kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
  • тренировать полученные умения;
  • развивать творческие способности через моделирование правила.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
  • постановка и решение проблемы;
  • преобразование правила в модель;
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Оборудование для учителя:

1. Интерактивная доска

2. Демонстрационные карточки (тема урока, картинный план задач урока, блок-схема).

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством выделения темы урока из текста песни.

- Начинаем урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 14 марта.

(Кнопка на контенте  №1. Звучит песня “Без мягкого знака»).

- О чём эта песенка? (о мягком знаке)

- Роль мягкого знака велика. О его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, и мы сегодня откроем новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель: актуализировать знания, необходимые для постановки проблемы (повторить роль мягкого знака; вспомнить части речи); создать проблемную ситуацию, связанную с удивлением (разные мнения учеников, выполнивших практическое задание); активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

- Посмотрите на группу слов (К №2):

- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть ь).

- Назовите, к какой части речи относится  слово, и объясните написание Ь знака.

- А слов, какой изученной части речи нет на слайде? Отгадаете, если соберёте слово (Имени числительного)

(К №3)

-Глядя на слайд, вы можете озвучить тему сегодняшнего урока?

- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)

( К №4)

- Сегодня 14 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.

(К №5)

Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям вашего возраста нужно спать всего-то 600 часов.


- Сколько вам нужно спать? (10 ч)

- Выпишите из текста все числительные.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.

- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).

- У вас так же? А как вы написали?

- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему?

(Сем?сот, сем?десят, сем?надцать)

 (Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цель урока, последовательность учебных действий.

- Значит, какова цель урока?

(Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).

(К №6)

(На доску “Вопрос”. ?)

- Какие задачи поставим перед собой на урок? (Отвечают дети)

(На доске появляется картинный план)

  • Подумаем сами, понаблюдать за числительными.
  • Сделать вывод, сформулировать правило.
  • Сверим вывод с учебником
  • Поупражняться в написании числительных с мягким знаком.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: вывести и зафиксировать знаково алгоритм написания мягкого знака в числительных.

- Приступаем к решению наших задач.

1. Наблюдаем.

(К №7)

 - Рассмотрим таблицу. Устно дополним её пропущенными именами числительными.

Мягкий согласный на конце числительных

Мягкий согласный в середине числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? - Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?

- Предлагаю поработать в группах (четвёрках)

- У каждой  группы  есть лист с отпечатанными именами числительными нужного столбика. Постарайтесь:

- найти объяснение места мягкого знака в числительном,

-вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков.

Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).

- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?

Выступление каждой группы, защита своей модели правила

- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака в числительных? Попытайтесь.

1. У простых числительных ( 5-10) Ь знак пишется после корня, а у числительных (11-20,30) после суффикса.

2. У сложных  числительных (50-80 и 500-900) Ь пишется посередине слова, между двумя основами.

- Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.

Учебник  стр.90.

- Правильный мы сделали вывод?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения места мягкого знака в именах числительных.-

- Я вам предлагаю следующие схемы.

 - Мои схемы совпадают с вашими?

- Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.

(Предложения детей)

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3.  В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.

- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):

Ученик:  Мягкий знак  в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)

- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки. Читают объясняют.

(Семьсот- сложное числительное, семьдесят- сложное числительное, восемнадцать-простое)

(ИД)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение и самопроверку по эталону.

(К №8)     Упр.2, стр 91 – учебник

-Проверьте, так ли у вас получилось. Оцените свою работу.

(Проверка на ИД: семь, тридцать, шесть, пятьдесят два, шесть, десять, восемь)

8. Включение в систему знаний и повторений.

Цель: тренировать умение написания мягкого знака в именах числительных.

- Закрепим наше новое знание. Бросьте кубик и составьте с ним словосочетание. Корни отмечаем в числительном.

(К№9)

Для чего мы выполняли это упражнение?

-Когда и где пишется  Ь в числительных?

9. Тест. (Система голосования  AktivInspire.  Приложение 1)

10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке и работу класса; обсудить и записать домашнее задание.

- Итак, какая тема была у нас на уроке?

(написание  мягкого знака в именах числительных)

-Какую цель мы ставили на уроке?

 (вывести правило и узнать когда пишется Ь в им. числительных)

- Вывели мы правило?

- А сейчас мы можем ответить на вопрос, когда и где пишется ь в числительных?

(Ответы детей)

1. У числительных 5-10 Ь знак пишется после корня, а у числительных 11-20,30 после суффикса.

2. У числительных50-80 и 500-900 Ь пишется посередине слова, между двумя основами.

- Значит, мы достигли цели урока и можем заменить знак вопроса на памятку? ( модель правила на доску!)

- Решение каких задач нам помогло достичь цели?

 (Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)

- Поупражнялись мы в написании ь в числительных пока недостаточно, на следующем уроке поработаем с этим правилом. Более подробно с другими правилами написания числительных вы познакомитесь в следующем классе. А знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.63 №4

-Какая задача стоит перед нами? Кто способен выполнить?

- Ребята, так что нового для себя вы открыли на уроке?

(Ответы детей)

- Молодцы!

 (К №12)

- Оцените свою работу на уроке. Если всё понятно было на уроке, возьмите красный цветок, если остались вопросы, но ты считаешь, что справишься сам - зелёный, а если вы считаете, что вам нужна дополнительная помощь учителя, то синий.

 Спасибо вам, ребята за урок! Вот какая замечательная открытка у нас получилась! С днём сна вас, ребята!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" »



Урок русского языка. 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;

  • тренировать полученные умения;

  • развивать творческие способности через моделирование правила.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,

  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

  • постановка и решение проблемы;

  • преобразование правила в модель;

  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Оборудование для учителя:

1. Интерактивная доска

2. Демонстрационные карточки (тема урока, картинный план задач урока, блок-схема).

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством выделения темы урока из текста песни.

- Начинаем урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 14 марта.

(Кнопка на контенте №1. Звучит песня “Без мягкого знака»).

- О чём эта песенка? (о мягком знаке)

- Роль мягкого знака велика. О его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, и мы сегодня откроем новое знание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель: актуализировать знания, необходимые для постановки проблемы (повторить роль мягкого знака; вспомнить части речи); создать проблемную ситуацию, связанную с удивлением (разные мнения учеников, выполнивших практическое задание); активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

- Посмотрите на группу слов (К №2):

- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть ь).

- Назовите, к какой части речи относится слово, и объясните написание Ь знака.

- А слов, какой изученной части речи нет на слайде? Отгадаете, если соберёте слово (Имени числительного)

(К №3)

-Глядя на слайд, вы можете озвучить тему сегодняшнего урока?

- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)

( К №4)

- Сегодня 14 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.

(К №5)

Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям вашего возраста нужно спать всего-то 600 часов.


- Сколько вам нужно спать? (10 ч)

- Выпишите из текста все числительные.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.

- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).

- У вас так же? А как вы написали?

- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему?

(Сем?сот, сем?десят, сем?надцать)

(Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цель урока, последовательность учебных действий.

- Значит, какова цель урока?

(Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).

(К №6)

(На доску “Вопрос. ?)

- Какие задачи поставим перед собой на урок? (Отвечают дети)

(На доске появляется картинный план)

  • Подумаем сами, понаблюдать за числительными.

  • Сделать вывод, сформулировать правило.

  • Сверим вывод с учебником

  • Поупражняться в написании числительных с мягким знаком.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: вывести и зафиксировать знаково алгоритм написания мягкого знака в числительных.

- Приступаем к решению наших задач.

1. Наблюдаем.

(К №7)

- Рассмотрим таблицу. Устно дополним её пропущенными именами числительными.

Мягкий согласный на конце числительных

Мягкий согласный в середине числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот



- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? - Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?

- Предлагаю поработать в группах (четвёрках)

- У каждой группы есть лист с отпечатанными именами числительными нужного столбика. Постарайтесь:

- найти объяснение места мягкого знака в числительном,

-вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков.

Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).

- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?

Выступление каждой группы, защита своей модели правила

- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака в числительных? Попытайтесь.

1. У простых числительных ( 5-10) Ь знак пишется после корня, а у числительных (11-20,30) после суффикса.

2. У сложных числительных (50-80 и 500-900) Ь пишется посередине слова, между двумя основами.

- Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.

Учебник стр.90.

- Правильный мы сделали вывод?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения места мягкого знака в именах числительных.-

- Я вам предлагаю следующие схемы.

- Мои схемы совпадают с вашими?

- Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.

(Предложения детей)

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.

- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):

Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)

- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки. Читают объясняют.

(Семьсот- сложное числительное, семьдесят- сложное числительное, восемнадцать-простое)

(ИД)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение и самопроверку по эталону.

(К №8) Упр.2, стр 91 – учебник

-Проверьте, так ли у вас получилось. Оцените свою работу.

(Проверка на ИД: семь, тридцать, шесть, пятьдесят два, шесть, десять, восемь)

8. Включение в систему знаний и повторений.

Цель: тренировать умение написания мягкого знака в именах числительных.

- Закрепим наше новое знание. Бросьте кубик и составьте с ним словосочетание. Корни отмечаем в числительном.

(К№9)

Для чего мы выполняли это упражнение?

-Когда и где пишется Ь в числительных?

9. Тест. (Система голосования AktivInspire. Приложение 1)

10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке и работу класса; обсудить и записать домашнее задание.

- Итак, какая тема была у нас на уроке?

(написание мягкого знака в именах числительных)

-Какую цель мы ставили на уроке?

(вывести правило и узнать когда пишется Ь в им. числительных)

- Вывели мы правило?

- А сейчас мы можем ответить на вопрос, когда и где пишется ь в числительных?

(Ответы детей)

1. У числительных 5-10 Ь знак пишется после корня, а у числительных 11-20,30 после суффикса.

2. У числительных50-80 и 500-900 Ь пишется посередине слова, между двумя основами.

- Значит, мы достигли цели урока и можем заменить знак вопроса на памятку? ( модель правила на доску!)

- Решение каких задач нам помогло достичь цели?

(Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)

- Поупражнялись мы в написании ь в числительных пока недостаточно, на следующем уроке поработаем с этим правилом. Более подробно с другими правилами написания числительных вы познакомитесь в следующем классе. А знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.63 №4

-Какая задача стоит перед нами? Кто способен выполнить?

- Ребята, так что нового для себя вы открыли на уроке?

(Ответы детей)

- Молодцы!

(К №12)

- Оцените свою работу на уроке. Если всё понятно было на уроке, возьмите красный цветок, если остались вопросы, но ты считаешь, что справишься сам - зелёный, а если вы считаете, что вам нужна дополнительная помощь учителя, то синий.

Спасибо вам, ребята за урок! Вот какая замечательная открытка у нас получилась! С днём сна вас, ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вуколова Наталья Анатольевна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства