| 5 минут | - Посмотрите на слайд, здесь записаны слова: плывет, читают, звенит, играют. - Что объединяет эти слова? - Что такое глагол? - Что вы уже знаете о глаголе? - Разделите эти слова на 2 группы (кто или что совершает действие, об одном предмете или нескольких идет речь) - По какому принципу разделили? - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? | - эти слова одной части речи: Глагол - Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что будет делать? Что сделает? и т.д. - Чаще всего в предложении является сказуемым, есть глаголы-синонимы, есть глаголы-антонимы. - 1 группа: Плывет, бежит; 2 группа: Читают, играют. - В первой группе глаголы, которые обозначают действие одного предмета, а во второй - нескольких предметов. - Изменение глагола по числам. | Словесный (система вопросов, диалог, беседа) Фронтальная работа Наглядный (электронная презентация) | Коммуникативные УУД: - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; |
| 15 минут | -Запишите название темы в тетрадь (На слайде изображение: первая картинка - один самолет, вторая картинка – два самолета) - Посмотрите на экран. Рассмотрите изображения. Чем они похожи, чем отличаются? - Какое действие происходит на 1 рисунке? - Какое действие происходит на втором рисунке? Составьте нераспространенные предложения. - Назовите глаголы в предложениях. Сравните их. - Что изменилось в записи глаголов? - Почему? - Какое открытие мы сделали? Вспомним, что такое число? Давайте рассмотрим на примере наших предложений. Читаем первое предложение. Найдите существительное в этом предложении. В какой форме числа употреблено существительное самолет? Почему? Хорошо, молодцы! Рассмотрим второе предложение. Существительное самолеты употреблено в какой форме числа? Почему? Так, хорошо! А что еще поменялось в предложении. В чем произошло изменение? Какой вывод мы можем сделать? А что обозначают глаголы в предложении? - Что обозначает глагол в единственном числе? - Что обозначает глагол во множественном числе? Давайте проверим наше открытие и поупражняемся. Откройте стр.110 упр. 356. Прочитайте задание. Вам понятно задание? Выполняйте в парах, на работу у вас 5 минут. Приступайте. Закончили? Давайте проверим. Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. Если все выполнено верно – поднимите карточку с цифрой 1, если были ошибки карточку с цифрой 2. Молодцы! - Что изменяется в глаголе при изменении его по числам? - На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? - на какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? Значит какое открытие мы с вами сделали? Давайте прочитаем правило в учебнике на стр.110. Что из сказанного в правиле мы сегодня еще не узнали? А что мы знаем о глаголах прошедшего времени? А что значит, изменяются по родам? Молодцы! Совершенно верно! На стр.110 давайте выполним упражнение 357. Прочитайте задание. Кто хочет пойти к доске? Пожалуйста выходи. Остальные работают у себя в тетради, внимательно слушают и записывают вместе с нами. Молодец! Присаживайся! При изменение числа у глаголов меняется окончание. При этом происходит не образование новых однокоренных слов, а изменение формы слова. | Записывают в тетрадь - Изображены самолеты. На первом рисунке изображен один самолет, а на втором – два. - Самолет летит - Самолеты летят - Самолет летит. Самолеты летят. - летит, летят. - Окончание. Глагол «летит» – обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе; глагол «летят» - обозначает действие нескольких предметов, значит глагол во множественном числе - Глагол изменяется по числам Число – это изменяемый морфологический признак существительных. При изменении числа у существительных меняется окончание, то есть меняется форма слова. - самолет летит - самолет - в форме ед.ч. - потому что обозначает один предмет - во мн. форме числа, потому что обозначает несколько предметов - глаголы - у глаголов изменилось окончание - значит, глаголы связаны с именами существительными. - глаголы – это слова, которые обозначают действия предметов. - действие одного предмета. -действие нескольких предметов. (упр.356. прочитай. Какие глаголы ты напишешь вместо точек. Почему? Объясни. ИС изменяются по числам. Можно ли тоже самое сказать о глаголах? Почему? Докажи? Костер горит – костры горят; барабан бьет – барабаны бьют; дождь льет – дожди льют; трамвай отъехал – трамваи отъедут; самолёт взлетит – самолёты взлетят. Почему? Выполняют упражнение в учебнике Проверяют ответы - Окончание. - Что делает? - Что делают? - При изменении глагола по числам, меняется и его окончание. - что глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. - это глаголы, обозначающие действие, которое уже произошло – Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» то этот глагол стоит в прошедшем времени. - это значит они изменяются по мужскому, женскому среднему родам. М.р. – что делал?, что сделал? , ж.р. – что делала?, что сделала?, с.р. – что делало? Что сделало? Читают задание, один ребенок выходит к доске, выполняет задание (что сделал? Выбелил глагол прош.вр., ед.ч., белый, белизна, беленький, белянка, белоснежный = корень «бел») | Словесный (диалог, система вопросов) Наглядный (электронная презентация) Фронтальная работа Работа в парах | Личностные УУД: - формирование умения взаимовыручки, старательности, мотивации достижения успеха; - формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия. Метапредметные УУД: Познавательные: - формирование представления об особенностях формы числа глаголов, умения определять число глаголов, изменять их по числам, Регулятивные: - осуществление самооценки с помощью сигнальных карточек; - развитие умения самостоятельно формулировать тему и цель урока; - развитие умения работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: - умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; - развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Предметные УУД: - развитие умений различать, определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам; |
| 18 минут | Продолжаем работать! Я раздам вам карточки с заданием (Прочитай. Определи время глаголов. Запиши эти глаголы во множественном числе. Глаголы прошедшего времени измени по родам. Составь одно предложение с одним из глаголов), вы будете выполнять его самостоятельно. Прочитайте задание. Все ли вам понятно? На работу у вас 10 минут. Закончили. Проверяем работу. Обменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на слайд и сравните с ответами. Если все решено верно – подмините карточку с цифрой 1, если были допущены ошибки – то карточку с цифрой 2. Молодцы! (в чем возникли затруднения?) | - да Выполняют задание
Обмениваются, сверяют с ответами
Поднимают карточки | Словесный (слово учителя) Наглядный (электронная презентация, карточки с самостоятельной работой) Фронтальная работа Индивидуальная работа | Предметные УУД: - развитие умений различать, определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам; Метапредметные УУД: Познавательные: - формирование представления об особенностях формы числа глаголов, умения определять число глаголов, изменять их по числам, Регулятивные: - осуществление самооценки, взаимооценки с помощью сигнальных карточек; |
| 5 минут | Урок подходит к концу, нам пора подводить итоги урока: посмотрите на слайд, вставьте пропущенные слова в текст: ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ. ГЛАГОЛЫ ИМЕЮТ ……. ЧИСЛО, …….. ЧИСЛО. ГЛАГОЛЫ В …….. ВРЕМЕНИ, ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИИЕ, КОТОРОЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО И ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ……….. ….. РОД, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАЛ?; …… РОД, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАЛА?; ……… РОД, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАЛО? Сейчас те, кто понял, как определять ЧИСЛО у глаголов встаньте, а те, кто не понял - поднимите руку. Также я хочу предложить вам немного поиграть. Кубик Блума – пед.прием. На гранях кубика написаны начала вопросов: почему, назови, объясни, предложи, придумай, поделись. Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. "Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний. "Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. "Предложи…”, "Придумай…”,"Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. | Вставляют пропущенные слова Встают или поднимают руки Играют 1.Назови глагол в ед.числе, выдели окончание. 2.почему при изменении формы числа существительного, меняется и глагол в предложении? 3. объясни как 4. предложи 5. придумай глагол в ед.ч, м.р., прошедшего времени? 6. поделись тем, что тебе больше понравилось на уроке? | Словесный (слово учителя, диалог) Фронтальная работа | Метапредметные УУД: Познавательные: - формирование представления об особенностях формы числа глаголов; Регулятивные: - осуществление самооценки, взаимооценки с помощью сигнальных карточек; Коммуникативные: - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |