Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Методы и приемы развивающего обучения»»
Методы и приемы развивающего обучения
Подготовила
студентка Ш-31 группы
Яценко Татьяна Валерьевна
Методы развивающего обучения
Проблемное изложение (проблематизация) знаний –направлена на открытие для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем
Учебная задача (проблемная ситуация)-это незнание, столкновение с чем-то новым, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа, действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Учебная задача решается обучающимися путем выполнения определенных действий.
Учебная модель –изображения, которые фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание объекта фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно.
Моделирование-способ решения задач в предметной, графической или знаковой форме.
Приемы развивающего обучения
Приемы развития памяти
«Волшебнаябуква»
Ученикам предлагается за определенное время написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географической номенклатуры, отвечающей данным условиям. Обычно это задание предлагаю выполнить за 2-4 минуты. Как показывает практика, это оптимальное время для такого задания.
«Вспомни силуэт»
Прием заключается в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту.
«Наблюдатель»
Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определённый участок карты.
Потом ученик поворачивается к карте спиной.
Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.
«Игра в названия»
Игра проводится в конце урока (за 5-7 минут). Заключается в следующем. От каждого ряда выбирается один представитель. Все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминающихся на данном уроке. Побеждает тот ученик, который правильно запомнит больше географических названий.
Приемы развития логического мышления
«Лестница»
этот прием целесообразно использовать при работе с понятиями. Понятия подразделяются на два различных класса - понятия общие и единичные. Общие понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные относятся к конкретному географическому объекту и отражают его своеобразие. Прием «Лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия. В качестве примера приведем следующий:
Задание: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф.
Предполагается ответ: Обрыв - вершина - хребет - горная страна - рельеф - литосфера.
Это задание можно усложнить, если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить самостоятельно заполнить пробелы. В этом случае задание приобретет следующий вид:
«Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробелы. Система расселения - ... - ... - столица».
Ответ: населенный пункт - город.
«Поиск общего»
Заданы два случайно выбранных географических объекта (например, полуостров Калифорния - город Волгоград ). Ученик должен найти у них можно больше общих признаков. На первый взгляд, ничего общего между ними нет, но, если хорошо подумать, несколько общих признаков найти можно:
1) оба расположены в Северном полушарии;
2) оба объекта пересекает изотерма +24 °С;
3) среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм;
4) в том и в другом слове по одной букве «а», «л» и «р»;
5) то и другое является сушей.
Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Описанное задание лучше давать в виде соревнования на время. Прием этот - хорошая гимнастика для ума.
«Поиск аналогов»
«Поиск аналогов». Этот прием я использую в старших классах. Называю какой-либо географический объект - ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.
Например, дается задание найти географические аналоги города Рио-де-Жанейро. Ответ:
1) Рио-де-Жанейро - Рига (оба начинаются на букву «Р»);
3) Рио-де-Жанейро - Копенгаген (оба расположены на берегу моря);
4) Рио-де-Жанейро - Кейптаун (оба расположены в южном полушарии);
5) Рио-де-Жанейро - Гавана (оба лежат в тропическом поясе);
6) Рио-де-Жанейро - Нью-Йорк (оба находятся в западном полушарии);
7) Рио-де-Жанейро - Лиссабон (жители обоих городов говорят на португальском языке);
8) Рио-де-Жанейро - Венеция (оба города знамениты своими карнавалами);
9) Рио-де-Жанейро - Санкт-Петербург (оба города в своей стране занимают 2-е место по числу жителей).
При желании можно придумать еще не менее двух десятков аналогов Рио-де-Жанейро. А работу по поиску элементов сходства предложенных объектов можно организовать в форме состязания.
Приемы мотивации учащихся
«Вторая половина»
«Вторая половина». Перед уроком готовлю набор карточек по количеству учеников в классе. Карточки двух видов: с вопросами и с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ, который учащимся надо найти. В определенный момент урока раздаю каждому по одной карточке, а затем по моей команде все ученики встают из-за парт и начинают искать свои «половинки». Для них начинается самый главный процесс в их подростковой жизни - процесс общения. Пара учеников, первой нашедшая друг друга, садится на первую парту рядом с учительским столом, следующая - за ними. После того как заполнен весь первый ряд, начинается заполнение второго ряда и т. д.
Подобные приемы делают урок географии интересным и способствуют формированию положительного отношения учеников к предмету.
«Узнай меня»
Этот прием представляет собой особую форму географической загадки. На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она может выбрать вопрос, на который будет отвечать. Цель игры - определить, что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или достопримечательность, их надо назвать. Если это участок местности, надо определить материк, страну или природную зону. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся.
Прием развития внимания
«Найди ошибку»
Этот прием рекомендую использовать во время объяснения, когда нужно добиться сосредоточенного внимания класса на учебном материале, а также при закреплении материала в любом из классов. Перед началом объяснения объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Они будут очевидны, и для того, чтобы их обнаружить, не потребуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен будет поднять руку.
При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем, и кроме действительных ошибок находят массу ошибок несуществующих. Это несколько замедляет работу, поэтому при применении данного приема в плане урока отвожу времени на объяснение материала немного больше обычного.
В общем, подобных ошибок можно придумать немало, но желательно предупредить учеников о количестве ошибок и не делать их слишком много. Опыт показывает, что оптимальное количество ошибок в рассказе - не более 5-6.
«Парадокс»
«Парадокс». Суть этого приема сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала я вспоминаю некий парадоксальный случай или рассказываю о загадочном происшествии, захватывающем детское воображение. Замечаю при этом, что при всей неординарности упомянутого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. Изложив новый материал, прошу учеников объяснить парадокс.
Например, один из уроков начального курса географии (6 класс) по теме «Атмосфера» начинаю с рассказа о том, как в 1806 г. в Дании с неба сыпались раки, в 1933 г. в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами, а в 1974 г. в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки. Естественно, учащимся хочется объяснить причину необычных явлений, и объяснение нового материала они слушают внимательнее.
Подобные примеры в большом количестве можно найти в книгах по занимательной географии.
«Географический лабиринт»
Этот прием годится для занятий в любом классе. Берется особый вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение с точки зрения играющего верно, ему следует идти по стрелке «ДА», а если ложно - по стрелке «НЕТ».
Предлагаю в качестве примера задание для девятиклассников по теме «Южная Сибирь» (рис. 1).