Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников.Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.
Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И. А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Задачи самостоятельной работы:
Образовательные; формирование системы географических учебно-познавательных компетенции у учащихся.
Воспитательные; формирование самостоятельности навыков учебного труда.
Развивающие; формирование приемов умственной деятельности.
Классификация самостоятельных работ по цели:
-Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.
По форме организации:
-Общеклассная. Групповая. Парная. Индивидуальная.
Виды самостоятельных работ:
Требования к организации самостоятельной работы на уроке:
Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий:
Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:
Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление ФГХ отдельных территорий.
Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли.
Задания для самостоятельной работы провожу индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности.
Задания тестового характера:
Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свой знания через самообразование и применять их на практике.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя.
Практический опыт показал: Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Организация выполнения самостоятельных работ развивает познавательные и творческие способности школьников, положительно влияет на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт