Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" 2 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Развивать умения составлять предложения
Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнику и по электронному приложению. анализировать, делать выводы.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Ресурсы: Ребусы к предложению, словарные слова , презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .
Тип урока: закрепление пройденного
Методы: по источнику познания:
словесный,
-наглядный,
-практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся:
-самостоятельная работа;
-работа в парах;
-работа в группах.
Формы обучения: - фронтальная, работа в парах, группах.
Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение
Ход урока.
I Орг. Момент. Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.
Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята. (Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)
1 ученик. Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
2 ученик. И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы - и зима настала.
II.Актуализация знаний.
1. Чистописание.
Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скоростью. Откройте тетради и пропишите одну строчку снежных узоров.
Похозяйничала зима над предложением.
Мохнатые снежинки закружились в воздухе. ( Спишите это предложение каллиграфически правильно.)
1. Какие орфограммы встретились в этом предложении?
1 ученик. Разобрать предложение по членам. (взаимопроверка)
2 ученик. Звуко-буквенный разбор слова снежинки
2. Словарная работа.
Пока мы разбирали предложение мохнатые снежинки опустились на словарные слова. (погода, декабрь, коньки, мороз , пальто, север)
1ученик у доски вставляет буквы, а мы показываем на веерах. ( Оцениваем ученика.)
III Самоопределение к деятельности.
1.Составьте из букв этих слов новое слово.
Первая буква – первая буква слова «запад»;
Вторая буква – ударная гласная слова «земляника»
Третья обозначает согласный, звонкий, непарный твердый звук слова «земляника»
Четвертая - ударная гласная в слове «запад»
-Какое получилось слово? (зима)
-Назовите орфограмму в этом слове.
-Подберите однокоренные слова к слову «зима» (2 слайд)
-Что объединяет эти слова?
-Какое слово проверочное?
-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих словах? (и, ь)
-А какие ещё вы знаете буквы, обозначающие мягкость согласных?
Спишите, выделите корень, подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.
IV Работа по теме урока.
Послушайте загадку
-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.
Мы изящны и легки, мы - фигурные... (коньки) (слайд 3)
Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь.
-Как зовут тебя? (Снегирь) (слайд –вставка)
-что объединяет эти слова?(ь в середине и в конце слова)
_ -Кто готов назвать тему нашего урока? (Правописание ь в конце и середине слова перед другими согласными.) ( Слайд 4)
_Для чего служит мягкий знак ?
- Я сейчас прочитаю стихотворение Л Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:
МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК
НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.
ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,
НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.
ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ
ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?
БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?
(Это сделал мягкий знак!)
Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:
- у нее нет собственного звука, (слайд5)
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком? (уголь, сказать) слова вывешиваются на доску на карточках. Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?
V.Физкультминутка. (У леса на опушке)
VI Работа в парах.
Упражнение на доске
Выписать слова 1ученик –ь в середине слова , 2ученик - ь в конце слова. ( Проверка у доски 2уч.)
VII Игра «Слови снежок»
Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.
пень- пеньки конь - коньки дочь-
день – деньки огонь - огоньки печь
уголь -угольки окунь- окуньки
-Почему не пишем ь? (правило)
VIII Работа по учебнику.
1. Самостоятельное выполнение упр.206. ( Самооценка)
-Как перенесли слова метель-метельный ?
-Расскажите правила переноса.
2. Упражнение на доске.
- Вставьте с или сь, р или рь?
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
3. - Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1). поймал, окун…ков, Игор…,пят…, на реч…ке.
2). Сил…ная, на, метел…, улице, началас…
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически.
Потом записывают предложения, проговаривая каждое слово.
Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +, не все – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков. ( Слай)
На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали Ь?
- Ребята, обращаю ваше внимание на слово «речке»? Почему в этом слове нет мягкого знака? (без Ь чк-чн – Ь не пишется).
- Давайте восстановим это правило полностью.
IX Рефлексия
Проверочная работа по электронному приложению.
XI. Подведение итогов урока
Для чего же служит мягкий знак?
-Оцени свою работу за весь урок
-Что у вас получилось очень хорошо?
_Что не получилось?
Оценки за урок.
Домашнее задание. Упр.209