Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"..
Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"..
Открытый урок по теме «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова».
Дата проведения: 9.12.2011 год.
Учитель: Кудырко Е.А.
Класс: 2 «Б».
Цели:
Обучающие: развитие фонетического слуха, формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
Орг.момент.
Сегодня у нас будет необычный урок. Ведь главным героем у нас на уроке будет Мягкий знак. А вот и он собственной персоной. Ребята, вы ведь уже знакомы с этой буквой? Сегодня мягкий знак пришел не просто так, он приглашает нас к себе в гости за новыми знаниями. А вы помните, как лучше путешествовать? (пешком)
- Почему? (можно больше успеть увидеть и услышать)
-Вот поэтому, чтобы больше увидеть, услышать и узнать, мы отправимся в наше путешествие пешком.
- А что нужно устраивать в пути, чтобы не устать? (привалы)
-И мы будем путешествовать, время от времени останавливаясь для привала.
- В пути всю нужную информацию будем записывать, поэтому готовясь к путешествию, сделаем разминку для пальчиков.
- Дневником для записи информации послужит наша тетрадь.
- Итак, в путь, в гости к Мягкому знаку через волшебный лес.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
- А вам нравится буква мягкий знак? Давайте его порадуем и красиво напишем эту букву в тетради. Первый наш привал называется
Чистописание.
ь ь ь ь ь
Человек неученый – что топор неточеный.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так не будем же лениться.
- Давайте вспомним, где в словах можно встретить мягкий знак (в середине и в конце слова)
- А для чего он служит в словах? (смягчает впереди стоящий согласный)
За время путешествия вы должны будете научиться грамотно записывать слова с мягким знаком.
- Отдохнули? Идем дальше.
- А кто это там показался вдалеке? Сейчас сделаем второй привал, рассмотрим внимательно и запишем всех кого увидим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова".. »
Открытый урок по теме «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова».
Дата проведения: 9.12.2011 год.
Учитель: Кудырко Е.А.
Класс: 2 «Б».
Цели:
Обучающие: развитие фонетического слуха, формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
Орг.момент.
Сегодня у нас будет необычный урок. Ведь главным героем у нас на уроке будет Мягкий знак. А вот и он собственной персоной. Ребята, вы ведь уже знакомы с этой буквой? Сегодня мягкий знак пришел не просто так, он приглашает нас к себе в гости за новыми знаниями. А вы помните, как лучше путешествовать? (пешком)
- Почему? (можно больше успеть увидеть и услышать)
-Вот поэтому, чтобы больше увидеть, услышать и узнать, мы отправимся в наше путешествие пешком.
- А что нужно устраивать в пути, чтобы не устать? (привалы)
-И мы будем путешествовать, время от времени останавливаясь для привала.
- В пути всю нужную информацию будем записывать, поэтому готовясь к путешествию, сделаем разминку для пальчиков.
- Дневником для записи информации послужит наша тетрадь.
- Итак, в путь, в гости к Мягкому знаку через волшебный лес.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
- А вам нравится буква мягкий знак? Давайте его порадуем и красиво напишем эту букву в тетради. Первый наш привал называется
Чистописание.
ь ь ь ь ь
Человек неученый – что топор неточеный.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так не будем же лениться.
- Давайте вспомним, где в словах можно встретить мягкий знак (в середине и в конце слова)
- А для чего он служит в словах? (смягчает впереди стоящий согласный)
За время путешествия вы должны будете научиться грамотно записывать слова с мягким знаком.
- Отдохнули? Идем дальше.
- А кто это там показался вдалеке? Сейчас сделаем второй привал, рассмотрим внимательно и запишем всех кого увидим.
Словарная работа
1. Вещунья белобока,
А зовут её…(сорока)
- Отгадали. Запишите, кого первого в лесу увидели. Объясните трудную орфограмму в написании этого слова.
2. Рыжий мех.
Пышный мех.
Кто его хозяйка?
Кто в лесу хитрее всех?
Заяц, угадай-ка? (лисица)
3. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает (воробей)
4.Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...(ворона)
5. Зимой – беленький,
Летом – серенький (заяц)
- Как называются слова, которые вы записали? (словарные). Их написание вы уже знаете.
-Но Мягкий знак приготовил нам новое словарное слово. Отгадайте.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мед и ведать. (ведать обозначало есть, пробовать)
- Как называют медведя женского рода, детенышей?
- Запишите: медведь, медведица, медвежата.
В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Бурые медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жучков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель меда: даже укусов пчел не боится, лишь бы полакомиться.
Осенью медведю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира осенью, он не ляжет в берлогу, и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны.
Говорят, что зимой медведь «лапу сосет». Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот медведь в полусне и слизывает старую подошву.
Когда так говорят: «медведь на ухо наступил»? (Когда у человека отсутствует музыкальный слух)
- А что такое «медвежья услуга»? (неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред)
Новая тема
Правописание мягкого знака на конце слова.
- Вот мы и перешли через волшебный лес и приближаемся к домику мягкого знака.
-Ой, а здесь две дорожки. По какой же пойти? Давайте правильно распределим слова на две дорожки и узнаем по какой из них отправимся к домику мягкого знака.
- По какой дорожке пойдем? В гости к мягкому знаку пойдем по дорожке, на которой слова с мягким знаком на конце?
- А для чего на конце слова нужно писать в этих словах мягкий знак? (для обозначения мягкости согласного звука на конце)
Верно, чтобы показать на письме мягкость согласного звука, на помощь приходит буква мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь –
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак. (Е.Измайлов)
- А влияет ли мягкий знак на смысл слова?
Я буду говорить слова, заканчивающиеся твердым согласным, а вы замените в слове только последний звук на его мягкий вариант. (Устно)
Стал – сталь, был – быль, кон – конь, вес – весь, цел – цель, кров – кровь, мел – мель, угол – уголь.
- Молодцы! Хорошо поработали. Отправляемся дальше по тропинке.
- Посмотрите, какой красивый домик. Наверное здесь живёт мягкий знак. Только почему-то он нас не встречает. Сделаем привал и отдохнём немного.
Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ.
- Посмотрите, какое-то письмо.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Ёлочька и белочька,
Тучька, щучька, стрелочька,
Бочька, ручька, птичька,
Свечька, печька, строчька,
Булочька и точька.
- А нет ли в этой рифмовке ошибок? Почему ни в одном слове не нужно писать мягкий знак? ( чк пишется без мягкого знака)
- В каких сочетаниях ещё мягкий знак не пишется? Прочитайте ещё раз рифмовку и запишите четыре слова, которые запомнили.
- Да, если здесь в словах нет мягкого знака, то значит, не его домик. Это жилище волшебницы Безграмотности. Хотела вас у себя оставить и учить быть безграмотными.
- Идём дальше, пока она не вернулась.
- Вот и мягкий знак нас встречает. Он благодарит вас, ребята, за то, что не попались на хитрую уловку злой волшебницы Безграмотности, не остались в её домике и нашли все ошибки в словах.
Правописание мягкого знака в середине слова.
- Ребята, а можно ли писать мягкий знак в середине слова? (да)
- Посмотрите, на чём стоит мягкий знак? (крыльцо,ступенька). На улице холодно, а мягкий знак вышел нас встречать без…(пальто)А угощать вас он будет апель…(синами).
- А пригласил вас сегодня к себе мягкий знак, чтобы рассказать о себе то, что вам ещё не известно.
- Оказывается, согласные звуки, как и люди, имеют каждый свой характер, свои особенности. Есть очень «добрые» мягкие согласные, они готовы поделиться своей мягкостью с другими согласными звуками, мягкость которых в этом случае не обозначается мягким знаком.[ зон,т,ик ] – мягкость [ т,] обозначается буквой и, а [т,] «делится» своей мягкостью с [ н, ]. Мягкость [ н, ] несамостоятельная и не обозначается мягким знаком.
- Есть согласные, которые «не делятся» своей мягкостью с другими согласными. Вот они какие жадные! Зато для меня, мягкого знака, есть работа.
-Чтобы не ошибиться на письме, «жадные» согласные надо хорошо знать. А запомнить их поможет словосочетание
«какая бумага». Все согласные здесь «жадные»: к, б, м, г. Перед ними всегда нужно писать мягкий знак.
- Давайте закрепим это правило и потренируемся в написании таких слов с «добрыми» и «жадными» согласными.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(265) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" во 2 классе "
["seo_title"] => string(166) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-i-v-sieriedinie-slova-pieried-drughimi-soghlasnymi-vo-2-klassie"
["file_id"] => string(6) "154079"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421092179"
}
}