ПРОЕКТ Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия»)
ПРОЕКТ Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия»)
Содержание
Введение
1. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»
1.1 Самостоятельная работа - как один из путей повышения эффективности урока
1.2 Уровни самостоятельной работы учащихся
2. Использование программы «Живой геометрии» на уроках геометрии в процессе самостоятельной работы учащихся
2.1 Условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»
2.2 Задания для самостоятельной работы учащихся с использованием программы «Живая геометрия»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Окружающий нас мир настолько сложен и многогранен и не до конца изучен, что никто не вправе считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже ВУЗа. Скорее, с этого оно только начинается. «Наука – дело не легкое. Наука пригодна лишь для сильных умов», - сказал французский философ Мишель де Монтень. Это действительно так: как же долог и нелегок путь постановки вопроса до его решения, до получения результатов! Пройти его способен не каждый.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.
Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Проблема: каковы условия организации самостоятельной деятельности школьников в процессе изучения «Живая геометрия»
Объект: организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии.
Предмет: условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
Цель: разработать задания для организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
Для достижения цели были поставлены задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;
выявить условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»;
разработать задания для самостоятельной работы учащихся с использованием программы «Живая геометрия».
обосновать необходимость использования заданий для самостоятельной работы на основе программы «Живая геометрия».
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы на уроках геометрии в основной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия») »
ПРОЕКТ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии в основной школе(с использованием программы «Живая геометрия»)
Выполнила: Глик Марина Викторовна
Содержание
Введение
1. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»
1.1 Самостоятельная работа - как один из путей повышения эффективности урока
1.2 Уровни самостоятельной работы учащихся
2. Использование программы «Живой геометрии» на уроках геометрии в процессе самостоятельной работы учащихся
2.1 Условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»
2.2 Задания для самостоятельной работы учащихся с использованием программы «Живая геометрия»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Окружающий нас мир настолько сложен и многогранен и не до конца изучен, что никто не вправе считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже ВУЗа. Скорее, с этого оно только начинается. «Наука – дело не легкое. Наука пригодна лишь для сильных умов», - сказал французский философ Мишель де Монтень. Это действительно так: как же долог и нелегок путь постановки вопроса до его решения, до получения результатов! Пройти его способен не каждый.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.
Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Проблема: каковы условия организации самостоятельной деятельности школьников в процессе изучения «Живая геометрия»
Объект: организация самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии.
Предмет: условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
Цель: разработать задания для организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
Для достижения цели были поставлены задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;
выявить условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия»;
разработать задания для самостоятельной работы учащихся с использованием программы «Живая геометрия».
обосновать необходимость использования заданий для самостоятельной работы на основе программы «Живая геометрия».
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы на уроках геометрии в основной школе.
Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
Самостоятельная работа - как один из путей повышения эффективности урока
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной работы.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководитель этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: память, мышление, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действий уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.
Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Основные цели самостоятельной работы на уроках математики следующие:
Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.;
Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
Поддерживание интереса к деятельности;
Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;
Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Психологи и теоретики выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:
Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;
Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;
Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;
Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.
1.2 Уровни самостоятельной работы учащихся
В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом по определённым уровням самостоятельности.
Целесообразно выделить 4 уровня самостоятельности школьников.
Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались. Никакая инициатива учащихся не может увенчаться успехом, если у ученика отсутствует база элементарных знаний и умений. Существует определенный (базовый) уровень самостоятельности в овладении материалом, которого должен достичь каждый учащийся, чтобы быть в состоянии сознательно воспринимать дальнейший материал, чтобы неумение уверенно выполнить некоторую совокупность действий не становились препятствием для понимания и усвоения новых вопросов.
Второй уровень самостоятельности – вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
Третий уровень самостоятельности – частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п.
Четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке – это и есть высший уровень самостоятельности.
В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы.
На первом этапе учитель ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности, знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебника и решении задач, разработанных учителем в качестве примеров.
На втором этапе учащиеся привлекаются к обсуждению различных способов решения задач, поощряя инициативность учащихся в поиске решения, совместно обсуждается, рассматривается каждый предложенный вариант, пока не находится самый рациональный способ.
На третьем этапе большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной литературы, подготовке ими рефератов, докладов, что очень нравится учащимся. При этом для докладов и рефератов могут быть предложены классические темы, или учащиеся сами выбирают волнующую их проблему и работают над ней. На этом этапе систематизируются знания учащихся, идет обучение использования приёмов обобщения, выдвижения гипотез, поиска путей предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путём, а затем нахождения дедуктивного доказательства.
На четвёртом этапе учитываются познавательные интересы и потребности каждого учащегося. Самостоятельная работа школьника носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий.
Учащиеся самостоятельно, в течение сравнительно длительного срока, решают какую-то выбранную проблему или решают задания повышенной трудности. Роль учителя состоит лишь в проведении индивидуальных консультаций и в рекомендации соответствующей литературы.
Каждый этап учебной работы связан с предыдущим и последующим этапами и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на другой.
2. Использование программы «Живой геометрии» на уроках геометрии в процессе самостоятельной работы учащихся
2.1 Условия организации самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием программы «Живая геометрия».
В последнее десятилетие все большее значение приобретает компьютер, как средство коммуникации, а овладение им хотя бы на уровне пользователя, становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни. Особенно необходим компьютер для обучения учащихся и должен занять в данном процессе достойное место. Для активизации учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке целесообразно использовать компьютерную программу "Живая геометрия". Использование данной программы позволяет сделать процесс обучения интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и логическое мышление. Среда "Живая геометрия" представляет собой электронный аналог готовальни, разумеется, с дополнительными возможностями, например, таким как создание своеобразных геометрических "мультфильмов". Следует отметить, что сама среда не является обучающей и "сама ничего не делает", - все чертежи в ней
создаются пользователем, а программа лишь предоставляет для этого необходимые средства, так же как и возможности для усовершенствования чертежей и их исследования. Для создания чертежей используются стандартные геометрические операции такие как - проведение прямой (луча, отрезка) через две точки, построение окружности по заданному центру и точке на окружности (или по заданным центру и радиусу), биссектрисы угла, середины отрезка, проведение перпендикулярных и параллельных прямых, фиксация пересечения прямых, окружностей, прямой и окружности.
Имеется хорошо развитая система измерений длин, углов, площадей, периметров, отношений с достаточно большой точностью, которая легко регулируется. Имеющаяся система преобразований позволяет производить над объектами такие операции как отражение, растяжение, сдвиги, повороты. А главное, во время работы с "Живой геометрией" вы берете мышкой точку на созданном вами чертеже и перемещаете ее по предписанной траектории. При этом изменяется длина, форма линий, то есть первоначальное изображение принимает совсем иные формы. И согласитесь, что ощущение от этого совсем иные, чем при разглядывании статистического чертежа! Таким образом, одно из главных достоинств "Живой геометрии" - возможность непрерывно менять объекты, что создает предпосылки для развития компьютерного эксперимента.
Орнаменты и рисунки самая увлекательная и творчески развивающая часть программы. Здесь ученику приходится применять все свои умения и навыки в построении геометрических фигур для создания красивых узоров. Самыми интересными являются задания, где требуется придумать свои узоры. Здесь каждому ученику представляется возможность, показать свои способности.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
Индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с посильными ему заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении;
Фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником;
Групповые, обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.
Парные.
Основные условия к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы;
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, поэтому, подбирая задания, надо свети к минимуму шаблонное их выполнение;
Содержание, форма должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца;
Самостоятельные работы должны вырабатывать навыки и привычку к труду;
Контроль за проведением самостоятельной работы;
Подведение итогов самостоятельной работы (обратная связь);
Для обеспечения самостоятельной деятельности учащихся и развития их мышления необходимо обучать обобщенным приемам учебной работы: приемы запоминания, наблюдения, решения задач.
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разнообразных дидактических целей, имеющихся в распоряжении творчески работающего учителя.
Самостоятельное учение характеризуется тем, что ученик:
знает и понимает цели обучения;
умеет самостоятельно мыслить;
способен ориентироваться в новой ситуации;
стремиться найти свой подход к новой задаче;
способен высказать свою точку зрения;
умеет работать в определенном темпе, планировать свою работу по времени;
осуществляет систематически самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Самостоятельная деятельность предполагает формирование у учащихся умений:
планирования;
целеобразования;
организация деятельности во времени;
самоконтроля.
Эта обучающая программа может использоваться при изучении математики по любым учебникам, в любом классе позволяя учителю продемонстрировать изучаемый материал.
Пакет "Живая геометрия” позволяет не только изучать основные геометрические объекты и их свойства, но и создавать интерактивные чертежи, а также выполнять различные измерения. Кроме того, она лучше развивает понимание при формулировании теорем и последующего их доказательства.
2.2 Задания для самостоятельной работы учащихся с использованием программы «Живая геометрия»
Разработано несколько заданий для самостоятельных работ учащихся с использованием «Живая геометрия».
После изучения понятия «Равнобедренный треугольник» учащимся предоставить вывести свойства равнобедренного треугольника с помощью пакета «Живая геометрия»
Даны два равнобедренных треугольников.
Измерьте стороны и углы треугольника.
Сделайте вывод.
• Постройте два смежных угла. Сравните эти углы. Найдите градусную меру этих углов. Поменяйте вид смежных углов, так чтобы один из них был прямой. Сделайте вывод.
• Начертите три угла: острый, прямой и тупой. Для каждого из них начертите смежный угол.
• Постройте два вертикальных угла. Найдите градусную меру этих углов.
• Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов.
• Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на однойпрямой.
С помощью вычислений и рисунка, объясните, почему две прямые перпендикулярные к третьей, не пересекают
Задания.
№1 Постройте два смежных угла. Сравните эти углы.
Найдите градусную меру этих углов. Поменяйте вид смежных углов, так чтобы один из них был прямой. Сделайте вывод.
№2 Начертите три угла: острый, прямой и тупой. Для каждого из них
№3 Постройте два вертикальных угла. Найдите градусную меру этих углов.
№4 Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов.
№5 Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой.
В ходе урока учащиеся повторили, какие углы называются смежными и вертикальными, а также какими свойствами обладают смежные и вертикальные углы. Вспомнили, что называется биссектрисой угла, какой угол называется развернутым, определили какие углы могут получиться при пересечении двух прямых . Дали определение перпендикулярных прямых. В процессе исследования учащиеся доказали свойство двух прямых перпендикулярных третьей. В конце урока "ученикам-консультантам" предлагается совместно с учителем оценить работу класса.
Использование компьютера на уроке - это возможность повышения качества обучения. Повышение уровня коммуникативной культуры, возможность развивать самостоятельную деятельность учащихся, как индивидуальную, так и групповую.
Заключение
Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для реализации самостоятельной работы.
Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения, причём степень самостоятельности выполнения работ учащихся от класса к классу должна возрастать.
В результате целенаправленного использования самостоятельной деятельности учащихся:
развиваются мышление, внимание, память;
мобилизуется воля и внимание;
развиваются универсальные учебные умения;
создается ситуация успеха;
повышается качество знаний учащихся;
формируются ключевые компетенции;
в работу включаются все учащиеся класса.
Возможности совершенствования методики работы учителя существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя её. Осуществлять такое управление можно, опираясь на психолого-педагогические знания, т.е. на систему закономерностей, концентрирующую методику применения этой системы при обучении математики. В этих закономерностях раскрываются взаимосвязи между внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся, и внешними, дидактическими условиями, в которых проходит учебная деятельность. Умелое применение самостоятельных работ на уроках позволяет видоизменить внешние условия, координировать внутренние процессы, протекающие в сознании учащихся.
Применение программы "Живая геометрия" в процессе обучения:
· развивает навыки самостоятельного мышления;
· формирует положительное и ответственное отношение к учебе, прослеживается рост успеваемости;
· появляется заинтересованность и потребность в получении дополнительных знаний;
· раскрывается интерес к научной деятельности, что является существенным достижением в период значительного спада интереса к математике;
· высокий эстетический уровень оформления работ, делает изучение геометрии привлекательным.
Таким образом, возникает возможность целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся. Тем самым можно выбирать методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, предвидеть, прогнозировать возможные последствия их применения, находить выходы из многочисленных затруднений, встречающихся на практике.
Самостоятельная работа занимает исключительное место в современном уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной работы. Дидактическое правило «Учить детей учиться» никогда не было так актуально как сейчас. Умение управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его трудовой деятельности.
Жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.
Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.
Список использованной литературы
«Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» Сборник статей. Составители С.И.Демидова, Л.О.Денищева «Просвещение» 1985г.
«Совершенствование методики работы учителя математики» Я.И.Груденев «Просвещение» 1990г.
«Психолого-дидактические основы методики обучения математики» Я.И. Груденев «Педагогика» 1987г.
«Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» Составитель Ю.Д. Кабалевская «Просвещение» 1988г.
Геометрия 7 класс. Учебник. Кайдасов Ж., Досмагамбетова Г., Абдиев А. Алматы «Мектеп» 2013г