kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"»


Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

  2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

  3. Развивать умения составлять предложения

  4. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы: Ребусы к предложению, словарные слова ,презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .

Тип урока: закрепление пройденного

Формы обучения: - фронтальная, работа в парах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.










Ход урока


  1. Орг. момент


Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать

Дисциплину соблюдать!


Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путь по дороге знаний, будем исследователями. Продолжим делать наши маленькие открытия!


Учитель: Чтобы не сбиться с дороги, нам поможет рабочий лист лежащий у вас на партах. В течение урока вы будете оценивать свою работу.


2. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.


Учитель: Попасть в страну знаний могут только думающие, внимательные и наблюдательные ребята.


Учитель: Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Учитель: (е, и, я, ё, ь, ю)

Вот ромашка непростая, а чудесная какая

Букву лишнюю найдите

Всем нам чудо покажите

Какая буква лишняя?

Почему?

Учитель: А что объединяет остальные буквы? (обозначают мягкость согласного звука)

Учитель: На вашем рабочем листе, вы видите лесную полянку и сегодня мы с вами украсим её необычными цветами. А вы догадались какую букву на лесной полянке мы сегодня будем писать? Возьмите ваши красивые ручки и напишите по образцу букву мягкий знак (мягкий знак – это ровная короткая линия и маленький овал)

Учитель: Оцените свою аккуратность на этом этапе работы! Если работу выполнили аккуратно, нарисуйте улыбку, а если не очень хорошо получилось, то солнышко нахмуриться.


  1. Актуализация знаний


Учитель: Прочитайте слова: (на доске)


Т.традь, д.кабрь, п.льто, м.дведь, к.ньки, д.воч.ка.


Учитель: Что общего у этих слов? ( словарные слова)

Учитель: Какие слова мы называем словарными? (слова с безударной гласной в слове, которую нельзя проверить и поэтому нужно запомнить)

Учитель: Посмотрите внимательно, что ещё их объединяет?

(во всех словах есть ь)

А какое слово пишется без мягкого знака? (Почему?) (чк-чн –пишется без мягкого знака)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в слова на рабочем листе.

(Один ученик вставляет буквы на доске)

( Оцените свою работу, нарисуйте улыбку)


Учитель: Обозначает ли буква мягкий знак какой-либо звук?

Зачем же она тогда нужна в русском языке?

Может она безработная?

И её нужно вычеркнуть из алфавита?

Вот какая проблема встала на нашем пути! Попробуем разобраться!


Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого знака слишком мягкий характер.

Учитель: Давайте поможем мягкому знаку доказать всем как сильно он нужен в русском языке и вспомним все, что мы про него знаем. А то, что мы вспомним и узнаем будем записывать в схемы на наших рабочих листах.


1) У неё нет собственного звука

  1. Ь-[-]

Поставьте прочерк на своем листочке.

Что вы ещё знаете про « ь»?


Учитель: Ребята, а вот задание для вас, придумайте слова, которые начинаются с мягкого знака. Точно не придумали?


  1. А может Ь стоять в начале слова? ( нет)

( на доске появляется схема)

ь






Учитель: Итак,что мы можем сказать про мягкий знак в этой схеме? (не может стоять вначале слова , не имеет заглавной буквы)


Учитель: Ребята, что же мы знаем про мягкий знак?

Но посмотрите, у нас осталось ещё два пункта.

Значит мы ещё не всё узнали!

Учитель: Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (мягкий знак в конце и середине слова) Разделите слова на две группы.

1 группа 2 группа

т.традь

д.кабрь п.льто

м.дведь, к.ньки д.воч.ка.


Учитель: Сколько слов вы записали в 1 столбике? (назовите), во 2 столбике? Все слова назвали? Почему? (чк, чн без ь знака)

А для чего в этих словах нужен мягкий знак? (произнесём слова без мягкого знака, что получилось) Оцените свою работу, солнышком.


Учитель: Для чего же нужен ь знак в конце и в середине слова?

Сформулируйте тему нашего урока? Чему будем учиться?


  1. Работа по теме урока

Проведём небольшую исследовательскую работу.

Попробуйте побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет ь знак.

Превратите слова :

Мел – в мелкое место

Угол – в топливо

Шест – в число

(Теперь мы можем заполнить следующий пункт на рабочем листе)


д

е

н

ь



Физкультминутка

Учитель: Что сделал мягкий знак? (изменил смысл слова)

Какую работу может выполнять Ь? (изменять лексическое значение слов) (ЗАПИСЫВАЕМ ВЫВОД В ЛИСТ)

Учитель: На ваших рабочих листах есть следующее задание. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова с «ь» в середине слова.

Жаркие …( деньки)

Фигурные…( коньки)

Указательный… ( пальчик)

Если вы верно выполнили эти задания оцените себя. (смайл)

Проверка!

Учитель: Какую работу выполняет ь знак, если стоит в середине слова? (указывает на мягкость предыдущего согласного)

Между какими буквами стоит мягкий знак? (между согласными, он смягчающий) (заполнили следующий пункт)

Заполним последний пункт.





д

е

н

ь

к

и


Учитель: Следующее задание не простое. Работать вам нужно будет в парах. На партах у вас лежат карточки с заданием. Договоритесь, кто будет вставлять пропущенные буквы в словах, а кто составлять предложение. Вставляем пропущенную букву и составляем предложение. Записываем на рабочем листе.


Сил…ная, на, метел…, улице, началас…

Проверка!


Игра «Лови мячик»

Учитель: А теперь немного поиграем. Я называю слово с ь в конце слова, а вы должны спрятать его в середину. Попробуем!

Пень - пеньки Конь - коньки

Дочь- доченька Печь -печенька

День - деньки Огонь - огоньки

Уголь – угольки Окунь- окуньки


Учитель: Давайте вспомним ещё раз всё, что мы сегодня говорили о букве « ь».

-не обозначает звука

-может стоять в конце слова

- обозначает мягкость предыдущего согласного звука

- может стоять в середине слова , между двумя согласными буквами

Учитель: Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

( эти знания нужны для того, чтобы уметь обозначать мягким знаком мягкость согласного звука.)

Вы сегодня молодцы, помогли мягкому знаку доказать как сильно он нужен в русском языке, оцените свою работу за урок на рабочих листах.

Д/з












Рабочий лист.

Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова после согласных.»

Задания

Самооценка


Т.традь, д.кабрь, п.льто, м.дведь, к.ньки, д.воч.ка



  1. Ь-[ ]







3.



4.












1 группа 2 группа






Мел …… в мелкое место Жаркие ……………… …..

Угол.. . …в топливо Фигурные………………..

Шест…... в число Указательный… ………….








Ь –очень___________________________ буква!!!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Автор: Касевич Любовь Олеговна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок русского языка во 2 классе на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_na_temu_pravopisanie_miagkogo_znaka_v_kontse_i_"
    ["file_id"] => string(6) "508603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556453882"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обучение  грамоте. Тема. Мягкий  знак в  середине  слова "
    ["seo_title"] => string(61) "obuchieniie-ghramotie-tiema-miaghkii-znak-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423247047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(166) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-i-v-sieriedinie-slova-pieried-drughimi-soghlasnymi-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Правописание мягкого знака (конспект урока)"
    ["seo_title"] => string(42) "pravopisanie_miagkogo_znaka_konspekt_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "643977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1705336526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства