kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме

«Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Цели:

  • Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи.
  • Сформировать навыки правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
  • Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
  • Развитие умения учащихся определять падеж имен существительных по вопросам.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах» »

Учитель начальных классов Иорданская Светлана Николаевна,

МБОУСОШ № 21, село Пушкинское Гулькевичского района



Урок русского языка в 4 классе по теме

«Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»



Цели:

  • Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи.

  • Сформировать навыки правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

  • Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

  • Развитие умения учащихся определять падеж имен существительных по вопросам.

  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Ход урока:


I. Организационный момент.


Вот звонок дал нам сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Сегодня на уроке продолжим изучение темы: «Правописание безударных окончаний существительных».


II.Актуализация знаний.


–Послушайте загадку. О каком зимнем месяце говорится?

    Последний зимний месяц, жаль,
    Короткий самый он…
                                                     (Февраль)
- Что характерно для февраля? (Мороз, снег, холод)
- Как вы можете объяснить слово «Февраль»?
- Давайте посмотрим толкование в словаре Ожегова.

Работа с толковым словарём
- Найдите в словаре Даля, что значит слово «февраль»
(Чтение учащимися толкования из словаря Даля слова «февраль» )

- Последний  месяц зимы - «сечень». Такое название он получил в глубокой древности, т.к. отсекал год – был последним в семье зимних месяцев. Есть, правда, и другое предположение: именно этот период года раньше считали наиболее удобным для рубки леса, чтобы получить хорошую древесину. И ещё: в этот месяц удобнее всего обрезать ветки в саду, потому что в деревьях меньше всего сока.
Ещё февраль называли «межень» - межа между зимой  и весной.

Из-за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг величали в Древней Руси его «ветродуем», «лютнем».
Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - «бокогрей», потому что во второй  половине месяца начинало пригревать солнце.
Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединение.


Минутка чистописания

- Сегодня на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная З и строчная з, а также их соединения.

З з З з зи зо зо Ззз

- Какая буква пропущена в слове з.ма?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.

- Назовите проверочное слово.

- Охарактеризуйте звук «з». (Согласный, парный, глухой, мягкий)

- Какие это части речи?

- Напишите их и разберите по составу.


Словарная работа. (Работа по карточкам. Взаимопроверка)
Задание: вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.
1 вариант.
Д ...серт,  ...лмаз,  к…пыто,  к…рн...вал,  г…зета,  к...рабль

2 вариант.
К…питан, л…ловый, к…пытце, вдв…ём, тр…диция, п…беда

- Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.
- Давайте проверим. У вас на партах лежат «числовые» вееры. Кто выполнил задание без ошибок - покажет ноль. Кто  допустил 1 ошибку- единицу. Две ошибки - цифру 2 и т.д.


III.Самоопределение к деятельности


Определите, о каком падеже идет речь?

1) Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите.

2) Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.

3) Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.

Мы сегодня будем говорить о Р.п., Д.п., П.п.

На доске.

IV. Работа над новым материалом.

На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:

выехал из деревн…

шёл по площад…

отдыхали в лагер…

- Определите склонение, падежи имён существительных, вставьте окончания.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

-Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах и поговорим о бережном отношении к природе.

- Сначала повторим обо всех падежах имён существительных.



1. Визитные карточки о падежах.

- Начинает группа ребят, представляющая именительный падеж:


- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

 

- А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И «с», и «до», и «у», и «из» -

«до» неба вверх и «с» неба вниз.

Также с родительным падежом употребляются предлоги: от, без, около, вокруг, для.

 

Если б я названия падежам давал

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу;

Братику, сестричке, псу.

А еще кому? чему?

Предлоги дательного падежа: к, по.


- Я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,


Но и без них могу прожить.

Предлоги винительного падежа: за, через, про

 


 - Я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем! Чем?

Творите! - С кем! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем! 

Также с творительным падежом употребляются предлоги: перед, под и над.

 

- А я падеж предложный

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при»-

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.


V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.


VI. Продолжение работы по теме урока


Работа по таблицам.

- Как различить родительный, дательный, предложный падежи?

- По вопросам, предлогам, окончаниям.

- Сравните вопросы родительного, дательного и предложного падежа.

- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?)

- Какой вопрос приходится добавлять к смысловому вопросу?

-При распознавании падежей к смысловому вопросу где? приходится добавлять падежный: где? о чём? – в П. п.; где? по чему? – Д. п. где? у чего?

- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (Откуда?- в Р. п.)

- Можно ли различить эти падежи по предлогам? (Да.)

- Назовите окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- В каких падежах пишется окончание – и?

- В каких падежах пишутся окончания – е?

- От чего это зависит?


Памятка.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1. Определить склонение.

2. Определить падеж.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

- Просклоняем существительные деревня, земля, село, озеро, тетрадь, глушь в родительном, дательном и предложном падежах, выделим окончания и поставим ударения.


1 скл. 2 скл. 3 скл.

Р. чего? деревни, земли села, озера тетради, глуши

Д. чему? деревне, земле селе, озере тетради, глуши

П. о чём? о деревне, земле о селе, об озере о тетради, о глуши

- Сделайте вывод о том, как проверить безударное окончание имени существительного?

- Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.


Работа в книге упр. 88.

Сравните падежные окончания.

А сейчас заполним таблицу на стр.113.

Прочитаем правило.

Закрепление упр. 90.


VII.Рефлексия

Как вы разобрались в новом материале?

Проверь себя (тест из проверочной работы № 5)

Оцените свою работу на уроке


VIII.Подведение итогов урока

Как проверить безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Иорданская Светлана Николаевна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "конспект урока «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-zakrieplieniie-pravil-pravopisaniia-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-i-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "163171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) ": Правописание безударных окончаний имен  существительных в родительном, дательном и предложном падежах."
    ["seo_title"] => string(117) "pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "296784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456077916"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства