Здравствуйте, меня зовут Вера Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Приготовьтесь к уроку, сядьте ровненько. Посмотрите на доску, что вы видите? (элементы буквы) Какую букву из них можно составить? («и») А какая буква спряталась в этом узоре? («е») Сегодня на минутке чистописания мы будем писать эти элементы и узоры. Чтобы буквы и элементы получились красивыми, сделаем зарядку для пальчиков. Пальцы в гости приходили. (Хлопки в ладоши) Тук-тук-тук – стучали в дверь. (Постукивания подушечками пальцев по столу) Только дверь им не открыли, Думали, там страшный зверь. (Сжатие/разжатие кулачков) Откройте свои тетради. Покажите, как должна лежать тетрадь, и как должен сидеть ученик. Молодцы! На новой строчке запишите число, классная работа. Пропишите до середины следующей строчки элементы буквы «и». А от середины и до конца строки пропишите букву «и». На следующей строчке напишите узор до середины строки, а начиная с середины, пропишите букву «е». Кто все напишет, положит ручку и сядет ровно. Сейчас я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в тетрадь через запятую. (Тетрадь, девочка, молоко, берег, одежда, календарь.) Сколько склонений существительных вы знаете? (3) Определите склонения данных существительных. Как различать Родительный, Дательный и Предложный падежи? (по падежному вопросу, по предлогу) Какие падежные вопросы и предлоги у этих падежей? На другой строчке вам надо записать эти слова в П.п.. Выделите окончания. Во всех словах окончания безударные? В каких словах ударные окончания в П.п.? (молоко, календарь) К какому правилу подходят все слова, кроме этих двух слов? (Правописание безударных падежных окончаний существительных.) Делая записи в тетради и отвечая на мои вопросы, вы использовали знания о склонении существительных и о родительном, дательном, предложном падежах. Как вы думаете чему будет посвящена тема нашего урока? (ответы учеников) Тема нашего сегодняшнего урока: правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление. Сегодня на уроке мы будем: закреплять знания о признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи, развивать умение правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений. А сейчас давайте просклоняем одно из существительных 3-го склонения из записанных вами слов. Как определить, что существительное 3-го склонения? Что вы знаете о 3-ем склонении существительных? Учитель склоняет слово «тетрадь» на доске. Разделите лист тетради на 3 столбика. В первом столбике будем записывать существительные в Р.п., во втором – в Д.п., в третьем – в П.п. Учитель диктует слова: морковь, помощь, площадь, прорубь, мышь. Какое окончание у сущ. 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п.? (-и) Упражнения для головы, рук и ног. Теперь придумаем словосочетания с каждым из записанных слов, которые мы записывали через запятую, так, чтобы эти слова были в Д.п. Какие будут окончания у существительных? Теперь устно придумаем предложения с этими словами. Без пальто гулял глупышка И замерз он как ледышка. (Потирание ладоней) Чтобы пальчик отогреть, Будем мы его тереть. (Массаж каждого пальца руки) Откройте учебник на стр. 102. Прочитайте текст из упр. 229 (читают по цепочке). Какой это текст – повествование, описание или рассуждение? О чем говорится в тексте? (о пшенице) Что делают из пшеницы? Когда люди начали использовать в пищу семена растений? Определите падеж и склонение существительных с выделенными окончаниями. В каком предложении больше всего слов на тему нашего урока? Спишите предложение «Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупы» (комментируемое письмо). Над существительными напишите склонение и падеж. Найдите по схеме предложение из текста. *Разберем предложение по членам. Кто догадался, почему в начале урока на минутке чистописания мы писали буквы «и», «е»? Ребята, какую тему мы повторили сегодня на уроке? (Какое правило мы повторяли на уроке?) Что помогло нам повторить это правило (эту тему)? Дома выполните упр. 236 стр. 104 по заданию учебника и разберите слово (по) «дорожке» из этого упражнения по составу. *Какое задание написано после упражнения? |