Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
- Повторить: признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи; алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
- Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся; умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе; интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1.Орг. момент.
- Зажгите фонарики те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.
- Подарите хорошее настроение друг другу. (повернулись лицом к соседу по парте, улыбнулись)
2. Приветствие. Настрой на продуктивную работу. слайд
Дети.
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы то и буду выполнять.
У меня получится и у тебя тоже.( дети поворачиваются друг к другу)
- Работа в тетради слайд. Правила посадки. «Золотое правило письма»
- Какой сейчас месяц? Какое сегодня число? Проговорили орфографически правильно.
- Записываем, проговаривая орфограммы. Комментирует ученик.
4. Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на ряд букв. Подумайте и скажите, почему мы работаем с буквой «д».
Н м р д л й ( она лишняя, т.к. все непарные звонкие )
- Каким д.быть письмо ( безотрывным, безнажимным, с наклоном). Повторите 1 элемент, 2 элемент, закончите строчку, чередуя.
Игра «Зажги маячок» если найдёшь слово с данной буквой. Слайд
Арома…, яго…кА, бесе…кА, биле…, блокно…, верблю…, восхо…, моло…цы!
- Какое правило применяли, чтобы найти букву?
- Как проверить парный согласный? ( проговаривают правило)
Слайд - слова полностью. – Орфографическое чтение слов.
5. Актуализация знаний.
На доске слово «д…бро» закрыто.
- Что пожелали мы друг другу в начале урока? ( добра) открывается слово.
- Назовите орфограмму в данном слове.
- Как проверить безударный гласный? ( проговаривают правило)
- Проверочные слова д.быть …..( однокоренными)
- Подберите однокоренные слова к слову «добро», соответствующие данным схемам.
В процессе ответов вывешиваются слова. Объясните орфограммы.
Добрый, добр..нький, д..бр…та, д..бряк.
- Какое из данных слов является проверочным к слову «добро»? Почему?
- Запишите в тетрадь, проговаривая . Выделите главную часть слова.
- Замените слово «добряк» словосочетанием. - Какого человека называют добряком? Очень доброго
Добрый человек. – Запишите. Определите род, число, падеж имени прилагательного.(в скобках)
-Как вы определили? По имени сущ-му.
-Поставьте его в Т.п.. – Что изменилось?
Поставьте его в Д.п.. – Что изменилось? окончание
6. Сообщение темы, задач урока.
Попробуйте сформулировать тему урока .
«Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных и имен прилагательных». Слайд
- Определим задачи урока: слайд
Ø Повторить ……… признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
Ø Закрепить ……….умение определять падеж, правильно писать окончания прил.
Ø Развивать …….. орфографическую зоркость, внимание, умение работать в коллективе.
7. Работа по теме урока.
- Приём «Круги Венна»
Работа в парах. Карточки. – Определите сходство и различие имени сущ. и имени прилаг.
Проверка. Обратная сторона доски.
- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное?
(Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)
- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)
- Почему эти 2 части речи очень тесно связаны между собой? Род, число, падеж имени прил. зависит от имени сущ.
- Выборочный диктант. Игра «Заказ». Работа по карточкам.
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
Вывод:- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных?
1.Найти существительное, от которого зависит прилагательное.
2.Определить род и падеж существительного.
3.Задать вопрос от существительного к прилагательному.
4.По окончанию в вопросе определить окончание имени прилагательного. Слайд
Физминутка.
- Самостоятельная работа по карточкам.
№1
- Выполните самостоятельно задание. Вставьте пропущенные окончания, укажите род и падеж.
1 вариант
В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя.
2 вариант
Перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.
Взаимопроверка по готовому образцу.
- Кто смог поставить себе «да» за это задание?
№2
Составь предложения из слов. Вставь пропущенные орфограммы, окончания. Определи падеж имени прилагательного.
1 вариант
сн..гири, в, кл..вали, Красногруд…, к…рмушке, спел…, яг…ды.
2 вариант
В, л..су, птицы, густ…, укрываются, с..снов…, стуж…, от.
Проверка. Слайд. Объяснение.
- Кто смог поставить себе «да» за это задание?
№3
Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.
(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.
Проверка по готовому образцу.
- Кто смог поставить себе «да» за это задание?
8. Итог урока.
- Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных? (Повторение действий по алгоритму)
- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
- Какие задачи мы ставили? Удалось ли их достичь?
9. Рефлексия.
- Перед вами лесенка. Определите на какой ступеньке находитесь вы.
1. Хочу знать больше
2. Хорошо, но могу лучше.
3. Пока испытываю трудности.
Руки вверх - хорошее настроение
Голова вниз – не очень
Закрыть лицо руками –мне безразлично всё, что происходило слайд
10. Домашнее задание.