kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самостоятельной работы на уроках географии для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников.Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.

     Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И. А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Задачи самостоятельной работы:

Образовательные; формирование системы географических учебно-познавательных компетенции у учащихся.

Воспитательные; формирование самостоятельности навыков учебного труда.

Развивающие; формирование приемов умственной деятельности.

Классификация самостоятельных работ по цели:

-Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.

По форме организации:

-Общеклассная. Групповая. Парная. Индивидуальная.

Виды самостоятельных работ:

  • Работа с учебником;
  • работа с картой;
  • заполнение таблиц;
  • доклады, сообщения;
  • проектная деятельность

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

  1. Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
  2. Наличие конкретного задания.
  3. Четкая форма выражении результата, критерии оценки.
  4. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
  5. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  6. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий:

  1. Задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, как они излагались учителем или в учебнике (напр., прочитав текст учебника, заполнить таблицу о типах воздушных масс).
  2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (напр., совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг).
  3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (напр., проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности).

Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:

  • Пересказ текста учебника по вопросам;
  • составление сначала простого, а затем развернутого плана текста параграфа;
  • заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание способствует формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником;
  • выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами.

     Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление ФГХ отдельных территорий.

     Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли.

     Задания для самостоятельной работы провожу индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности.

Задания тестового характера:

  • Тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков;
  • тесты-альтернативы;
  • тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из множества вариантов;
  • тесты по контурным картам

     Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свой знания через самообразование и применять их на практике.

     В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя.

     Практический опыт показал: Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Организация выполнения самостоятельных работ развивает познавательные и творческие способности школьников, положительно влияет на формирование  учебно-познавательной компетенции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы на уроках географии для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся»

Скажи мне - я забуду;

покажи мне – я могу запомнить;

позволь мне сделать это

и это станет моим навсегда.

П. П. Блонский

Организация самостоятельной работы на уроках географии для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся

Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.

Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И. А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Задачи самостоятельной работы:

Образовательные; формирование системы географических учебно-познавательных компетенции у учащихся.

Воспитательные; формирование самостоятельности навыков учебного труда.

Развивающие; формирование приемов умственной деятельности.

Классификация самостоятельных работ по цели:

-Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.

По форме организации:

-Общеклассная. Групповая. Парная. Индивидуальная.

Виды самостоятельных работ:

  • Работа с учебником;

  • работа с картой;

  • заполнение таблиц;

  • доклады, сообщения;

  • проектная деятельность

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

  1. Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.

  2. Наличие конкретного задания.

  3. Четкая форма выражении результата, критерии оценки.

  4. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.

  5. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

  6. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий:

  1. Задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, как они излагались учителем или в учебнике (напр., прочитав текст учебника, заполнить таблицу о типах воздушных масс).

  2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (напр., совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг).

  3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (напр., проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности).

Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:

  • Пересказ текста учебника по вопросам;

  • составление сначала простого, а затем развернутого плана текста параграфа;

  • заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание способствует формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником;

  • выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами.

Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление ФГХ отдельных территорий.

Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли.

Задания для самостоятельной работы провожу индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности.

Задания тестового характера:

  • Тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков;

  • тесты-альтернативы;

  • тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из множества вариантов;

  • тесты по контурным картам

Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свой знания через самообразование и применять их на практике.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя.

Практический опыт показал: Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Организация выполнения самостоятельных работ развивает познавательные и творческие способности школьников, положительно влияет на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артамышева Ирина Таукебаевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства