Отчёт по самообразованию
«Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру»
2012-2014 учебный год
Учитель начальных классов
Быкова Татьяна Николаевна
МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»
ЧАО, Анадырский район
Наш центр образования села Усть-Белая перешла на новые стандарты. Мой класс в 2012 году стал экспериментальным в этой области. Помощником в изучении новых стандартах была Казначеева Лариса Валентиновна. Прежде всего, я начала с изучении программы, где познакомилась с темами и учебными универсальными действиями (УУД). Затем составила сама рабочую программу по предметам. Дальше познакомилась со структурой урока. На уроках я стала использовать элементы уроков нового стандарта. Столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со словом «проект».
Поэтому я взяла тему «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру».
Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Задачи:
- Познакомить со словом «проект».
- Научить находить информацию в различных источниках.
- Уметь оформлять эту информацию на разных носителях
- Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Проектно – исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени (1 день, 1 неделя, месяц и до 1 года).
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Мы начали работать над проектами уже будучи в 3 классе
И поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Первый проект был посвящен теме «Природа нашего края».
Это проект делали ребята два урока: на первом уроке мы обсуждали что относится к слову «природа» и поставили себе цель «Что они хотят узнать о природе своего края», к второму уроку они находили информацию из разных источников: библиотека, интернет. Но проблема в том, что дети были не все подготовлены. И поэтому они разделились на 2 группы: мальчики и девочки. Защита проектов не произошла, так как не хватила времени. Дети проекты оформляют только в бумажном варианте, но хотелось, что бы были и презентации.
Следующий проект «Круговорот воды». Этот проект ребята готовили дома с помощью картона и пластилина.
Цель этого проекта : познакомиться с круговорот воды.
Задача: узнать как происходит круговорот воды.
Проект «Растения нашего края». Здесь ребята с помощью интернета находили информацию о растениях, которые растут в Чукотском автономном округе.
Цель проекта: познакомиться с растениями нашего края.
Ребята разделились на группы. У каждой группы было свое задание. А затем они начали представлять свои работы.
Были проекты индивидуальные:
- «Школа кулинаров» ребята создавали свою книгу, где были предложены рецепты блюд.
- «Что такое деньги». Поэтому проекту был дан открытый урок. К этому уроку готовилась не только я, но и ребята. Они искали информацию о деньгах. А затем на уроке ребята разделились на 3 группы, где оформили свой листок информации и защитили его. В конце урока мы все листки информации склеили и получили целый проект.
Эти проекты были созданы ребятами в 3 классе. Все проекты были изображены на бумаге. Но на этом я не останавливалась. Мне хотелось, что бы ребята могли делать свои проекты в форме презентации. Вот и в 4 классе моей задачей стало научить ребят оформлять свои проекты в презентации. Поэтому тема и цель по самообразованию осталась та же, но только изменились задачи:
- Продолжать учить находить информацию в различных источниках.
- Уметь оформлять эту информацию в презентации.
- Защищать свои проекты .
- Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.
Уже будучи в 4 классе ребята в течение года пробовали создавать свои проекты на разные темы, но получались не у всех. Самые лучшие проекты ребята защищали на школьной научной практической конференции. Где заняли призовые места.
Это такие ребята:
Луценко Александра и Никифорова Татьяна «Число вокруг нас» - 1 место;
Насикан Никита «Первобытные люди» - 2 место.
Казарина Ирина и Чупрова Александра «Какие бывают пчёлы» - 4 место.
Есть ребята которые приготовили и защищали свои работы на уроках окружающего мира:
Вальгиргин Семён и Никулин Роман «Ледоход»;
Зюбин Владимир и Насикан Никита «Тундра с. Усть-Белая».
От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.
Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Каждый проект очень интересен.
Этот класс я выпустила в 5 класс. Набрала нынче уже 1 класс. В этом году я продолжу работу над этой темой, но только не 1 предмету (окружающему миру), а по всем предметам. В 2014-2015 учебном году я оставила эту тему , но чу-чуть изменила «Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности»
Цель: научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Задачи:
- Познакомить со словом «проект».
- Научить находить информацию в различных источниках.
- Уметь оформлять эту информацию на разных носителях
- Воспитывать любовь к окружающей среде не только своего края.
План :
- Открытые уроки по теме самообразованию.
- Создание проекта страницы альбома «Природа нашего края»
А) оформление страниц альбома;
Б) выступление агитбригады в детском саду;
В) вручение альбома «Природа нашего края» детям подготовительной группе.
3. Создание проекта «Деревня»
А) выполнение брёвнышек из бумаги;
Б) оформление дома;
В) оформление деревни;
Г) выступление на школьной научной конференции.
4. Отчёт на МО начальных классов.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль— помочь детям в этом.