта. Столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со словом «проект».

Поэтому я взяла тему «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру».

Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

  1. Познакомить со словом «проект».

  2. Научить находить информацию в различных источниках.

  3. Уметь оформлять эту информацию на разных носителях

  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.


Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.


Проектно – исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени (1 день, 1 неделя, месяц и до 1 года).


Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.


Мы начали работать над проектами уже будучи в 3 классе

И поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.


Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.


Первый проект был посвящен теме «Природа нашего края».


Это проект делали ребята два урока: на первом уроке мы обсуждали что относится к слову «природа» и поставили себе цель «Что они хотят узнать о природе своего края», к второму уроку они находили информацию из разных источников: библиотека, интернет. Но проблема в том, что дети были не все подготовлены. И поэтому они разделились на 2 группы: мальчики и девочки. Защита проектов не произошла, так как не хватила времени. Дети проекты оформляют только в бумажном варианте, но хотелось, что бы были и презентации.


Следующий проект «Круговорот воды». Этот проект ребята готовили дома с помощью картона и пластилина.

Цель этого проекта : познакомиться с круговорот воды.

Задача: узнать как происходит круговорот воды.



Проект «Растения нашего края». Здесь ребята с помощью интернета находили информацию о растениях, которые растут в Чукотском автономном округе.

Цель проекта: познакомиться с растениями нашего края.


Ребята разделились на группы. У каждой группы было свое задание. А затем они начали представлять свои работы.


Были проекты индивидуальные:

- «Школа кулинаров» ребята создавали свою книгу, где были предложены рецепты блюд.

- «Что такое деньги». Поэтому проекту был дан открытый урок. К этому уроку готовилась не только я, но и ребята. Они искали информацию о деньгах. А затем на уроке ребята разделились на 3 группы, где оформили свой листок информации и защитили его. В конце урока мы все листки информации склеили и получили целый проект.


Эти проекты были созданы ребятами в 3 классе. Все проекты были изображены на бумаге. Но на этом я не останавливалась. Мне хотелось, что бы ребята могли делать свои проекты в форме презентации. Вот и в 4 классе моей задачей стало научить ребят оформлять свои проекты в презентации. Поэтому тема и цель по самообразованию осталась та же, но только изменились задачи:

  1. Продолжать учить находить информацию в различных источниках.

  2. Уметь оформлять эту информацию в презентации.

  3. Защищать свои проекты .

  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.


Уже будучи в 4 классе ребята в течение года пробовали создавать свои проекты на разные темы, но получались не у всех. Самые лучшие проекты ребята защищали на школьной научной практической конференции. Где заняли призовые места.

Это такие ребята:

Луценко Александра и Никифорова Татьяна «Число вокруг нас» - 1 место;

Насикан Никита «Первобытные люди» - 2 место.

Казарина Ирина и Чупрова Александра «Какие бывают пчёлы» - 4 место.


Есть ребята которые приготовили и защищали свои работы на уроках окружающего мира:

Вальгиргин Семён и Никулин Роман «Ледоход»;

Зюбин Владимир и Насикан Никита «Тундра с. Усть-Белая».


От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Каждый проект очень интересен.


Этот класс я выпустила в 5 класс. Набрала нынче уже 1 класс. В этом году я продолжу работу над этой темой, но только не 1 предмету (окружающему миру), а по всем предметам. В 2014-2015 учебном году я оставила эту тему , но чу-чуть изменила «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности»

Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

  1. Познакомить со словом «проект».

  2. Научить находить информацию в различных источниках.

  3. Уметь оформлять эту информацию на разных носителях

  4. Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.

План :

  1. Открытые уроки по теме самообразованию.

  2. Создание проекта страницы альбома «Природа нашего края»

А) оформление страниц альбома;

Б) выступление агитбригады в детском саду;

В) вручение альбома «Природа нашего края» детям подготовительной группе.


3. Создание проекта «Деревня»

А) выполнение брёвнышек из бумаги;

Б) оформление дома;

В) оформление деревни;

Г) выступление на школьной научной конференции.

4. Отчёт на МО начальных классов.


Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль— помочь детям в этом.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Быкова Татьяна Николаевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131196

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства