kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему «Методы и приемы развивающего обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация содержит материал который поможет вам разобраться в методах и приемах развивающего обучения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Методы и приемы развивающего обучения»»

Методы и приемы развивающего обучения  Подготовила студентка Ш-31 группы Яценко Татьяна Валерьевна

Методы и приемы развивающего обучения

Подготовила

студентка Ш-31 группы

Яценко Татьяна Валерьевна

Методы развивающего обучения

Методы развивающего обучения

  • Проблемное изложение (проблематизация) знаний –направлена на открытие для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем
  • Учебная задача (проблемная ситуация)-это незнание, столкновение с чем-то новым, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа, действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
  • Учебная задача решается обучающимися путем выполнения определенных действий.
Учебная модель –изображения, которые фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание объекта фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Моделирование-способ решения задач в предметной, графической или знаковой форме.
  • Учебная модель –изображения, которые фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание объекта фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно.
  • Моделирование-способ решения задач в предметной, графической или знаковой форме.
Приемы развивающего обучения

Приемы развивающего обучения

Приемы развития памяти

Приемы развития памяти

«Волшебная  буква»

«Волшебная буква»

  • Ученикам предлагается за определенное вре­мя написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географи­ческой номенклатуры, отвечающей данным условиям. Обычно это задание предлагаю выполнить за 2-4 минуты. Как показывает прак­тика, это оптимальное время для такого зада­ния.
«Вспомни силуэт» Прием заключается в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту.

«Вспомни силуэт»

Прием заключается в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту.

«Наблюдатель» Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определённый участок карты.  Потом ученик поворачивается к карте спиной.  Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.

«Наблюдатель»

Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определённый участок карты.

Потом ученик поворачивается к карте спиной.

Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.

«Игра в названия»  Игра проводится в конце урока (за 5-7 минут). Заключается в следующем. От каждого ряда выбирается один представитель. Все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминающихся на данном уроке. Побеждает тот ученик, который правильно запомнит больше географических названий.

«Игра в названия»

Игра проводится в конце урока (за 5-7 минут). Заключается в следующем. От каждого ряда выбирается один представитель. Все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминающихся на данном уроке. Побеждает тот ученик, который правильно запомнит больше географических названий.

Приемы развития логического мышления

Приемы развития логического мышления

«Лестница» этот прием целесообразно использовать при ра­боте с понятиями. Понятия подразделяются на два различных класса - понятия об­щие и единичные. Общие понятия охва­тывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные  относятся к конкретно­му географическому объекту и отражают его своеобразие. Прием «Лестница» проверяет спо­собность ученика ранжировать единичные или общие понятия. В качестве примера приведем следующий: Задание:  Выстройте данные понятия в соот­ветствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф. Предполагается ответ:  Обрыв - вершина - хребет - горная страна - рельеф - литосфера. Это задание можно усложнить, если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить само­стоятельно заполнить пробелы. В этом случае задание при­обретет следующий вид: «Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробе­лы. Система расселения - ... - ... - столица». Ответ:  населенный пункт - город.

«Лестница»

этот прием целесообразно использовать при ра­боте с понятиями. Понятия подразделяются на два различных класса - понятия об­щие и единичные. Общие понятия охва­тывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные  относятся к конкретно­му географическому объекту и отражают его своеобразие. Прием «Лестница» проверяет спо­собность ученика ранжировать единичные или общие понятия. В качестве примера приведем следующий:

Задание:  Выстройте данные понятия в соот­ветствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф.

Предполагается ответ:  Обрыв - вершина - хребет - горная страна - рельеф - литосфера.

Это задание можно усложнить, если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить само­стоятельно заполнить пробелы. В этом случае задание при­обретет следующий вид:

«Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробе­лы. Система расселения - ... - ... - столица».

Ответ:  населенный пункт - город.

«Поиск общего»    Заданы два случайно выбранных географиче­ских объекта (например,   полуост­ров Калифорния - город Волгоград ). Ученик должен найти у них можно больше общих признаков. На первый взгляд, ничего общего между ними нет, но, если хорошо подумать, несколько общих признаков найти можно: 1)   оба расположены в Северном полушарии; 2)   оба объекта пересекает изотерма +24 °С; 3)   среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм; 4)    в том и в другом слове по одной букве «а», «л» и «р»; 5)    то и другое является сушей. Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Описанное задание лучше давать в виде соревнования на время. Прием этот - хорошая гимнасти­ка для ума.

«Поиск общего»

Заданы два случайно выбранных географиче­ских объекта (например,   полуост­ров Калифорния - город Волгоград ). Ученик должен найти у них можно больше общих признаков. На первый взгляд, ничего общего между ними нет, но, если хорошо подумать, несколько общих признаков найти можно:

1)   оба расположены в Северном полушарии;

2)   оба объекта пересекает изотерма +24 °С;

3)   среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм;

4)    в том и в другом слове по одной букве «а», «л» и «р»;

5)    то и другое является сушей.

Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Описанное задание лучше давать в виде соревнования на время. Прием этот - хорошая гимнасти­ка для ума.

«Поиск аналогов»

«Поиск аналогов».  Этот прием я использую в старших классах. Называю какой-либо географический объект - ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Например, дается задание найти географические аналоги города Рио-де-Жанейро. Ответ:

1)     Рио-де-Жанейро - Рига (оба начинаются на букву «Р»);

2)  Рио-де-Жанейро - Стамбул (оба бывшие сто­лицы);

3)  Рио-де-Жанейро - Копенгаген (оба расположены на берегу моря);

4)  Рио-де-Жанейро - Кейптаун (оба расположены в южном полушарии);

5)  Рио-де-Жанейро - Гавана (оба лежат в тропи­ческом поясе);

6)  Рио-де-Жанейро - Нью-Йорк (оба находятся в за­падном полушарии);

7)     Рио-де-Жанейро - Лиссабон (жители обоих го­родов говорят на португальском языке);

8)  Рио-де-Жанейро - Венеция (оба города знаме­ниты своими карнавалами);

9)  Рио-де-Жанейро - Санкт-Петербург (оба горо­да в своей стране занимают 2-е место по числу жите­лей).

При желании можно придумать еще не менее двух десятков аналогов Рио-де-Жанейро. А работу по поиску элементов сходства предложенных объектов можно  организовать в форме состязания.

Приемы мотивации учащихся

Приемы мотивации учащихся

«Вторая половина» «Вторая половина».  Перед уроком  готовлю набор карточек по количеству учеников в классе. Карточки двух видов: с вопросами и с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ, кото­рый учащимся надо найти. В определенный мо­мент урока раздаю каждому по одной карточке, а затем по моей  команде все учени­ки встают из-за парт и начинают искать свои «половинки». Для них начинается самый главный процесс в их подростковой жизни - процесс об­щения. Пара учеников, первой нашедшая друг друга, садится на первую парту рядом с учитель­ским столом, следующая - за ними. После того как заполнен весь первый ряд, начинается запол­нение второго ряда и т. д. Подобные приемы делают урок географии интересным и способствуют формированию по­ложительного отношения учеников к предмету.

«Вторая половина»

«Вторая половина».  Перед уроком  готовлю набор карточек по количеству учеников в классе. Карточки двух видов: с вопросами и с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ, кото­рый учащимся надо найти. В определенный мо­мент урока раздаю каждому по одной карточке, а затем по моей  команде все учени­ки встают из-за парт и начинают искать свои «половинки». Для них начинается самый главный процесс в их подростковой жизни - процесс об­щения. Пара учеников, первой нашедшая друг друга, садится на первую парту рядом с учитель­ским столом, следующая - за ними. После того как заполнен весь первый ряд, начинается запол­нение второго ряда и т. д.

Подобные приемы делают урок географии интересным и способствуют формированию по­ложительного отношения учеников к предмету.

«Узнай меня» Этот прием представляет собой особую форму географической загадки. На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листоч­ке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она может выбрать вопрос, на который будет отвечать. Цель игры - определить, что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или достопри­мечательность, их надо назвать. Если это учас­ток местности, надо определить материк, стра­ну или природную зону. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся.

«Узнай меня»

Этот прием представляет собой особую форму географической загадки. На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листоч­ке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она может выбрать вопрос, на который будет отвечать. Цель игры - определить, что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или достопри­мечательность, их надо назвать. Если это учас­ток местности, надо определить материк, стра­ну или природную зону. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся.

Прием развития внимания

Прием развития внимания

«Найди ошибку»   Этот прием рекомендую использовать во вре­мя объяснения, когда нужно добиться сосредото­ченного внимания класса на учебном материале, а также при закреплении материала в любом из классов. Перед началом объяснения объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Они будут оче­видны, и для того, чтобы их обнаружить, не по­требуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен будет под­нять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем, и кроме дейст­вительных ошибок находят массу ошибок не­существующих. Это несколько замедляет работу, поэтому при применении данного приема в плане урока отвожу времени на объяснение материала немного больше  обычного. В общем, подобных ошибок можно придумать немало, но желательно предупредить учеников о количестве ошибок и не делать их слишком много. Опыт показывает, что оптимальное коли­чество ошибок в рассказе - не более 5-6.

«Найди ошибку»

  Этот прием рекомендую использовать во вре­мя объяснения, когда нужно добиться сосредото­ченного внимания класса на учебном материале, а также при закреплении материала в любом из классов. Перед началом объяснения объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Они будут оче­видны, и для того, чтобы их обнаружить, не по­требуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен будет под­нять руку.

При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем, и кроме дейст­вительных ошибок находят массу ошибок не­существующих. Это несколько замедляет работу, поэтому при применении данного приема в плане урока отвожу времени на объяснение материала немного больше  обычного.

В общем, подобных ошибок можно придумать немало, но желательно предупредить учеников о количестве ошибок и не делать их слишком много. Опыт показывает, что оптимальное коли­чество ошибок в рассказе - не более 5-6.

«Парадокс»   «Парадокс».  Суть этого приема сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала я вспоминаю некий парадоксальный случай или рассказываю о загадочном происшествии, захватывающем детское воображе­ние. Замечаю при этом, что при всей неординарности упомянутого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. Изложив новый  матери­ал,  прошу учеников объяснить парадокс. Например, один из уроков начального курса географии (6 класс) по теме «Атмосфера» начинаю с рассказа о том, как в 1806 г. в Дании с неба сы­пались раки, в 1933 г. в селе Кавалерово Примор­ского края шел дождь с медузами, а в 1974 г. в окрестностях Ашхабада с неба падали лягуш­ки. Естественно, учащимся хочется  объяснить причину необычных явлений, и объяснение нового материала они слушают внимательнее. Подобные примеры в большом количестве можно найти в книгах по занимательной геогра­фии.

«Парадокс»

«Парадокс».  Суть этого приема сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала я вспоминаю некий парадоксальный случай или рассказываю о загадочном происшествии, захватывающем детское воображе­ние. Замечаю при этом, что при всей неординарности упомянутого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. Изложив новый  матери­ал,  прошу учеников объяснить парадокс.

Например, один из уроков начального курса географии (6 класс) по теме «Атмосфера» начинаю с рассказа о том, как в 1806 г. в Дании с неба сы­пались раки, в 1933 г. в селе Кавалерово Примор­ского края шел дождь с медузами, а в 1974 г. в окрестностях Ашхабада с неба падали лягуш­ки. Естественно, учащимся хочется  объяснить причину необычных явлений, и объяснение нового материала они слушают внимательнее.

Подобные примеры в большом количестве можно найти в книгах по занимательной геогра­фии.

«Географический лабиринт»     Этот прием годится для занятий в любом классе. Берется особый вид теста, рассчитанный на последовательное и вни­мательное прохождение набора истинных и лож­ных утверждений. От каждого утверждения от­ходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение с точки зрения играющего верно, ему следует идти по стрелке «ДА», а если ложно - по стрелке «НЕТ». Предлагаю в качестве примера задание для девятиклассников по теме «Южная Сибирь»  (рис. 1). Ответ: 1-2-5-6-9-8-7-10-11-12- 15-14-17-1

«Географический лабиринт»

  Этот прием годится для занятий в любом классе. Берется особый вид теста, рассчитанный на последовательное и вни­мательное прохождение набора истинных и лож­ных утверждений. От каждого утверждения от­ходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение с точки зрения играющего верно, ему следует идти по стрелке «ДА», а если ложно - по стрелке «НЕТ».

Предлагаю в качестве примера задание для девятиклассников по теме «Южная Сибирь»  (рис. 1).

Ответ: 1-2-5-6-9-8-7-10-11-12- 15-14-17-1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Презентация на тему «Методы и приемы развивающего обучения»

Автор: Яценко Татьяна Валерьевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока в 8 классе по теме: "Деление дробей" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-po-tiemie-dielieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "121750"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414064071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация на тему: Методы и приемы развивающего обучения"
    ["seo_title"] => string(65) "prezentatsiia_na_temu_metody_i_priemy_razvivaiushchego_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "528647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574694166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Мастер-класс  «Калейдоскоп Активных Методов Обучения»"
    ["seo_title"] => string(52) "mastierklasskalieidoskopaktivnykhmietodovobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308931"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458711317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства