2. Стадия вызова. -Разгадывание кроссворда | -Вспомните, над какой частью речи мы работаем. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. 1.Крупный населенный пункт (город) 2. Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, осеннее (пальто) 3. Лесной житель летом - серый, зимой - белый (заяц) 4. У нас в саду переполох, стремится из стручков… (горох) 5. Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают (воробьи) 6. Как называется лесная ягода, из которой варят варенье, очень полезное при простуде…(малина) -Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали? -Так значит над какой частью речи мы работаем? | Разгадывают кроссворд Называют слово по вертикали ГЛАГОЛ |
- Повторение. "Верные и неверные утверждения" (прием РКМЧП) | -А сейчас мы поиграем в игру "Верите ли вы, что...? Проверим, что вы знаете о глаголе. Если вы мне верите, то отвечаете да, если не верите, то - нет. Глагол - это часть речи Глагол - это часть предложения Глагол отвечает на вопрос какой? какая? Глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Глагол обозначает предмет Глагол обозначает действие предмета Глагол в предложении бывает сказуемым Глагол в предложении является подлежащим. Глагол изменяется по временам Времена глагола: настоящее, прошлое, будущее Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее | Отвечают да или нет По верным утверждениям составляют кластер |
3.Стадия осмысления -Сообщение темы и целей урока -Актуализация опорных знаний - Составление кластера по вопросам учителя. (приём технологии РКМЧП) -выборочное письмо (Давлетов Давид, Шалдыкова Айдана, Жексенбаев Дияр, Калибаев Адиль, Копбаев Даулет работают по индивидуальным карточкам) -работа в паре (1 пара работает по анимационным картинкам на доске) (Давлетов Давид, Шалдыкова Айдана, Жексенбаев Дияр, Калибаев Адиль, Копбаев Даулет составляют кластер по картинкам, распределяя глаголы по числам) -игра "Лови ошибку" (приём РКМЧП) | -Посмотрите на доску. - Кто изображен на первой картинке? (девушка) - Сколько девушек? (одна) - Определите число существительного «девушка». (ед.ч.) - Девушка что делает? (танцует) - Слово «танцует» какой частью речи является? (глаголом) - Определите число глагола. (ед.ч.) - Посмотрите на вторую картинку. - Кто изображен на картинке? (девушки) - Сколько девушек? (три) - Определите число существительного «девушки». (множ.ч.) - Девушки что делают? (танцуют) - Слово «танцуют» какой частью речи является? (глаголом) - Определите число глагола. (множ.ч.) - Сформулируйте тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? - Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться? Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться определять….. изменять…… и находить……. -Молодцы, правильно, мы сегодня будем закреплять наши знания по теме "Изменение глаголов по числам" - Давайте сформулируем вывод: Глаголы изменяются по числам Какого же числа может быть глагол? 3) Что обозначают глаголы в единственном числе? 4) Что обозначают глаголы во множественном числе? 5) На какие вопросы отвечают в ед. числе? Во мн. числе? В ходе беседы заполняется кластер. - Сейчас я буду читать стихотворение. -Вы выпишите глаголы и определите их число. Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга. Капли падают звеня. Работая в паре, распределите глаголы на 2 группы и запишите - в первый столбик глаголы в единственном числе, во второй – во множественном числе. -Задание классу: устно составить предложения с данными глаголами (выборочно) В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый. Вокруг пела птицы. | Рассматривают картинки, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока (Мы будем говорить о глаголах ед. и мн. числа) (Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа) Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в ед. и мн. числе. Глаголы в ед. числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во мн. числе обозначают действия нескольких предметов. Ученик выписывает у доски глаголы, определяет их число, остальные работают в тетради. Один ученик называет глагол по картинке, другой записывает в соотв. столбик. Остальные уч-ся составляют с данными глаголами предложения. Находят ошибку и записывают глагол в правильной форме |
5. Физминутка | Я буду называть предложения. Если глаголы в них в единственном числе, то вы хлопаете в ладоши, если во множественном – топаете. Снег идёт. Снеговики стоят. Заяц бежит. Дети играют. Огни засияют. Холода наступают. Учитель напомнит. Друзья позовут. - Скажите, как связаны сущ. и глаголы? (в каком числе сущ., в таком и глагол). | Если слышат глагол ед. числа, то хлопают, если мн. ч., то топают. Отвечают на вопрос |
6. Работа у доски и в тетрадях. -работа с деформированным предложением Игра "Третий лишний" | – Составьте предложение, подчеркните главные члены предложения и определите число и время глагола. медленно, падает, Пушистые, на, снежинки, землю Пушистые снежинки медленно падают на землю. - Я сейчас назову глаголы, вам нужно в каждой строчке определить лишний глагол (по числу). Объясните свой выбор. Измените эти глаголы по числам. Думает, прыгают, топает; плавают, ползают, скачет; рассказывают, сочиняют, учит; подметает, поливает, вышивают. | Работают с деформированным предложением, определяют число и время глагола Определяют лишний глагол, объясняют свой выбор, изменяют эти глаголы по числам |
7. Обобщение 8. Домашнее задание: | - Какие цели вы ставили в начале урока? -Чему должны были учиться на уроке? Для ответа используйте слова на слайде: мы научились определять….. изменять…… и находить……. упр. 190, стр. 78 (списать стихотворение, подчеркнуть глаголы, указать их число) | Отвечают на вопросы Записывают задание | |