kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • Повторить: признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи; алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

            правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  • Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся; умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе; интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

- Зажгите фонарики те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Подарите хорошее настроение друг другу. (повернулись лицом к соседу по парте, улыбнулись)

2. Приветствие. Настрой на продуктивную работу.   слайд
Дети. 

Я умею думать, я умею рассуждать. 
Что полезно для работы то и буду выполнять.
У меня получится и у тебя тоже.( дети поворачиваются друг к другу)

  1. Работа в тетради  слайд.  Правила посадки. «Золотое правило письма»

- Какой сейчас месяц?  Какое сегодня число?  Проговорили орфографически правильно.

  • Записываем, проговаривая орфограммы. Комментирует ученик.

4.  Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на ряд букв. Подумайте и скажите, почему мы работаем с буквой «д».

Н  м   р  д   л   й    ( она лишняя, т.к. все непарные звонкие )

- Каким д.быть письмо ( безотрывным, безнажимным, с наклоном). Повторите 1 элемент, 2 элемент, закончите строчку, чередуя.

Игра «Зажги маячок»   если найдёшь слово с данной буквой.  Слайд

Арома…, яго…кА, бесе…кА, биле…, блокно…, верблю…, восхо…, моло…цы!

- Какое правило применяли, чтобы найти букву?

- Как проверить парный согласный?  ( проговаривают правило)

Слайд    - слова полностью.  – Орфографическое чтение слов.

5. Актуализация знаний.

На доске слово «д…бро» закрыто.

- Что пожелали мы друг другу в начале урока? ( добра)    открывается слово.

- Назовите орфограмму в данном слове.

- Как проверить безударный гласный?  ( проговаривают правило)

- Проверочные слова д.быть …..( однокоренными)

- Подберите однокоренные слова к слову «добро», соответствующие данным схемам.

В процессе ответов вывешиваются  слова. Объясните орфограммы.

Добрый, добр..нький, д..бр…та, д..бряк.

- Какое из данных слов является проверочным  к слову «добро»? Почему?

- Запишите в тетрадь, проговаривая . Выделите главную часть слова.

- Замените слово «добряк» словосочетанием.  - Какого человека называют добряком?  Очень доброго

Добрый человек. – Запишите.  Определите род, число, падеж имени прилагательного.(в скобках)

-Как вы определили? По имени сущ-му.

-Поставьте его в Т.п.. – Что изменилось?

Поставьте его в Д.п.. – Что изменилось?  окончание

6. Сообщение темы, задач урока.

Попробуйте сформулировать тему  урока .

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».   Слайд

- Определим задачи урока:   слайд

Ø  Повторить ……… признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

Ø  Закрепить ……….умение определять падеж, правильно писать окончания прил.

Ø  Развивать …….. орфографическую зоркость, внимание, умение работать в коллективе.

7.  Работа по теме урока.

  • Приём «Круги Венна»

Работа в парах. Карточки. – Определите сходство и различие имени сущ. и имени прилаг.

Проверка.  Обратная сторона доски.

- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное?

(Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

- Почему эти 2 части речи очень тесно связаны между собой?  Род, число, падеж  имени прил. зависит от имени сущ.

  • Выборочный диктант. Игра «Заказ».  Работа по карточкам.

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

Вывод:- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных?

1.Найти существительное, от которого зависит прилагательное.

2.Определить род и падеж существительного.

3.Задать вопрос от существительного к прилагательному.

4.По окончанию в вопросе  определить  окончание имени прилагательного.   Слайд

Физминутка.

  • Самостоятельная работа по карточкам.

№1

- Выполните самостоятельно задание. Вставьте пропущенные окончания,  укажите род и падеж.

1 вариант

В глубок_й  канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя.

2 вариант

Перед  зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.

Взаимопроверка по готовому образцу.

- Кто смог поставить себе «да»  за это задание?

№2

 Составь предложения из слов. Вставь пропущенные орфограммы, окончания. Определи падеж имени прилагательного.

1 вариант

сн..гири, в, кл..вали, Красногруд…, к…рмушке, спел…, яг…ды.

2 вариант

В, л..су, птицы, густ…, укрываются,  с..снов…, стуж…, от.

Проверка.  Слайд. Объяснение.

- Кто смог поставить себе «да»  за это задание?

№3

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

 (Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

Проверка по готовому образцу.

- Кто смог поставить себе «да»  за это задание?

8. Итог урока.

- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных? (Повторение действий по алгоритму)

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

- Какие задачи мы ставили? Удалось ли их достичь?

 9. Рефлексия.

- Перед вами лесенка. Определите на какой ступеньке находитесь вы.

1. Хочу знать больше

2. Хорошо, но могу лучше.

3. Пока испытываю трудности.

Руки вверх - хорошее настроение

Голова вниз – не очень

Закрыть лицо руками –мне безразлично всё, что    происходило    слайд

10. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных». »

Русский язык 4 класс

Учитель: Чуманина Н.В. г. Рудный КГУ «Начальная школа № 9»

Категория: 2



Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • Повторить: признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи; алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  • Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся; умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.

  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе; интерес к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Орг. момент.

- Зажгите фонарики те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Подарите хорошее настроение друг другу. (повернулись лицом к соседу по парте, улыбнулись)

  1. Приветствие. Настрой на продуктивную работу. слайд
    Дети.
     
    Я умею думать, я умею рассуждать. 
    Что полезно для работы то и буду выполнять.
    У меня получится и у тебя тоже.( дети поворачиваются друг к другу)

  2. Работа в тетради слайд. Правила посадки. «Золотое правило письма»

- Какой сейчас месяц? Какое сегодня число? Проговорили орфографически правильно.

- Записываем, проговаривая орфограммы. Комментирует ученик.

4. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на ряд букв. Подумайте и скажите, почему мы работаем с буквой «д».

Н м р д л й ( она лишняя, т.к. все непарные звонкие )

- Каким д.быть письмо ( безотрывным, безнажимным, с наклоном). Повторите 1 элемент, 2 элемент, закончите строчку, чередуя.

Игра «Зажги маячок» если найдёшь слово с данной буквой. Слайд

Арома…, яго…кА, бесе…кА, биле…, блокно…, верблю…, восхо…, моло…цы!

- Какое правило применяли, чтобы найти букву?

- Как проверить парный согласный? ( проговаривают правило)

Слайд - слова полностью. – Орфографическое чтение слов.

5. Актуализация знаний.

На доске слово «д…бро» закрыто.

- Что пожелали мы друг другу в начале урока? ( добра) открывается слово.

- Назовите орфограмму в данном слове.

- Как проверить безударный гласный? ( проговаривают правило)

- Проверочные слова д.быть …..( однокоренными)

- Подберите однокоренные слова к слову «добро», соответствующие данным схемам.

В процессе ответов вывешиваются слова. Объясните орфограммы.

Добрый, добр..нький, д..бр…та, д..бряк.

- Какое из данных слов является проверочным к слову «добро»? Почему?

- Запишите в тетрадь, проговаривая . Выделите главную часть слова.

- Замените слово «добряк» словосочетанием. - Какого человека называют добряком? Очень доброго

Добрый человек. – Запишите. Определите род, число, падеж имени прилагательного.(в скобках)

-Как вы определили? По имени сущ-му.

-Поставьте его в Т.п.. – Что изменилось?

Поставьте его в Д.п.. – Что изменилось? окончание

6. Сообщение темы, задач урока.

Попробуйте сформулировать тему урока .

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных». Слайд

- Определим задачи урока: слайд


  • Повторить ……… признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

  • Закрепить ……….умение определять падеж, правильно писать окончания прил.

  • Развивать …….. орфографическую зоркость, внимание, умение работать в коллективе.

7. Работа по теме урока.

  • Приём «Круги Венна»

Работа в парах. Карточки. – Определите сходство и различие имени сущ. и имени прилаг.






Проверка. Обратная сторона доски.

- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное?

(Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

- Почему эти 2 части речи очень тесно связаны между собой? Род, число, падеж имени прил. зависит от имени сущ.

  • Выборочный диктант. Игра «Заказ». Работа по карточкам.

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

Вывод:- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных?

  1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное.

  2. Определить род и падеж существительного.

  3. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

  4. По окончанию в вопросе  определить окончание имени прилагательного. Слайд

Физминутка.

  • Самостоятельная работа по карточкам.



1

- Выполните самостоятельно задание. Вставьте пропущенные окончания, укажите род и падеж.

1 вариант

В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя.

2 вариант

Перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.

Взаимопроверка по готовому образцу.

- Кто смог поставить себе «да» за это задание?

2

Составь предложения из слов. Вставь пропущенные орфограммы, окончания. Определи падеж имени прилагательного.

1 вариант

сн..гири, в, кл..вали, Красногруд…, к…рмушке, спел…, яг…ды.

2 вариант

В, л..су, птицы, густ…, укрываются, с..снов…, стуж…, от.

Проверка. Слайд. Объяснение.

- Кто смог поставить себе «да» за это задание?

3

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

Проверка по готовому образцу.

- Кто смог поставить себе «да» за это задание?

8. Итог урока.

- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных? (Повторение действий по алгоритму)

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

- Какие задачи мы ставили? Удалось ли их достичь?

9. Рефлексия.

- Перед вами лесенка. Определите на какой ступеньке находитесь вы.

1. Хочу знать больше

2. Хорошо, но могу лучше.

3. Пока испытываю трудности.

Руки вверх - хорошее настроение

Голова вниз – не очень

Закрыть лицо руками –мне безразлично всё, что происходило слайд


10. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чуманина Наталия Валентиновна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "315493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока на тему:" Закрепление правописания безударных имён прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokanatiemuzakrieplieniiepravopisaniiabiezudarnykhimionprilaghatielnykh1"
    ["file_id"] => string(6) "337067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467886176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка на тему: " Правописание существительных на - ия, -ие, -ий". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-sushchiestvitiel-nykh-na-iia-iie-ii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221319"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435184928"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "конспект урока 7 класс. Упражнения на закрепление по теме "Имя прилагательное". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-7-klass-uprazhnieniia-na-zakrieplieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "153967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082964"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства