kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.

2. Развивать навык правописания имён существительных   в родительном падеже, развивать творческое мышление.

3.Развивать речь.

4. Воспитывать стремление к знаниям, опрятность.

Ход урока.

I. Оргмомент и сообщение целей урока.

Слайд №1

Слайд № 2

Учитель.  Чтобы узнать  сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к родной матушке Природе. Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный

прислониться к окну                                       пройти по дорожке

наклониться к цветку                                      шагать по тени

 подбежать к реке                                            подъехали к берегу

Учитель. Что общего у словосочетаний?( Существительные стоят в дательном падеже).

Учитель. Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик – словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик –  существительные с безударными окончаниями).

Учитель.  Написание каких окончаний вызывает сложность?  (Безударных).

Слайд  № 3

Учитель.  Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока.

Учитель. Какова основная цель нашей работы? ( Научиться правильно писать окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл. в дательном падеже.)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке?

( С правописанием окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже.)

Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Слайд № 4

Учитель. Какие же  безударные окончания бывают у  существительных в родительном падеже?  ( 1скл.  –и,  -ы;   2 скл.   –а,  -я;    3 скл.   – и.)

Учитель.  А как же понять к какому склонению относится то или иное существительное?

III. Чистописание.

Учитель.  Догадайтесь какую букву мы будем писать сегодня. Она обозначает звук: согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове – голова, но мягкий в слове ветер. (В).

1.Массаж кистей.  Прописывание Вв.

2. Работа с пословицей.

Учитель.  Догадайтесь, что за пословица здесь зашифрована? Преобразуйте её.

Провожают по наготе, а встречают по глупости.

Слайд № 5

Учитель.  Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Учитель.  Найдите слово с парной согласной в корне слова.

Учитель. Поставьте в начальную форму и сделайте фонетический разбор этого существительного. ( Выполняют самостоятельно, затем  фронтальная проверка.

IV. Работа по теме урока

1.Упр. 179, с. 94.  

  Слайд № 6.

Учитель. Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:

1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

2. С какими предлогами употребляются эти существительные?

3. Определите по таблице, какие окончания имеют в дательном падеже сущ. 1, 2, и 3 скл?

4. Чем они являются в предложении? (  По ответам детей выстраивается схема.)

2. Упр. 195., с.101.  

Учитель. Спишите, изменяя окончания существительных, определите склонение.  Докажите, почему окончание должно быть именно таким. ( Первые два  выполняются вместе, остальные самостоятельно. Затем – самопроверка  с помощью слайда).

Слайд  № 7

Учитель.  Итак, какие же окончания имеют существительные в дат. падеже?

                      (                  1скл.            2 скл.            3 скл.

                                        - е               - у, - ю              - и      )

V.Физкультминутка.

Слайд № 8.

VI. Словарно – орфографическая работа.

Чтоб до солнца нам добраться,

Нужно будет постараться

Группы слов вам прочитать

И,  что лишнее,  убрать.

1. Работа со словами.

Слайд № 9

Учитель.  Найдите «лишнее» слово в каждой группе, которое не имеет признака объединяющего остальные.

 ( Местность – слово с непроизносимой согл., тогда как остальные объединены  орфограммой «Безударная гласная в корне слова»).

 (Честный – здесь – непроизносимая согласная, а в остальных словах удвоенная согласная.)

 ( Свистнул – глагол, остальные существительные).

(Лестница –ж.р., а остальные существительные – с.р.)

Учитель.  Выпишите все «лишние» слова.

Слайд № 10

Учитель.  А какая орфограмма объединяет эти слова? ( Правописание непроизносимой согласной в корне слова.)

 Учитель. Разберите  по составу те, написание которых можно проверить. Какое слово  мы не будем разбирать и почему? ( Лестница.  Это словарное слово).

Подберите слова  такого же состава, как и разобранные вами..( Некоторые зачитывают получившиеся цепочки слов?)

Пора, друзья, пришла опять

Смыслом  нам  слова связать.

Что получим? Без сомнения

 Это будут - … ( предложения)

Учитель. Давайте запишем несколько предложений.          

  2. Комментированное письмо.

Учитель. Ребята, а кто из вас смог догадаться, чему так радовался мальчик? Попробуйте продолжить рассказ. ( Дети придумывают своё продолжение, некоторые варианты озвучиваются. Затем  все записывают самостоятельно 4 – 5 предложений)

Учитель. А теперь сравните своё содержание с тем, что было в данном тексте.

Слайд № 11.

 3. Синтаксический разбор предложений.

Учитель. Найдите в тексте предложение, в котором есть  неодушевлённое существительное, стоящее  в дательном падеже. Разберите его синтаксически.

 Учитель Измените это предложение, добавив в него однородные члены.

(Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице. Счастливый мальчуган выскользнул из класса и сбежал по лестнице.)

Учитель. А теперь давайте ещё раз посмотрим на этот текст и подумаем, встретились ли здесь слова, связанные с сегодняшней темой? (по лестнице, сыночку).

VII. Подведение итога.

Учитель. Так какие же окончания имеют сущ. в дат падеже?

 Слайд № 12

VII. Домашнее задание.

Мы услышали звонок.
Пора закончить наш урок.
Всем спасибо за старание!
Урок окончен. До свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже »

Мы услышали звонок.  Пора уже начать урок.  Проверим дружно, всё ль в порядке:  Ручки, карандаш, тетрадки?  Что же, время нас не ждёт.  Соберёмся и …ВПЕРЁД!

Мы услышали звонок. Пора уже начать урок. Проверим дружно, всё ль в порядке: Ручки, карандаш, тетрадки? Что же, время нас не ждёт. Соберёмся и …ВПЕРЁД!

наклониться к цветку  пройти по дорожке подбежать к реке подъехали к берегу прислониться к окну шагать по тени

наклониться к цветку

пройти по дорожке

подбежать к реке

подъехали к берегу

прислониться к окну

шагать по тени

пройти по дорожке подъехали к берегу шагать по тени Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

пройти по дорожке

подъехали к берегу

шагать по тени

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

Существительные в род. п.  Отвечают на вопросы:  кого?, чего? Употребляются с предлогами: от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме Имеют окончания:  1 скл.  2 скл. 3 скл.  - и, - ы  - а, - я  - и Проверка домашнего задания  Из земляники (род. п, 1 скл.), из шерсти ( род. п., 3 скл.), из черники ( род. п. , 1 скл.), из бумаги ( род. п., 1 скл), из дерева (род. п., 2 скл.), из вишни ( род. п., 1 скл.), из стали ( род. п., 3 скл.), из картофеля ( род. п., 2 скл.), из стекла ( род. п., 2 скл.)

Существительные в род. п.

Отвечают на вопросы:

кого?, чего?

Употребляются с предлогами:

от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме

Имеют окончания:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

- и, - ы - а, - я - и

Проверка домашнего задания

Из земляники (род. п, 1 скл.), из шерсти ( род. п., 3 скл.), из черники ( род. п. , 1 скл.), из бумаги ( род. п., 1 скл), из дерева (род. п., 2 скл.), из вишни ( род. п., 1 скл.), из стали ( род. п., 3 скл.), из картофеля ( род. п., 2 скл.), из стекла ( род. п., 2 скл.)

, Чистописание а д о ш к а Фонетический разбор. О-дёж-ка – 3 слога, о - а – глас, безуд. д – д – согл., зв., парн. ё – о – глас., удар. ж – ш – согл., гл., тв., парн. к – к – согл., гл., парн., тв. а – а - глас., безуд. 6 б., 6 зв.    , Встречают по одёжке, а провожают по уму. Буква, обозначающая звук: согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове « голова», мягкий в слове « ветер».

,

Чистописание

а д о ш к а

Фонетический разбор.

О-дёж-ка – 3 слога,

о - а – глас, безуд.

д – д – согл., зв., парн.

ё – о – глас., удар.

ж – ш – согл., гл., тв., парн.

к – к – согл., гл., парн., тв.

а – а - глас., безуд.

6 б., 6 зв.

,

Встречают по одёжке, а провожают по уму.

Буква, обозначающая звук:

согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове « голова»,

мягкий в слове « ветер».

Упражнение № 179, с 94. Существительные в дат. п. Отвечают на вопросы: кому? чему? Употребляются с предлогами: к, по. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл. - е - у, - ю - и

Упражнение № 179, с 94.

Существительные в дат. п.

Отвечают на вопросы:

кому? чему?

Употребляются с предлогами:

к, по.

Имеют окончания:

1скл. 2 скл. 3 скл.

- е - у, - ю - и

Ехал ( где? по чему? ) по улице ( 1 скл.), по площади ( 3 скл.).  Плыл ( где? по чему?)  по речке ( 1 скл.) по морю ( 2 скл.).  Подошёл ( к чему?) к берёзе ( 1 скл.), к сирени ( 3 скл).  Поднялся ( по чему?)  по лестнице (1 скл.).  Подарил (кому?) сестрёнке ( 1 скл.), братишке (1 скл.).  Бежал (куда? к чему?) к озеру ( 2 скл.), к ручью ( 2 скл.)   Упр.195, с.101 Существительные в дательном падеже 1 скл. 2 скл. 3 скл. -е -у, -ю -и

Ехал ( где? по чему? ) по улице ( 1 скл.), по площади ( 3 скл.). Плыл ( где? по чему?) по речке ( 1 скл.) по морю ( 2 скл.). Подошёл ( к чему?) к берёзе ( 1 скл.), к сирени ( 3 скл). Поднялся ( по чему?) по лестнице (1 скл.). Подарил (кому?) сестрёнке ( 1 скл.), братишке (1 скл.). Бежал (куда? к чему?) к озеру ( 2 скл.), к ручью ( 2 скл.)

Упр.195, с.101

Существительные в дательном падеже

1 скл. 2 скл. 3 скл.

-е -у, -ю -и

Момент пришёл для игр и шутки,  Точнее, для физкультминутки. Флюгер есть, друзья, у нас,  А теперь Завращается сейчас.  с охотой  Возьмёмся Ветер справа, ветер слева, Флюгер вертится умело.  за работу! Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большим , До солнца дотянусь.

Момент пришёл для игр и шутки, Точнее, для физкультминутки.

Флюгер есть, друзья, у нас,

А теперь

Завращается сейчас.

с охотой

Возьмёмся

Ветер справа, ветер слева,

Флюгер вертится умело.

за работу!

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большим ,

До солнца дотянусь.

е а Скл…дной, ж…мчужный, погр…ничник, мес…ность . т а пп т кк  Чес…ный, а … уратный, а … етитный, дли … ый. нн т т т  Трос…ник, окрес…ность, свис…нул, мес…ность. т о о а Солнышк…, лестниц…, окошк…, лукошк… . о

е

а

Скл…дной, ж…мчужный, погр…ничник, мес…ность .

т

а

пп

т

кк

Чес…ный, а … уратный, а … етитный, дли … ый.

нн

т

т

т

Трос…ник, окрес…ность, свис…нул, мес…ность.

т

о

о

а

Солнышк…, лестниц…, окошк…, лукошк… .

о

Местность  ,  честный,    свистнул  , лестница

Местность , честный, свистнул , лестница

Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице. прил . п. гл . сущ . прил . сущ .    У него сегодня большой праздник.  Учительница поставила ему пятёрку .

Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице.

прил .

п.

гл .

сущ .

прил .

сущ .

У него сегодня большой праздник.

Учительница поставила ему пятёрку .

Запомни! Существительные в дат. п. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл. - е - у, - ю - и

Запомни!

Существительные в дат. п.

Имеют окончания:

1скл. 2 скл. 3 скл.

- е - у, - ю - и

Домашнее задание Упр. 194,  правило стр. 101

Домашнее задание

Упр. 194,

правило стр. 101

Мы услышали звонок.  Пора закончить наш урок.  Всем спасибо за старание!  Урок окончен. До свидания!

Мы услышали звонок. Пора закончить наш урок. Всем спасибо за старание! Урок окончен. До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

Автор: Рудакова Татьяна Николаевна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 225980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(138) "tiema-uroka-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "208969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430983710"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) ": Правописание безударных окончаний имен  существительных в родительном, дательном и предложном падежах."
    ["seo_title"] => string(117) "pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "296784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456077916"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка по теме: Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_uprazhnieniie_v_pravopisanii_biezudarnykh_okonch"
    ["file_id"] => string(6) "393105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487403244"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "конспект урока «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-zakrieplieniie-pravil-pravopisaniia-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-i-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "163171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450998"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах» "
    ["seo_title"] => string(160) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "225664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439817171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства