Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах» »
Учитель начальных классов Иорданская Светлана Николаевна,
МБОУСОШ № 21, село Пушкинское Гулькевичского района
Урок русского языка в 4 классе по теме
«Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
Цели:
Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи.
- Сегодня на уроке продолжим изучение темы: «Правописание безударных окончаний существительных».
II.Актуализация знаний.
–Послушайте загадку. О каком зимнем месяце говорится?
Последний зимний месяц, жаль, Короткий самый он… (Февраль) - Что характерно для февраля? (Мороз, снег, холод) - Как вы можете объяснить слово «Февраль»? - Давайте посмотрим толкование в словаре Ожегова.
Работа с толковым словарём - Найдите в словаре Даля, что значит слово «февраль» (Чтение учащимися толкования из словаря Даля слова «февраль» )
- Последний месяц зимы - «сечень». Такое название он получил в глубокой древности, т.к. отсекал год – был последним в семье зимних месяцев. Есть, правда, и другое предположение: именно этот период года раньше считали наиболее удобным для рубки леса, чтобы получить хорошую древесину. И ещё: в этот месяц удобнее всего обрезать ветки в саду, потому что в деревьях меньше всего сока. Ещё февраль называли «межень» - межа между зимой и весной.
Из-за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг величали в Древней Руси его «ветродуем», «лютнем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединение.
Минутка чистописания
- Сегодня на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная З и строчная з, а также их соединения.
З з З з зи зо зо Ззз
- Какая буква пропущена в слове з.ма?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.
- Назовите проверочное слово.
- Охарактеризуйте звук «з». (Согласный, парный, глухой, мягкий)
- Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. - Давайте проверим. У вас на партах лежат «числовые» вееры. Кто выполнил задание без ошибок - покажет ноль. Кто допустил 1 ошибку- единицу. Две ошибки - цифру 2 и т.д.
III.Самоопределение к деятельности
Определите, о каком падеже идет речь?
1) Кого же нет? Я очень беспокоюсь, Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите.
2) Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом "к" порой дружу, Но и один гулять хожу.
3) Мне без предлогов свет не мил. Пусть будет "в", и "о", и "при" - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять.
Мы сегодня будем говорить о Р.п., Д.п., П.п.
На доске.
IV. Работа над новым материалом.
На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
-Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах и поговорим о бережном отношении к природе.
- Сначала повторим обо всех падежах имён существительных.
1. Визитные карточки о падежах.
- Начинает группа ребят, представляющая именительный падеж:
- Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я;
Предлоги часто мне друзья;
И «с», и «до», и «у», и «из» -
«до» неба вверх и «с» неба вниз.
Также с родительным падежом употребляются предлоги: от, без, около, вокруг, для.
Если б я названия падежам давал
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу;
Братику, сестричке, псу.
А еще кому? чему?
Предлоги дательного падежа: к, по.
- Я винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Предлоги винительного падежа: за, через, про
- Я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем! Чем?
Творите! - С кем! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Также с творительным падежом употребляются предлоги: перед, под и над.
- А я падеж предложный
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в», и «о», и «при»-
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем. Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по таблицам.
- Как различить родительный, дательный, предложный падежи?
- По вопросам, предлогам, окончаниям.
- Сравните вопросы родительного, дательного и предложного падежа.
- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?)
- Какой вопрос приходится добавлять к смысловому вопросу?
-При распознавании падежей к смысловому вопросу где? приходится добавлять падежный: где? о чём? – в П. п.; где? по чему? – Д. п. где? у чего?
- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (Откуда?- в Р. п.)
- Можно ли различить эти падежи по предлогам? (Да.)
- Назовите окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- В каких падежах пишется окончание – и?
- В каких падежах пишутся окончания – е?
- От чего это зависит?
Памятка.
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Просклоняем существительные деревня, земля, село, озеро, тетрадь, глушь в родительном, дательном и предложном падежах, выделим окончания и поставим ударения.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. чего? деревни, земли села, озера тетради, глуши
Д. чему? деревне, земле селе, озере тетради, глуши
П. о чём? о деревне, земле о селе, об озере о тетради, о глуши
- Сделайте вывод о том, как проверить безударное окончание имени существительного?
- Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.
Работа в книге упр. 88.
Сравните падежные окончания.
А сейчас заполним таблицу на стр.113.
Прочитаем правило.
Закрепление упр. 90.
VII.Рефлексия
Как вы разобрались в новом материале?
Проверь себя (тест из проверочной работы № 5)
Оцените свою работу на уроке
VIII.Подведение итогов урока
Как проверить безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах?