Урок русского языка. 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
- тренировать полученные умения;
- развивать творческие способности через моделирование правила.
Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
- развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
- постановка и решение проблемы;
- преобразование правила в модель;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
Оборудование для учителя:
1. Интерактивная доска
2. Демонстрационные карточки (тема урока, картинный план задач урока, блок-схема).
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством выделения темы урока из текста песни.
- Начинаем урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 14 марта.
(Кнопка на контенте №1. Звучит песня “Без мягкого знака»).
- О чём эта песенка? (о мягком знаке)
- Роль мягкого знака велика. О его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, и мы сегодня откроем новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель: актуализировать знания, необходимые для постановки проблемы (повторить роль мягкого знака; вспомнить части речи); создать проблемную ситуацию, связанную с удивлением (разные мнения учеников, выполнивших практическое задание); активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
- Посмотрите на группу слов (К №2):
- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть ь).
- Назовите, к какой части речи относится слово, и объясните написание Ь знака.
- А слов, какой изученной части речи нет на слайде? Отгадаете, если соберёте слово (Имени числительного)
(К №3)
-Глядя на слайд, вы можете озвучить тему сегодняшнего урока?
- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)
( К №4)
- Сегодня 14 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.
(К №5)
Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям вашего возраста нужно спать всего-то 600 часов.
- Сколько вам нужно спать? (10 ч)
- Выпишите из текста все числительные.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.
- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).
- У вас так же? А как вы написали?
- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему?
(Сем?сот, сем?десят, сем?надцать)
(Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: сформулировать цель урока, последовательность учебных действий.
- Значит, какова цель урока?
(Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).
(К №6)
(На доску “Вопрос”. ?)
- Какие задачи поставим перед собой на урок? (Отвечают дети)
(На доске появляется картинный план)
- Подумаем сами, понаблюдать за числительными.
- Сделать вывод, сформулировать правило.
- Сверим вывод с учебником
- Поупражняться в написании числительных с мягким знаком.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: вывести и зафиксировать знаково алгоритм написания мягкого знака в числительных.
- Приступаем к решению наших задач.
1. Наблюдаем.
(К №7)
- Рассмотрим таблицу. Устно дополним её пропущенными именами числительными.
Мягкий согласный на конце числительных
Мягкий согласный в середине числительных
Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать
Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот
- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? - Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?
- Предлагаю поработать в группах (четвёрках)
- У каждой группы есть лист с отпечатанными именами числительными нужного столбика. Постарайтесь:
- найти объяснение места мягкого знака в числительном,
-вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков.
Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).
- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?
Выступление каждой группы, защита своей модели правила
- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака в числительных? Попытайтесь.
1. У простых числительных ( 5-10) Ь знак пишется после корня, а у числительных (11-20,30) после суффикса.
2. У сложных числительных (50-80 и 500-900) Ь пишется посередине слова, между двумя основами.
- Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.
Учебник стр.90.
- Правильный мы сделали вывод?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения места мягкого знака в именах числительных.-
- Я вам предлагаю следующие схемы.
- Мои схемы совпадают с вашими?
- Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.
(Предложения детей)
1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.
2.У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова
3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.
- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):
Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)
- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки. Читают объясняют.
(Семьсот- сложное числительное, семьдесят- сложное числительное, восемнадцать-простое)
(ИД)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самостоятельное выполнение и самопроверку по эталону.
(К №8) Упр.2, стр 91 – учебник
-Проверьте, так ли у вас получилось. Оцените свою работу.
(Проверка на ИД: семь, тридцать, шесть, пятьдесят два, шесть, десять, восемь)
8. Включение в систему знаний и повторений.
Цель: тренировать умение написания мягкого знака в именах числительных.
- Закрепим наше новое знание. Бросьте кубик и составьте с ним словосочетание. Корни отмечаем в числительном.
(К№9)
Для чего мы выполняли это упражнение?
-Когда и где пишется Ь в числительных?
9. Тест. (Система голосования AktivInspire. Приложение 1)
10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке и работу класса; обсудить и записать домашнее задание.
- Итак, какая тема была у нас на уроке?
(написание мягкого знака в именах числительных)
-Какую цель мы ставили на уроке?
(вывести правило и узнать когда пишется Ь в им. числительных)
- Вывели мы правило?
- А сейчас мы можем ответить на вопрос, когда и где пишется ь в числительных?
(Ответы детей)
1. У числительных 5-10 Ь знак пишется после корня, а у числительных 11-20,30 после суффикса.
2. У числительных50-80 и 500-900 Ь пишется посередине слова, между двумя основами.
- Значит, мы достигли цели урока и можем заменить знак вопроса на памятку? ( модель правила на доску!)
- Решение каких задач нам помогло достичь цели?
(Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)
- Поупражнялись мы в написании ь в числительных пока недостаточно, на следующем уроке поработаем с этим правилом. Более подробно с другими правилами написания числительных вы познакомитесь в следующем классе. А знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.63 №4
-Какая задача стоит перед нами? Кто способен выполнить?
- Ребята, так что нового для себя вы открыли на уроке?
(Ответы детей)
- Молодцы!
(К №12)
- Оцените свою работу на уроке. Если всё понятно было на уроке, возьмите красный цветок, если остались вопросы, но ты считаешь, что справишься сам - зелёный, а если вы считаете, что вам нужна дополнительная помощь учителя, то синий.
Спасибо вам, ребята за урок! Вот какая замечательная открытка у нас получилась! С днём сна вас, ребята!