Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Особенно актуальной на современном этапе развития общества и школы в частности, является использование педагогики сотрудничества, педагогики творчества. Как отмечала отечественный педагог София Русова, основным в деятельности школы должен стать девиз: «Помоги мне это сделать самому». И задача учителя заключается в том, чтобы не только не «заилить» источники способностей, которыми одарила ребенка природа, но и развить эти способности, создать все условия для самореализации, самосовершенствования, самообразования ребенка, направляя его деятельность в правильное русло. Ведь, по выражению А.Дистервега,
«... настоящий учитель не сообщает истину, а учит её искать».
Одна из главных задач учителя математики - научить учащихся самостоятельно работать, поскольку темпы поступления научной информации чрезвычайно выросли. Практически каждому человеку, который хочет иметь работу и продуктивно работать, необходимо все время обновлять свои знания, а то и переучиваться, а это возможно только при наличии у него умений и навыков самостоятельной работы. Именно во время обучения математике закладываются основы для того, чтобы ученик в будущем стал действительно активным, самостоятельным и ответственным субъектом собственной профессиональной деятельности. Именно в этом заключается актуальность представленного опыта, его практическое значение.
Поэтому задача учителя - организовать процесс обучения так, чтобы каждое усилие овладения знаниями проходило в условиях развития познавательных способностей учащихся, творческого мышления, формирование у них основных приёмов умственной деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, выражать и проверять гипотезы, уметь делать обобщения изучаемых фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от умения учителя осуществлять диагностику индивидуальных реальных учебных возможностей учащихся, разработать систему заданий для самостоятельной работы учащихся, предоставить им консультативную помощь.
Однако, как отмечают преподаватели высших учебных заведений, из года в год увеличивается количество первокурсников, которые не умеют работать самостоятельно. До сих пор многие учителя считают, что их главная и единственная задача - это вооружить учеников глубокими и прочными знаниями, а не научить приобретать и применять их в жизни. Это обусловило выбор научно-методической проблемы - «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики» - и ее практической разработки в собственной педагогической деятельности.
Изучая научную литературу и достижения педагогической практики и исходя из цели, которую перед собой поставила, я воспользовалась подходами, предложенными Я.Голантом еще в 60-х гг. ХХ в. Он выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности. В основу своей педагогической деятельности возлагаю использование именно активной модели обучения.
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, развивающие творческое мышление.
Новационная значимость предлагаемого опыта заключается в том, что, учитывая требования к развитию системы образования, а именно - внедрение эффективных инноваций в традиционной классно-урочную систему - я использую на уроках активно и интерактивную модели обучения.
В ходе работы над данной проблемой мной были очерчены основные задачи:
? осуществить диагностику индивидуальных реальных учебных возможностей учащихся;
? использовать на разных этапах изучения материала различных форм организации занятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся конкретного класса;
? систематически включать учащихся к творческой самостоятельной работы, установить целесообразное соотношение различных форм организации учебной деятельности учащихся;
? разработать систему заданий для самостоятельной работы учащихся;
? целесообразно сочетать традиционные и новейшие технологии обучения.
Каждая форма самостоятельной работы учащихся должна иметь цель: дидактическую, развивающую или воспитательную. Любой этап урока может содержать определенный вид самостоятельной работы учащихся. Выбор зависит от темы урока, индивидуальных особенностей класса и от задач, которые ставит перед собой учитель. Традиционно существует представление о самостоятельной работе на уроке как форме проверки знаний. На своих уроках я также использую такой вид контроля, при этом стараюсь разнообразить и форму проведения и содержание работы, и ее проверку. Но это только один из видов самостоятельной работы, причем не основной. На уроках я использую и самостоятельное изучение теории по учебнику, и самостоятельное доказательства теорем, правил, формул, и самостоятельное решение задач, выполнение различных задач.
В системе своей работы я прежде всего применяю письменные формы контроля:
1. Контрольная работа. Проводится в конце изучения темы, имеет целью определение уровня усвоения знаний учащихся по данной теме. Время выполнения, как правило, - 45 мин. Работы пишутся в нескольких вариантах, содержат задания разной степени сложности.
2. Самостоятельная работа контролирующего характера. Проводится с целью текущего контроля и коррекции знаний. При изучении каждой темы ученики пишут несколько самостоятельных работ. Время их выполнения - 15-20 мин.
3. Расчетно-графические работы. При изучении тем, которые предусматривают формирование умений строить графики функций, графически находить элементы геометрических фигур, строить сечения пространственных фигур и т.д. предлагаю графические и расчетно-графические работы.
Для проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, диагностики усвоения учащимися знаний и умений использую кратковременные формы самостоятельной работы: письменные (математический диктант, блиц-тест) и устные (интерактивные технологии «Микрофон» и «Карусель», дидактические игры «Крестики-нолики» , «Брось мячик», математическая эстафета, математическое лото, и другие). Проверяю эти работы не только сама, но и приобщаю к этому учеников. Применяю самопроверки и взаимопроверки по образцу, приглашаю консультантов (лучших учеников) помочь, предлагаю найти ответы среди хаотично записанных чисел и расшифровать надпись.
На уроках использую самостоятельную работу с книгой (учебником) по изучению определенного теоретического вопроса. Новые знания по математике воспринимаются и усваиваются учениками с определенными трудностями. Поэтому нужны советы учителя по работе над математическим текстом. Они могут иметь вид такого правила-ориентира:
1. Прочитай внимательно текст один или два раза, выдели главное в нем (новые понятия, утверждения, правила и т.д.).
2. Самостоятельно раздели текст на части.
3. Составь план прочитанного.
4. Выдели понятия, о которых говорится в тексте. Вспомни определения известных понятий и выдели определения новых понятий.
5. Выдели утверждения, находящиеся в тексте. Выясни, что в них дано, а что надо доказать. Выясни, из которых известных утверждений состоит доказательства.
6. Попробуй ответить на контрольные вопросы, которые содержатся в конце параграфа.
Эффективным, на мой взгляд, при самостоятельном изучении нового материала, а также самостоятельном решении задач, является использование групповой работы. Работа в парах, малых группах стимулирует познавательную активность учащихся, а следовательно, вызывает у них чувство удовлетворения, уверенность, открывает простор для творческой инициативы. В своей работе удачно использую интерактивные технологии «Ажурная пила», «Мозговой штурм», «Обучая - учусь».
На уроках геометрии большое значение придаю изучению учащимися начальных понятий, стараюсь добиться их понимания как из начальных математических понятий и их свойств вытекают следующие утверждения. Перед изучением новой теоремы в начале урока предлагаю ученикам вспомнить те знания, которые будут применяться к доказательству теоремы. Сама делаю рисунок и начинаю доказывать, а потом предлагаю ученикам продолжить доказательства. При необходимости задаю им наводящие вопросы, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к правильному выводу. В дальнейшем при изучении простых теорем, а также выведение некоторых формул, свойств функций предоставляю им еще больше самостоятельности, привлекаю их к выводам. Конечно, такую работу нельзя оставлять на самотёк. Мнение учеников надо пробуждать и направлять, задавать вопросы, с помощью всех учеников отшлифовывать формулировки, уточнять вывод.
Система организации самостоятельной работы должна охватывать не только работу ученика на уроке, но и способствовать развитию ребенка во внеурочное время. Поэтому я забочусь не только об организации урока, но и о том, как спланировать домашнюю работу учащихся, и прилагаю все усилия для того, чтобы обеспечить максимально продуктивную самостоятельную работу учащихся над учебным материалом дома. Учитываю время на объявления и объяснения домашнего задания перед окончанием урока (иногда даже в ходе урока), подбираю дифференцированные задания по выбору учеников. Иногда предлагаю ученикам выполнения долгосрочных творческих домашних заданий (написание рефератов, подготовка сообщений с дополнительной литературы, подготовка к урокам-семинарам и т.д.).
Я убеждена и убеждаю детей, нельзя научиться математике только глядя на ответы в тетради товарища и механически списывая решения с доски. Математике можно научиться только тогда, когда все, что задано учителем, решать самостоятельно и сознательно. Великий математик Рене Декарт говорил: «Мы никогда не будем знать математику, даже зная наизусть все чужие доказательства, если наш ум не способен самостоятельно решать какие бы то ни было проблемы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики »
Доклад:
Организация самостоятельной работы
учащихся на уроках математики
учителя математики Кравец Елены Витальевны
«Главной потребностью каждого
школьника должны стать работа,
самостоятельная мысль,
открытие истины»
В. А. Сухомлинский
Особенно актуальной на современном этапе развития общества и школы в частности, является использование педагогики сотрудничества, педагогики творчества. Как отмечала отечественный педагог София Русова, основным в деятельности школы должен стать девиз: «Помоги мне это сделать самому». И задача учителя заключается в том, чтобы не только не «заилить» источники способностей, которыми одарила ребенка природа, но и развить эти способности, создать все условия для самореализации, самосовершенствования, самообразования ребенка, направляя его деятельность в правильное русло. Ведь, по выражению А.Дистервега,
«... настоящий учитель не сообщает истину, а учит её искать».
Одна из главных задач учителя математики - научить учащихся самостоятельно работать, поскольку темпы поступления научной информации чрезвычайно выросли. Практически каждому человеку, который хочет иметь работу и продуктивно работать, необходимо все время обновлять свои знания, а то и переучиваться, а это возможно только при наличии у него умений и навыков самостоятельной работы. Именно во время обучения математике закладываются основы для того, чтобы ученик в будущем стал действительно активным, самостоятельным и ответственным субъектом собственной профессиональной деятельности. Именно в этом заключается актуальность представленного опыта, его практическое значение.
Поэтому задача учителя - организовать процесс обучения так, чтобы каждое усилие овладения знаниями проходило в условиях развития познавательных способностей учащихся, творческого мышления, формирование у них основных приёмов умственной деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, выражать и проверять гипотезы, уметь делать обобщения изучаемых фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от умения учителя осуществлять диагностику индивидуальных реальных учебных возможностей учащихся, разработать систему заданий для самостоятельной работы учащихся, предоставить им консультативную помощь.
Однако, как отмечают преподаватели высших учебных заведений, из года в год увеличивается количество первокурсников, которые не умеют работать самостоятельно. До сих пор многие учителя считают, что их главная и единственная задача - это вооружить учеников глубокими и прочными знаниями, а не научить приобретать и применять их в жизни. Это обусловило выбор научно-методической проблемы - «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики» - и ее практической разработки в собственной педагогической деятельности.
Изучая научную литературу и достижения педагогической практики и исходя из цели, которую перед собой поставила, я воспользовалась подходами, предложенными Я.Голантом еще в 60-х гг. ХХ в. Он выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности. В основу своей педагогической деятельности возлагаю использование именно активной модели обучения.
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, развивающие творческое мышление.
Новационная значимость предлагаемого опыта заключается в том, что, учитывая требования к развитию системы образования, а именно - внедрение эффективных инноваций в традиционной классно-урочную систему - я использую на уроках активно и интерактивную модели обучения.
В ходе работы над данной проблемой мной были очерчены основные задачи:
осуществить диагностику индивидуальных реальных учебных возможностей учащихся;
использовать на разных этапах изучения материала различных форм организации занятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся конкретного класса;
систематически включать учащихся к творческой самостоятельной работы, установить целесообразное соотношение различных форм организации учебной деятельности учащихся;
разработать систему заданий для самостоятельной работы учащихся;
целесообразно сочетать традиционные и новейшие технологии обучения.
Каждая форма самостоятельной работы учащихся должна иметь цель: дидактическую, развивающую или воспитательную. Любой этап урока может содержать определенный вид самостоятельной работы учащихся. Выбор зависит от темы урока, индивидуальных особенностей класса и от задач, которые ставит перед собой учитель. Традиционно существует представление о самостоятельной работе на уроке как форме проверки знаний. На своих уроках я также использую такой вид контроля, при этом стараюсь разнообразить и форму проведения и содержание работы, и ее проверку. Но это только один из видов самостоятельной работы, причем не основной. На уроках я использую и самостоятельное изучение теории по учебнику, и самостоятельное доказательства теорем, правил, формул, и самостоятельное решение задач, выполнение различных задач.
В системе своей работы я прежде всего применяю письменные формы контроля:
1. Контрольная работа. Проводится в конце изучения темы, имеет целью определение уровня усвоения знаний учащихся по данной теме. Время выполнения, как правило, - 45 мин. Работы пишутся в нескольких вариантах, содержат задания разной степени сложности.
2. Самостоятельная работа контролирующего характера. Проводится с целью текущего контроля и коррекции знаний. При изучении каждой темы ученики пишут несколько самостоятельных работ. Время их выполнения - 15-20 мин.
3. Расчетно-графические работы. При изучении тем, которые предусматривают формирование умений строить графики функций, графически находить элементы геометрических фигур, строить сечения пространственных фигур и т.д. предлагаю графические и расчетно-графические работы.
Для проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, диагностики усвоения учащимися знаний и умений использую кратковременные формы самостоятельной работы: письменные (математический диктант, блиц-тест) и устные (интерактивные технологии «Микрофон» и «Карусель», дидактические игры «Крестики-нолики» , «Брось мячик», математическая эстафета, математическое лото, и другие). Проверяю эти работы не только сама, но и приобщаю к этому учеников. Применяю самопроверки и взаимопроверки по образцу, приглашаю консультантов (лучших учеников) помочь, предлагаю найти ответы среди хаотично записанных чисел и расшифровать надпись.
На уроках использую самостоятельную работу с книгой (учебником) по изучению определенного теоретического вопроса. Новые знания по математике воспринимаются и усваиваются учениками с определенными трудностями. Поэтому нужны советы учителя по работе над математическим текстом. Они могут иметь вид такого правила-ориентира:
1. Прочитай внимательно текст один или два раза, выдели главное в нем (новые понятия, утверждения, правила и т.д.).
2. Самостоятельно раздели текст на части.
3. Составь план прочитанного.
4. Выдели понятия, о которых говорится в тексте. Вспомни определения известных понятий и выдели определения новых понятий.
5. Выдели утверждения, находящиеся в тексте. Выясни, что в них дано, а что надо доказать. Выясни, из которых известных утверждений состоит доказательства.
6. Попробуй ответить на контрольные вопросы, которые содержатся в конце параграфа.
Эффективным, на мой взгляд, при самостоятельном изучении нового материала, а также самостоятельном решении задач, является использование групповой работы. Работа в парах, малых группах стимулирует познавательную активность учащихся, а следовательно, вызывает у них чувство удовлетворения, уверенность, открывает простор для творческой инициативы. В своей работе удачно использую интерактивные технологии «Ажурная пила», «Мозговой штурм», «Обучая - учусь».
На уроках геометрии большое значение придаю изучению учащимися начальных понятий, стараюсь добиться их понимания как из начальных математических понятий и их свойств вытекают следующие утверждения. Перед изучением новой теоремы в начале урока предлагаю ученикам вспомнить те знания, которые будут применяться к доказательству теоремы. Сама делаю рисунок и начинаю доказывать, а потом предлагаю ученикам продолжить доказательства. При необходимости задаю им наводящие вопросы, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к правильному выводу. В дальнейшем при изучении простых теорем, а также выведение некоторых формул, свойств функций предоставляю им еще больше самостоятельности, привлекаю их к выводам. Конечно, такую работу нельзя оставлять на самотёк. Мнение учеников надо пробуждать и направлять, задавать вопросы, с помощью всех учеников отшлифовывать формулировки, уточнять вывод.
Система организации самостоятельной работы должна охватывать не только работу ученика на уроке, но и способствовать развитию ребенка во внеурочное время. Поэтому я забочусь не только об организации урока, но и о том, как спланировать домашнюю работу учащихся, и прилагаю все усилия для того, чтобы обеспечить максимально продуктивную самостоятельную работу учащихся над учебным материалом дома. Учитываю время на объявления и объяснения домашнего задания перед окончанием урока (иногда даже в ходе урока), подбираю дифференцированные задания по выбору учеников. Иногда предлагаю ученикам выполнения долгосрочных творческих домашних заданий (написание рефератов, подготовка сообщений с дополнительной литературы, подготовка к урокам-семинарам и т.д.).
Я убеждена и убеждаю детей, нельзя научиться математике только глядя на ответы в тетради товарища и механически списывая решения с доски. Математике можно научиться только тогда, когда все, что задано учителем, решать самостоятельно и сознательно. Великий математик Рене Декарт говорил: «Мы никогда не будем знать математику, даже зная наизусть все чужие доказательства, если наш ум не способен самостоятельно решать какие бы то ни было проблемы».