kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самостоятельной работы на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Организация самостоятельной работы, руководства ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Самостоятельная работа не сама цель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом - условия ее реализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе»





«Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе»







Гильфанова Галина Александровна,

учитель начальных классов,

Ι квалификационная категория.





































Оглавление.





























































Актуальность темы.

В современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Ввиду существенной перестройки общественной, экономической и политической жизни страны, очевидной стала и перестройка образования, в содержании которого возросла необходимость разработки и освещения  психолого-педагогического аспекта проблемы формирования активности и самостоятельности детей уже в начальной школе.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ребенок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а

предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Слайд 1. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Потребность приобретения знаний складываются у учащегося прежде всего в процессе выполнения им самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения стоящих перед ним проблем – задач.

Таким образом, изучение вопроса места и роли самостоятельной работы в процессе обучения имеет большое практическое значение.



Организация самостоятельной работы учащихся на уроках .

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Слайд 2.Существует 4 типа самостоятельных работ:

  • самостоятельная работа по образцу;

  • творческая самостоятельная работа;

  • вариативная самостоятельная работа;

  • конструктивная самостоятельная работа.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

Слайд 4.Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;

  • трудности, объему;

  • степени самостоятельности учащихся;

  • характеру помощи учащимся;

  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных задании по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск закономерностей;

  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

  • задания с недостающими или лишними данными;

  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

  • нестандартные и исследовательские задания.

В процессе работы многие учителя сталкиваются с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определенного навыка или при самостоятельной работе. Задумалась над этим вопросом и я.

У меня в классе обучаются дети очень разные по характеру, темпераменту, способностям, по интеллектуальному развитию. Поэтому работают они все в разном темпе. При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить, они успевают за общим ходом работы, не «выпадая» из нее, и чувствуют себя хорошо. Однако при самостоятельной работе или при отработке какого-то навыка, что часто требуется в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока такой ребенок еще только осмысливает задание или, вникнув в его суть, приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой - то причине работает медленно или имеет слабоотработанный навык, учитель постоянно торопит или ученик сам начинает торопиться, услышав, что другие дети уже справились с заданием, и думать о качестве выполняемой работы ему просто некогда. В то же время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получают от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем – просто будут ждать остальных детей, мешая им работать. Чтобы устранить эту проблему, я разработала такие задания, которые позволяют каждому ученику работать в своем темпе, дают полную нагрузку его умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.

Слайд 5.Задачи, числовые выражения и уравнения для 1 -4 го классов соответствуют основным разделам математики, изучаемым в школе первой ступени, и могут использоваться в рамках любой образовательной программы –как традиционной, так и развивающих .Задания первого уровня - это стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой. Работа должна вестись в строгой последовательности по данному алгоритму:

1. Знаешь, как решать – решай.

2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, что способствует усвоению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперед и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.

Как я организую самостоятельную работу?

На каждой парте лежит сборник заданий (на данный момент их распечатали родители, раньше мы использовали карточки).На доске записан приведенный выше алгоритм.

Слайд 6.У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, синий, желтый цвета. На оставшихся трех записаны цифры 1, 2, 3.Класс не делится на группы. Все дети находятся в одинаковых условиях. Даю задание: решить задачу. Дети читают условие. Если ученик понял, как решить задачу, он ставит кубик зеленой гранью к учителю, что означает: «Я могу решить сам». Кубик, повернутый к учителю красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом, я получаю информацию о деятельности всего класса. Обычно испытывают трудности 2–4 человека в классе. Я приглашаю этих детей за отдельный стол или к доске, где приготовлены разные предметы, схемы, таблицы, которые могут помочь в решении задачи, и работаю с ними. При этом ограничиваюсь минимальными пояснениями и не вмешиваюсь в самостоятельную работу ученика. Даю каждому возможность самому преодолевать трудности, связанные с решением рассматриваемой задачи. Одновременно слежу за остальными детьми. Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы. Использование сигнальных кубиков позволяет мне видеть в каждый момент работы всех учащихся, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней. Задания второго и третьего уровней помогают выявлять учеников, способных к выполнению более трудных заданий, развивать их умственные способности, отрабатывать навыки решения задач, счета, а также занимать их в то время, когда мне приходится помогать другим детям. Проверка такой работы проводится тоже в определенной последовательности. Сначала проверяю задания первого уровня, которые должны выполнить все. В этот момент дети ставят кубик так, чтобы он был повернут к учителю гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении ими задания первого уровня. Решение обсуждается и проверяется. Далее всем классом читаем задание второго уровня, и на партах появляются сигналы с цифрой 2 – их, конечно же, меньше. Дети, выполнившие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Аналогично проверяется выполнение задания третьего уровня. Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Все больше убеждаюсь, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.

Слайд 7. Меня радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. К примеру, во 2 - м классе при проведении такой работы впервые я получила следующие результаты: задания первого уровня выполнили 28 чел. (все), второго - 9 чел., третьего – 2 чел. В 4 - м классе с заданиями второго уровня справились 18 чел., третьего – 16 чел.

Отметки выставляются за выполнение заданий первого уровня обязательно, а за выполнение заданий второго и третьего уровней – по усмотрению учителя. В этот момент дети ставят кубик так, чтобы он был повернут к учителю гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении ими задания первого уровня. Решение обсуждается и проверяется. Далее всем классом читаем задание второго уровня, и на партах появляются сигналы с цифрой 2 – их, конечно же, меньше. Дети, выполнившие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Аналогично проверяется выполнение задания третьего уровня. Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Слайд 8.Приведу пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 9

84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8

Задание для 1-й группы.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы.

Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.

Задание для 3-й группы.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.





Слайд 9. 2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

При изучении темы «Синонимы» в 4 классе: 

Задание I го уровня : соединить синонимы стрелкой:

Луна Граница

Жара Холод

Мороз Пекло

Рубеж Месяц

Пурга Работа

Враг Вьюга

Труд Клятва

Обещание Неприятель

Задание II го уровня (для «средних» учащихся):

С какими словами из скобок можно соединить синонимы?

Густой, дремучий (волос, лес)

Горячий, знойный (лето, вода)

Коричневый, карий (платье, глаза)

Старый, древний (обычай, дом)

Задание III го уровня (для «сильных» учащихся:

Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:

Разъяренная пурга замела дорожки.

Сторож спрятался от дождя под крышей.

Врач назначил пациентке инъекции.

Такой способ диференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы - двузначные);

  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе - в 4 действия);

  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе - более трудное задание на замену мелких мер крупными);

  • использование условных символов ("сказочных цифр", букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".

15 - 7 12 - 6

13 - 8 16 - 9

14 - 9 11 - 8

Дополнительное задание: "Найдите сумму ответов в каждом столбике"

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Готовясь к урокам я стараюсь тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме:

1) Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

2) Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала я даю подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагаю детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.

3) Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

Слайд 10.Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Слайд 11.Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

  1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;

  2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;

  3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Заключение.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Список литературы.

1. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М. : Педагогика, 2004. - 120 с.
2. Виткин, А.Г. Самостоятельная работа на уроке : практическое руководство / А.Г. Виткин, Т.Б. Гоголева. - Саратов; М. : Изд-во РПО, 2009. - 65 с.
3. Гордин, А.П. Уроки самостоятельности / Гордин А.П. //Начальная школа. 2011. № 11. С. 32 - 36.
4. Активизация деятельности учащихся при изучении нового материла по математике / Н.Л. Гребенникова [и др.] // Начальная школа. - 2011. - 
№ 10. - С. 40 - 45.
5. Дмитриев, А.В. Самостоятельная работа в школе / А.В. Дмитриев 

// Проблемы развивающего обучения: учеб.-метод. Пособие для 

студентов пед. фак-ов пед. вузов / под ред. В.В. Петухова. - М : Изд-во 

Моск.ун-та, 2006. - 180 с.

6. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа на уроках математики. / Б.П. Есипов. - М. : Просвещение, 2007. - 135 с.
7. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике. [ Электронный ресурс] / Епишева О.Б. Пcихология : Метод. указ. // О.Б. Епишева. - М. : Изд-во МГУ, 2008. - Режим доступа // http://www.psychology.ru/library/00054.shtml.
8. Стимулирование самостоятельной деятельности учащихся. // Народное образование. 2005. №6. С 87 -94.


Просмотр содержимого презентации
«Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе»

Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе. Гильфанова галина Александровна, Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе.

Гильфанова галина Александровна,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2»

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Типы самостоятельных работ Конструктивная самостоятельная работа Самостоятельная работа по образцу Творческая самостоятельная работа Вариативная самостоятельная работа

Типы самостоятельных работ

Конструктивная самостоятельная работа

Самостоятельная работа по образцу

Творческая самостоятельная работа

Вариативная самостоятельная работа

Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий: по уровню творчества; трудности, объему; степени самостоятельности учащихся; характеру помощи учащимся; форме учебных действий.

Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • трудности, объему;
  • степени самостоятельности учащихся;
  • характеру помощи учащимся;
  • форме учебных действий.

Работа должна вестись в строгой последовательности по данному алгоритму:    Знаешь, как решать – решай.  Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.

Работа должна вестись в строгой последовательности по данному алгоритму:

  • Знаешь, как решать – решай.
  • Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.

Если ученик понял, как решить задачу, он поднимает карточку зеленого цвета,  что означает: «Я могу решить сам».  Карточка, красной гранью,  говорит: «Я затрудняюсь».  Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.

Если ученик понял, как решить задачу, он поднимает карточку зеленого цвета, что означает: «Я могу решить сам». Карточка, красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.

Меня радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.

Меня радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.

Пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий: 81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100 72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100 8 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 9 84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8 Задание для 1-й группы.  Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления. Задание для 2-й группы. Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения. Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы .

Пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 9

84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8

  • Задание для 1-й группы.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

  • Задание для 2-й группы.

Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.

  • Задание для 3-й группы.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы .

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.  При изучении темы «Синонимы» в 4 классе:    Задание I  го  уровня  :  Задание II  го  уровня  :   С какими словами из скобок можно соединить синонимы?   Густой, дремучий (волос, лес)   Горячий, знойный (лето, вода)   Коричневый, карий (платье, глаза)     соединить синонимы стрелкой:   Луна Граница   Жара Холод   Мороз Пекло   Рубеж Месяц   Пурга Работа   Враг Вьюга   Труд Клятва   Обещание Неприятель      Задание III  го  уровня :   Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:   Разъяренная пурга замела дорожки.   Сторож спрятался от дождя под крышей.   Врач назначил пациентке инъекции.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. При изучении темы «Синонимы» в 4 классе: 

Задание I  го  уровня  :

Задание II  го  уровня  : С какими словами из скобок можно соединить синонимы? Густой, дремучий (волос, лес) Горячий, знойный (лето, вода) Коричневый, карий (платье, глаза)

соединить синонимы стрелкой: Луна Граница Жара Холод Мороз Пекло Рубеж Месяц Пурга Работа Враг Вьюга Труд Клятва Обещание Неприятель

Задание III  го  уровня : Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами: Разъяренная пурга замела дорожки. Сторож спрятался от дождя под крышей. Врач назначил пациентке инъекции.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.   1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться. 2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий. 3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения. 4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам. 5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

требования к самостоятельной работе:   обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы; следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями; использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

требования к самостоятельной работе:

  • обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
  • следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  • использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация самостоятельной работы на уроках

Автор: Гильфанова Галина Александровна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОЕКТ Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия») "
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieomietrii-v-osnovnoi-shkolie-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-zhivaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "213899"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432169920"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Организация самостоятельной работы на уроках географии для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся"
    ["seo_title"] => string(124) "orghanizatsiiasamostoiatielnoirabotynaurokakhghieoghrafiidliaformirovaniiauchiebnopoznavatielnoikompietientsiiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "289267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454769280"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(79) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "219881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434400378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства