kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  по теме «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова».

Дата проведения: 9.12.2011 год.

Учитель: Кудырко Е.А.

Класс: 2 «Б».

Цели:

Обучающие: развитие фонетического слуха, формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.

Орг.момент.

Сегодня у нас будет необычный урок. Ведь главным героем у нас на уроке будет Мягкий знак. А вот и он собственной персоной. Ребята, вы ведь уже знакомы с этой буквой? Сегодня мягкий знак пришел не просто так, он приглашает нас к себе в гости за новыми знаниями. А вы помните, как лучше путешествовать? (пешком)

- Почему? (можно больше успеть увидеть и услышать)

-Вот поэтому, чтобы больше увидеть, услышать и узнать, мы отправимся в наше путешествие пешком.

- А что нужно устраивать в пути, чтобы не устать? (привалы)

-И мы будем путешествовать, время от времени останавливаясь для привала.

- В пути всю нужную информацию будем записывать, поэтому  готовясь к путешествию, сделаем разминку для пальчиков.

- Дневником для записи информации послужит наша тетрадь.

- Итак, в путь, в гости к Мягкому знаку через волшебный лес.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- А вам нравится буква мягкий знак? Давайте его порадуем и красиво напишем эту букву в тетради. Первый наш привал называется

Чистописание.

ь ь ь ь ь

Человек неученый – что топор неточеный.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так не будем  же лениться.

- Давайте вспомним, где в словах можно встретить мягкий знак (в середине и в конце слова)

- А для чего он служит в словах? (смягчает впереди стоящий согласный)

За время путешествия вы должны будете научиться грамотно записывать слова с мягким знаком.

- Отдохнули? Идем дальше.

- А кто это там показался вдалеке? Сейчас сделаем второй привал,  рассмотрим внимательно и запишем всех кого увидим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова".. »

Открытый урок по теме «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова».

Дата проведения: 9.12.2011 год.

Учитель: Кудырко Е.А.

Класс: 2 «Б».

Цели:

Обучающие: развитие фонетического слуха, формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.



Орг.момент.

Сегодня у нас будет необычный урок. Ведь главным героем у нас на уроке будет Мягкий знак. А вот и он собственной персоной. Ребята, вы ведь уже знакомы с этой буквой? Сегодня мягкий знак пришел не просто так, он приглашает нас к себе в гости за новыми знаниями. А вы помните, как лучше путешествовать? (пешком)

- Почему? (можно больше успеть увидеть и услышать)

-Вот поэтому, чтобы больше увидеть, услышать и узнать, мы отправимся в наше путешествие пешком.

- А что нужно устраивать в пути, чтобы не устать? (привалы)

-И мы будем путешествовать, время от времени останавливаясь для привала.



- В пути всю нужную информацию будем записывать, поэтому готовясь к путешествию, сделаем разминку для пальчиков.

- Дневником для записи информации послужит наша тетрадь.

- Итак, в путь, в гости к Мягкому знаку через волшебный лес.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- А вам нравится буква мягкий знак? Давайте его порадуем и красиво напишем эту букву в тетради. Первый наш привал называется

Чистописание.

ь ь ь ь ь

Человек неученый – что топор неточеный.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так не будем же лениться.

- Давайте вспомним, где в словах можно встретить мягкий знак (в середине и в конце слова)

- А для чего он служит в словах? (смягчает впереди стоящий согласный)

За время путешествия вы должны будете научиться грамотно записывать слова с мягким знаком.

- Отдохнули? Идем дальше.

- А кто это там показался вдалеке? Сейчас сделаем второй привал, рассмотрим внимательно и запишем всех кого увидим.

Словарная работа

1. Вещунья белобока,

А зовут её…(сорока)

- Отгадали. Запишите, кого первого в лесу увидели. Объясните трудную орфограмму в написании этого слова.

2. Рыжий мех.

Пышный мех.

Кто его хозяйка?

Кто в лесу хитрее всех?

Заяц, угадай-ка? (лисица)

3. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей)

4.Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?...(ворона)

5. Зимой – беленький,

Летом – серенький (заяц)

- Как называются слова, которые вы записали? (словарные). Их написание вы уже знаете.

-Но Мягкий знак приготовил нам новое словарное слово. Отгадайте.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мед и ведать. (ведать обозначало есть, пробовать)

- Как называют медведя женского рода, детенышей?

- Запишите: медведь, медведица, медвежата.

В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Бурые медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жучков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель меда: даже укусов пчел не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью медведю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира осенью, он не ляжет в берлогу, и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны.

Говорят, что зимой медведь «лапу сосет». Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот медведь в полусне и слизывает старую подошву.

Когда так говорят: «медведь на ухо наступил»? (Когда у человека отсутствует музыкальный слух)

- А что такое «медвежья услуга»? (неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред)

Новая тема

  1. Правописание мягкого знака на конце слова.

- Вот мы и перешли через волшебный лес и приближаемся к домику мягкого знака.

-Ой, а здесь две дорожки. По какой же пойти? Давайте правильно распределим слова на две дорожки и узнаем по какой из них отправимся к домику мягкого знака.

Портфе…, мебе…, пена…, ладо…, снеги…, костё…, дива…, кораб…, каба…, кус…

- По какой дорожке пойдем? В гости к мягкому знаку пойдем по дорожке, на которой слова с мягким знаком на конце?

- А для чего на конце слова нужно писать в этих словах мягкий знак? (для обозначения мягкости согласного звука на конце)

Верно, чтобы показать на письме мягкость согласного звука, на помощь приходит буква мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь –

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак. (Е.Измайлов)

- А влияет ли мягкий знак на смысл слова?

Я буду говорить слова, заканчивающиеся твердым согласным, а вы замените в слове только последний звук на его мягкий вариант. (Устно)

Стал – сталь, был – быль, кон – конь, вес – весь, цел – цель, кров – кровь, мел – мель, угол – уголь.



- Молодцы! Хорошо поработали. Отправляемся дальше по тропинке.

- Посмотрите, какой красивый домик. Наверное здесь живёт мягкий знак. Только почему-то он нас не встречает. Сделаем привал и отдохнём немного.

Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ.

- Посмотрите, какое-то письмо.

Кто быстрее всех читает

И слова запоминает:

Ёлочька и белочька,

Тучька, щучька, стрелочька,

Бочька, ручька, птичька,

Свечька, печька, строчька,

Булочька и точька.

- А нет ли в этой рифмовке ошибок? Почему ни в одном слове не нужно писать мягкий знак? ( чк пишется без мягкого знака)

- В каких сочетаниях ещё мягкий знак не пишется? Прочитайте ещё раз рифмовку и запишите четыре слова, которые запомнили.

- Да, если здесь в словах нет мягкого знака, то значит, не его домик. Это жилище волшебницы Безграмотности. Хотела вас у себя оставить и учить быть безграмотными.

- Идём дальше, пока она не вернулась.

- Вот и мягкий знак нас встречает. Он благодарит вас, ребята, за то, что не попались на хитрую уловку злой волшебницы Безграмотности, не остались в её домике и нашли все ошибки в словах.

Правописание мягкого знака в середине слова.

- Ребята, а можно ли писать мягкий знак в середине слова? (да)

- Посмотрите, на чём стоит мягкий знак? (крыльцо,ступенька). На улице холодно, а мягкий знак вышел нас встречать без…(пальто)А угощать вас он будет апель…(синами).

- А пригласил вас сегодня к себе мягкий знак, чтобы рассказать о себе то, что вам ещё не известно.

- Оказывается, согласные звуки, как и люди, имеют каждый свой характер, свои особенности. Есть очень «добрые» мягкие согласные, они готовы поделиться своей мягкостью с другими согласными звуками, мягкость которых в этом случае не обозначается мягким знаком.[ зон,т,ик ] – мягкость [ т,] обозначается буквой и, а [т,] «делится» своей мягкостью с [ н, ]. Мягкость [ н, ] несамостоятельная и не обозначается мягким знаком.

- Есть согласные, которые «не делятся» своей мягкостью с другими согласными. Вот они какие жадные! Зато для меня, мягкого знака, есть работа.

-Чтобы не ошибиться на письме, «жадные» согласные надо хорошо знать. А запомнить их поможет словосочетание

«какая бумага». Все согласные здесь «жадные»: к, б, м, г. Перед ними всегда нужно писать мягкий знак.

- Давайте закрепим это правило и потренируемся в написании таких слов с «добрыми» и «жадными» согласными.

Ден…ки, бан…тик, огон…ки, бан..тик, пес…ня, гос…ти.

- Молодцы. Верно справились с заданием.

- Сегодня наше путешествие прошло не зря. Что же мы успели повторить?

- А что нового узнали от мягкого знака?

Вам понравился урок-путешествие? Пойдём еще в поход за знаниями?

- А с чем сравнили мы в начале урока неучёного человека?( топор неточёный)

- У вас сегодня знаний ещё стало на чуточку больше. И на достигнутом мы не остановимся!

-Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"..

Автор: Кудырко Елена Анатольевна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обучение  грамоте. Тема. Мягкий  знак в  середине  слова "
    ["seo_title"] => string(61) "obuchieniie-ghramotie-tiema-miaghkii-znak-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423247047"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока на тему: "Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-i-pierienos-slov-s-miaghkim-znakom-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "142040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219642"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(166) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-i-v-sieriedinie-slova-pieried-drughimi-soghlasnymi-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092179"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок на тему: " Мягкий знак в середине и на конце числительных" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-na-tiemu-miaghkii-znak-v-sieriedinie-i-na-kontsie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "149712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420292028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства