Цели:
1. Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.
2. Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление.
3.Развивать речь.
4. Воспитывать стремление к знаниям, опрятность.
Ход урока.
I. Оргмомент и сообщение целей урока.
Слайд №1
Слайд № 2
Учитель. Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к родной матушке Природе. Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный
прислониться к окну пройти по дорожке
наклониться к цветку шагать по тени
подбежать к реке подъехали к берегу
Учитель. Что общего у словосочетаний?( Существительные стоят в дательном падеже).
Учитель. Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик – словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик – существительные с безударными окончаниями).
Учитель. Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных).
Слайд № 3
Учитель. Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока.
Учитель. Какова основная цель нашей работы? ( Научиться правильно писать окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл. в дательном падеже.)
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке?
( С правописанием окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже.)
Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Слайд № 4
Учитель. Какие же безударные окончания бывают у существительных в родительном падеже? ( 1скл. –и, -ы; 2 скл. –а, -я; 3 скл. – и.)
Учитель. А как же понять к какому склонению относится то или иное существительное?
III. Чистописание.
Учитель. Догадайтесь какую букву мы будем писать сегодня. Она обозначает звук: согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове – голова, но мягкий в слове ветер. (В).
1.Массаж кистей. Прописывание Вв.
2. Работа с пословицей.
Учитель. Догадайтесь, что за пословица здесь зашифрована? Преобразуйте её.
Провожают по наготе, а встречают по глупости.
Слайд № 5
Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Учитель. Найдите слово с парной согласной в корне слова.
Учитель. Поставьте в начальную форму и сделайте фонетический разбор этого существительного. ( Выполняют самостоятельно, затем фронтальная проверка.
IV. Работа по теме урока
1.Упр. 179, с. 94.
Слайд № 6.
Учитель. Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:
1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
2. С какими предлогами употребляются эти существительные?
3. Определите по таблице, какие окончания имеют в дательном падеже сущ. 1, 2, и 3 скл?
4. Чем они являются в предложении? ( По ответам детей выстраивается схема.)
2. Упр. 195., с.101.
Учитель. Спишите, изменяя окончания существительных, определите склонение. Докажите, почему окончание должно быть именно таким. ( Первые два выполняются вместе, остальные самостоятельно. Затем – самопроверка с помощью слайда).
Слайд № 7
Учитель. Итак, какие же окончания имеют существительные в дат. падеже?
( 1скл. 2 скл. 3 скл.
- е - у, - ю - и )
V.Физкультминутка.
Слайд № 8.
VI. Словарно – орфографическая работа.
Чтоб до солнца нам добраться,
Нужно будет постараться
Группы слов вам прочитать
И, что лишнее, убрать.
1. Работа со словами.
Слайд № 9
Учитель. Найдите «лишнее» слово в каждой группе, которое не имеет признака объединяющего остальные.
( Местность – слово с непроизносимой согл., тогда как остальные объединены орфограммой «Безударная гласная в корне слова»).
(Честный – здесь – непроизносимая согласная, а в остальных словах удвоенная согласная.)
( Свистнул – глагол, остальные существительные).
(Лестница –ж.р., а остальные существительные – с.р.)
Учитель. Выпишите все «лишние» слова.
Слайд № 10
Учитель. А какая орфограмма объединяет эти слова? ( Правописание непроизносимой согласной в корне слова.)
Учитель. Разберите по составу те, написание которых можно проверить. Какое слово мы не будем разбирать и почему? ( Лестница. Это словарное слово).
Подберите слова такого же состава, как и разобранные вами..( Некоторые зачитывают получившиеся цепочки слов?)
Пора, друзья, пришла опять
Смыслом нам слова связать.
Что получим? Без сомнения
Это будут - … ( предложения)
Учитель. Давайте запишем несколько предложений.
2. Комментированное письмо.
Учитель. Ребята, а кто из вас смог догадаться, чему так радовался мальчик? Попробуйте продолжить рассказ. ( Дети придумывают своё продолжение, некоторые варианты озвучиваются. Затем все записывают самостоятельно 4 – 5 предложений)
Учитель. А теперь сравните своё содержание с тем, что было в данном тексте.
Слайд № 11.
3. Синтаксический разбор предложений.
Учитель. Найдите в тексте предложение, в котором есть неодушевлённое существительное, стоящее в дательном падеже. Разберите его синтаксически.
Учитель Измените это предложение, добавив в него однородные члены.
(Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице. Счастливый мальчуган выскользнул из класса и сбежал по лестнице.)
Учитель. А теперь давайте ещё раз посмотрим на этот текст и подумаем, встретились ли здесь слова, связанные с сегодняшней темой? (по лестнице, сыночку).
VII. Подведение итога.
Учитель. Так какие же окончания имеют сущ. в дат падеже?
Слайд № 12
VII. Домашнее задание.
Мы услышали звонок.
Пора закончить наш урок.
Всем спасибо за старание!
Урок окончен. До свидания!