kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака (конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».

Цели урока: - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака (конспект урока)»


Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».

Цели урока: - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.

- развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах.

эвристическая беседа, репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в паре с познавательными материалами).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, электронное приложение, раздаточный материал, учебник, тетради.



Ход урока

  1. Орг. Момент.

-У нас на уроке присутствуют гости.

-Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,

-Повернитесь, поклонитесь и скорей начнём урок. (приветствуют гостей)

-Присаживаемся.

- Какое сейчас время года? (Зима). А зимой к нам прилетают красногрудые птицы…(снегири)

-Вот и к нам на урок прилетят снегири, каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием по чистописанию. (учитель сажает снегиря на ветку)


2. Чистописание.

1) Гимнастика для пальцев. (крутим ручку между пальцев)

2) Чистописание в тренажёрах.

-Откроем белые тренажёры на стр.26, урок 48.

-Найдите отмеченные слова. Сегодня мы повторяем верхнее и нижнее соединения буквы «О».

-Пропишем в воздухе вместе со мной (учитель на доске) соединения.

-Приготовились писать вместе выделенные слова.

-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)


3. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

-Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего? (есть ь-знак.)

- Подчеркните его.

-Где, в начале, в середине, в конце слова стоит ь-знак? (в середине слова перед согласными и на конце слова)

-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)

-Тема нашего урока?...... «ь-знак» (слова с ь в середине слова и на конце)

-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?

-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. (Мягкий знак)

-Прочитайте вопрос Почемучки. (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)

-Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос: Для чего служит ь?)


4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку)

-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь-знак»

-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран

-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.

Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.

-Проверим на экране. ( + -)

-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?

-Для чего служит ь после согласных?

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука.


2) Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь)

-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)




ь







ь








ь








ь


а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось) 4б,3 зв.


б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(олень) 5 -4


в) Домашнее животное (лошадь) 6-5


г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6


-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках

-Почему букв больше, чем звуков?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.


3) Работа с правилом в учебнике. Стр.124.

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.

-Прочитайте правило. (хорошо читающий)

Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:

-Мы правильно сделали вывод?

-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.

5. Физ. минутка.

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

Раз –вперёд наклонимся.

Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём,

И урок наш вновь начнём.

6. Закрепление знаний и способов действий. (6 снегирь на ветку)

1) У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?

(ь –знак в середине слова и на конце)


деньки коньки

пеньки окунь

полька моль

пень угольки

якорь соль

весна - лишнее

- Запишите в тетрадь слова в два столбика.

-Проверяем. (на слух. Поставьте + если верно,.)

- Прочитать 1 столбик, 2 столбик. А я не согласна со всеми…1 слово лишнее. (хлопать если не верно)

-Какие слова подходят к первой схеме, какие ко второй? (появляется в конце)


-Еще раз скажите, для чего служит ь знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?

Вывод:

Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.


2) Работа со словарём. (7 снегирь на ветку)

-Какие времена года вы знаете? Как называются летние месяцы? Весенние….

-Откройте орфографический словарь на стр.136 и выпишите названия месяцев по вариантам.

1 вариант – осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 вариант – зимние (декабрь, январь, февраль)

-Проверим на экране. Поставьте + если верно.

-Что на конце? Для чего он служит?

-Составьте и запишите предложение с одним из слов. Подчеркните грамматическую основу.


7. Рефлексия. Итог урока.

- Какая тема урока была? (слова с ь в середине слова и на конце)

-На какой вопрос должны были ответить?

-Для чего служит ь-знак?

-Дополните предложения:

--Я сегодня узнал…

--Я сегодня научился…

--У меня возникли затруднения…


-Проверим ваши знания. (Мини диктант 5 слов с ь знаком в 1 слове ь нет)

Шмель, рябина, тетрадь, серьги, пальто.

-Проверю, когда соберу тетради.

-Сколько снегирей прилетело в гости к нам? (СЕМЬ)

-Что пишется на конце? Почему?

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание мягкого знака (конспект урока)

Автор: Наталия Сегеевна Гребеник

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока на тему Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного  числа. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-ghlagholakh-2-gho-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "122815"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414341444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект открытого урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных мужского и женского рода»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_pravopisanie_miagkogo_znaka_posle_shipiashchikh_na_kont"
    ["file_id"] => string(6) "540104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581997584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства