Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».
Цели урока: - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.
Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака (конспект урока)»
Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными».
Цели урока: - формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме.
Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.
- развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах.
эвристическая беседа, репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в паре с познавательными материалами).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, электронное приложение, раздаточный материал, учебник, тетради.
Ход урока
Орг. Момент.
-У нас на уроке присутствуют гости.
-Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,
-Повернитесь, поклонитесь и скорей начнём урок. (приветствуют гостей)
-Присаживаемся.
- Какое сейчас время года? (Зима). А зимой к нам прилетают красногрудые птицы…(снегири)
-Вот и к нам на урок прилетят снегири, каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием по чистописанию. (учитель сажает снегиря на ветку)
2. Чистописание.
1) Гимнастика для пальцев. (крутим ручку между пальцев)
2) Чистописание в тренажёрах.
-Откроем белые тренажёры на стр.26, урок 48.
-Найдите отмеченные слова. Сегодня мы повторяем верхнее и нижнее соединения буквы «О».
-Пропишем в воздухе вместе со мной (учитель на доске) соединения.
-Приготовились писать вместе выделенные слова.
-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)
3. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
-Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего? (есть ь-знак.)
- Подчеркните его.
-Где, в начале, в середине, в конце слова стоит ь-знак? (в середине слова перед согласными и на конце слова)
-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)
-Тема нашего урока?...... «ь-знак» (слова с ь в середине слова и на конце)
-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?
-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. (Мягкий знак)
-Прочитайте вопрос Почемучки. (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)
-Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос:Для чего служит ь?)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку)
-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь-знак»
-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.
Кон (этап игры) – конь (животное)
Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран
-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.
Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.
-Проверим на экране. ( + -)
-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?
-Для чего служит ь после согласных?
Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука.
2) Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь)
-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)
ь
ь
ь
ь
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (лось) 4б,3 зв.
б) Стройный, красивый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день
Кто же это? …(олень) 5 -4
в) Домашнее животное (лошадь) 6-5
г) Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6
-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках
-Почему букв больше, чем звуков?
-Какой можно сделать вывод?
Вывод:Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.
3) Работа с правилом в учебнике. Стр.124.
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.
-Прочитайте правило. (хорошо читающий)
Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
-Мы правильно сделали вывод?
-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.
5. Физ. минутка.
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
Раз –вперёд наклонимся.
Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём,
И урок наш вновь начнём.
6. Закрепление знаний и способов действий. (6 снегирь на ветку)
1) У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?
(ь –знак в середине слова и на конце)
деньки коньки
пеньки окунь
полька моль
пень угольки
якорьсоль
весна - лишнее
- Запишите в тетрадь слова в два столбика.
-Проверяем. (на слух. Поставьте + если верно,.)
- Прочитать 1 столбик, 2 столбик. А я не согласна со всеми…1 слово лишнее. (хлопать если не верно)
-Какие слова подходят к первой схеме, какие ко второй? (появляется в конце)
-Еще раз скажите, для чего служит ь знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?
Вывод:
Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
2) Работа со словарём. (7 снегирь на ветку)
-Какие времена года вы знаете? Как называются летние месяцы? Весенние….
-Откройте орфографический словарь на стр.136 и выпишите названия месяцев по вариантам.
1 вариант – осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь)
2 вариант – зимние (декабрь, январь, февраль)
-Проверим на экране. Поставьте + если верно.
-Что на конце? Для чего он служит?
-Составьте и запишите предложение с одним из слов. Подчеркните грамматическую основу.
7. Рефлексия. Итог урока.
- Какая тема урока была? (слова с ь в середине слова и на конце)
-На какой вопрос должны были ответить?
-Для чего служит ь-знак?
-Дополните предложения:
--Я сегодня узнал…
--Я сегодня научился…
--У меня возникли затруднения…
-Проверим ваши знания. (Мини диктант 5 слов с ь знаком в 1 слове ь нет)