Т.К. Горшкова,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.П. Кочнева г. Нерюнгри»
Тема: «Изменение глаголов по числам». 3 «Г» класс.
Тип урока: построения системы знаний.
Цели: Актуализировать умение определять главные члены предложения.
Научить:
— определять число глагола и обосновывать своё мнение;
— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;
— рассказывать о единственном и множественном числе глаголов;
— рассказывать правило определения числа глагола;
— определять число глагола, используя правило;
— писать текст, дополняя его глаголами;
— писать глаголы, распределяя их по группам соответственно форме числа;
— писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилом;
— использовать речь для регулирования своего действия в рамках учебного диалога.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятия «число глагола» и использовать его в активном словаре;
— определять число глагола и обосновывать своё мнение;
— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в соответствии с правилом.
— планировать свои действия в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;
— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;
— согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речь для представления результата.
•Определять:
— морфологические признаки глагола;
— глаголы единственного и множественного числа;
— член предложения, выраженный глаголом.
Предметные умения:
•Рассказывать:
— о ед. и мн. числах глагола;
— правило определения числа глагола.
•Определять:
— число глагола, используя правило;
— член предложения, выраженный глаголом.
•Писать:
— текст, дополняя его глаголами;
— глаголы-антонимы;
— глаголы, распределяя их по группам соответственно форме времени;
— текст, вставляя пропущенные орфограммы.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
1) Организационный момент. Психологическая подготовка.
Презентация. Слайд № 1
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
-Ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку.
-Наш девиз урока:
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнение других.
Я желаю сегодня вам успеха.
2) Проверка посадки.
-Руки?-На месте.
-Ноги?-На месте.
-Локти?-У края.
-Спина?-Прямая.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
3)Пальчиковая гимнастика.
4) Минутка чистописания. Слайд №2
а) - Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.
лллл оооо гггг аааа лллл гггг
- А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г
- Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи. (ГЛАГОЛ)
-Запишем число и классную работу с комментированием.
5) Актуализация знаний.
-С какими частями речи вы уже знакомы? (Прилагательное, существительное, местоимение, глагол, предлоги) Слайд №3
-Ребята, распределите слова на колонки. В первую перенести имена существительные, во вторую глаголы. (работа на интерактивной доске).
6) Словарная работа.
Слайд №4.
– Звуковой картинный диктант.
Ворона, воробей, медведь, заяц, топор, молоток, лопата, кровать.
– Взаимопроверка соседа по парте на интерактивной доске. Оценка смайликами. Слайд №5
7) Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке?
-Что такое глагол?Слайд6
-Ребята, давайте проверим наши знания?
Анимация на интер. доске.
Задание в парах.
1. Прочитайте слова на карточках. Какая это часть речи?
Плывёт, читают, звенит, играют.
2. Разделите слова на две группы.
3. По какому признаку разделили?(Ед. и мн. число)
-Ребята, вспомните, что обозначают глаголы в ед. числе? На какие вопросы отвечают?
-Ребята, вспомните, что обозначают глаголы во мн. числе? На какие вопросы отвечают?
4. –Как вы думаете, о чём продолжим говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (записать на доске открывается) Слайд6
-Сегодня мы продолжим работать по теме: «Изменение глаголов по числам».
-Проверим наши знания с нашим вторым учителем интер. доской, всё ли правильно мы проговорили?
Анимация на интер. доске.
8) Реализация построенного проекта. (Один ученик у доски). Слайд № 7
1) – Посмотрите на картинки и составьте предложения. (Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)
2) – Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет и запишите их.
– Что пришлось изменить в предложениях? (Существительные)
– Что произошло с глаголами? (Они тоже стали единственного числа.)
-Что изменилось в словах? (окончание).
-Какой вывод сделаем? (при изменении числа меняется окончание).
9)Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, устали, отдохнем
И опять пешком пойдем.
10) Задание по рядам на интер. доске.
Подберите глаголы в форме единственного или множественного числа.
11) Работа по учебнику.
Учебник с. 79 упр. 141. Выписать глаголы парами из предложений левого и правого столбиков по образцу.
Образец. Поёт-поют.
Приплывёт-приплывут.
Звенел-звенели.
Сделаем вывод:
Настоящее время глагола показывает, что действие совершено в момент речи(поёт)
Будущее время глагола показывает, что действие будет происходить помсле момента речи(приплывёт).
Прошедшее время глагола показывает, что действие происходило до момента речи (звенел).
12)Физминутка (для глаз).
13)Включение в систему знаний и повторение.
-Ребята, назовите главные члены предложения?
-Какой частью речи является подлежащее, сказуемое?
-Закрепим наши знания.
-Выделите главные члены предложения, определите число глаголов?
14. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Слайд № 12
-Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания.
ДУМАЕТ ШУМЯТ
БЕЖИТ ИГРАЮТ
ЗЕЛЕНЕЕТ ПЛЫВУТ
ЖИВЁТ НАСТУПАЮТ
СВЕТИТ ЖУРЧАТ
Слайд № 13
15. Итог урока.Слайд №15
1)Как изменяются глаголы?
2)В каком числе употребляются глаголы?
3)Что обозначают глаголы в единственном числе?
4)Что обозначают глаголы во множественном числе?
16) Бланк «Оцени себя».
| Справляюсь самостоятельно. | Нужна помощь. | Не спраляюсь. |
Я умею находить глаголы в предложении. | | | |
Я могу без ошибок определить ед.ч. глагола. | | | |
Я могу без ошибок определить мн.ч. глагола. | | | |
17. Выставление оценок за работу на уроке.
18. Домашнее задание.
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Разделите слова на группы. Плывёт, читают, звенит, играют. | |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |
Распределите глаголы по группам ед.ч. и мн.ч. и выделите окончания. Светит, журчат, живёт, наступают, зеленеет, плывут, думает, шумят, бежит, играют. |