Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Рангулова Гульнара Миннехановна
МБС(К)ОУ «Бардымская СКОШИ VIII вида»
Бардымский район с.Барда Пермский край
При подготовке к уроку особого внимания учителя заслуживает вопрос о содержании, времени и форме проведения самостоятельной работы учащихся, которая должна быть обязательным элементов каждого урока.
Содержание самостоятельной работы учащихся, в зависимости от цели урока, того учебного материала, который на нем рассматривается с целью первичного закрепления сообщенных на данном уроке знаний. Однако, если новый вопрос, рассматривавшийся на уроке, достаточно сложен, учитель сочтет более целесообразным провести в форме коллективной работы учащихся под его непосредственным руководством. Тогда самостоятельная работа может быть дана в целях закрепления и совершенствования приобретенных ранее знаний.
Самостоятельная работа в зависимости от цели и содержания, может быть различной продолжительности, и проведена на любом этапе урока.
На одном уроке могут быть проведена 2 -3 самостоятельных работ, каждая из которых связана с решением различных задач, поставленных учителем для данного урока.
Важным этапом каждого занятия является контроль усвоения предыдущего материала, часто сочетающегося с контролем подготовленности класса к восприятию нового. Можно использовать здесь так называемый усложненный опрос с применением ИКТ.
Более распространённое средство всеобщего опроса - математический диктант. Обычно в диктанте бывает от 5 до 10 вопросов. Занимает диктант 5 - 6 минут, после него можно оценить работу всех учеников класса. И это не поверхностная оценка, так как есть обязательная для диктанта - краткость с вопросами любой глубины.
Такой же диктант можно использовать при проверке домашнего задания. Двое учащихся могут писать диктант на доске при закрытых шторах. Это удобно для проверки диктанта.
Иногда полезно предложить учащимся найти ошибку в решении, которое дается на доске.
Самостоятельные работы обязательны и для закрепления нового материала.
Лишь часть ее (воспроизводящее закрепление) может проходить одинаково для всего класса. При выполнении работы этого типа самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Но роль таких работ оценивается очень велико. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для учащихся определить оптимальный объем работы.
Задержка на работах по образцу бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье.
У школьников пропадает интерес к учению предмета.
Другая, не менее важная часть самостоятельной работы (творческое закрепление) должна протекать по вариантам различной трудности: задача, являющаяся творческой для одного ученика, для другого – легкое упражнение.
При подготовке к уроку придумается не только форма проведения самостоятельной работы, но и форма ее проверки. Самостоятельная работа, выполненная детьми на уроке проверяться должна на самом уроке. Однако формы такой проверки могут быть различными в зависимости от целей и особенностей самой работы.
Если работа проводилась с целью первичного закрепления на уроке сообщенного нового правила, проверка выполнения таких заданий должна выполняться вслух, чтобы соответствующее правило или прием вычислений было в ходе проверки самостоятельной работы неоднократно повторено.
Если решаются задачи знакомых видов, то можно ограничиться выяснением того, какое выражение или уравнение составлено по задаче. Можно поставить 2 - 3 контролирующих вопроса.
Если самостоятельная работа носит тренировочный характер, можно ограничиться беглым просмотром тетрадей.
Можно также использовать такой прием, как парная взаимопроверка.
Большое значение имеет продумывание того, какое задание должно быть предложено учащимся на дом, в какой связи с материалом урока должна быть дана соответствующая инструкция.
Домашнее задание должно носить не только функции закрепления того, что разъяснялось в классе; нужно продумать возможность их использования при изложении нового материала. Исходя из выше изложенного, можно выделить: основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
Любая самостоятельная работа имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода с одного уровня на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельности, в том числе домашней работы.
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Содержание работы, формы ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.
Злоупотребление самостоятельной работы на уроке может быть вредным, ровно как ее недооценка.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся; вырабатывает у школьников умения и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьезное отношение к учебным занятиям; благотворно влияет на отношение учеников к урокам, на дисциплину класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики. »
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.
Рангулова Гульнара Миннехановна
МБС(К)ОУ «Бардымская СКОШИ VIII вида»
Бардымский район с.Барда
Пермский край
При подготовке к уроку особого внимания учителя заслуживает вопрос о содержании, времени и форме проведения самостоятельной работы учащихся, которая должна быть обязательным элементов каждого урока.
Содержание самостоятельной работы учащихся, в зависимости от цели урока, того учебного материала, который на нем рассматривается с целью первичного закрепления сообщенных на данном уроке знаний. Однако, если новый вопрос, рассматривавшийся на уроке, достаточно сложен, учитель сочтет более целесообразным провести в форме коллективной работы учащихся под его непосредственным руководством. Тогда самостоятельная работа может быть дана в целях закрепления и совершенствования приобретенных ранее знаний.
Самостоятельная работа в зависимости от цели и содержания, может быть различной продолжительности, и проведена на любом этапе урока.
На одном уроке могут быть проведена 2 -3 самостоятельных работ, каждая из которых связана с решением различных задач, поставленных учителем для данного урока.
Важным этапом каждого занятия является контроль усвоения предыдущего материала, часто сочетающегося с контролем подготовленности класса к восприятию нового. Можно использовать здесь так называемый усложненный опрос с применением ИКТ.
Более распространённое средство всеобщего опроса - математический диктант. Обычно в диктанте бывает от 5 до 10 вопросов. Занимает диктант 5 - 6 минут, после него можно оценить работу всех учеников класса. И это не поверхностная оценка, так как есть обязательная для диктанта - краткость с вопросами любой глубины.
Такой же диктант можно использовать при проверке домашнего задания. Двое учащихся могут писать диктант на доске при закрытых шторах. Это удобно для проверки диктанта.
Иногда полезно предложить учащимся найти ошибку в решении, которое дается на доске.
Самостоятельные работы обязательны и для закрепления нового материала.
Лишь часть ее (воспроизводящее закрепление) может проходить одинаково для всего класса. При выполнении работы этого типа самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Но роль таких работ оценивается очень велико. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для учащихся определить оптимальный объем работы.
Задержка на работах по образцу бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье.
У школьников пропадает интерес к учению предмета.
Другая, не менее важная часть самостоятельной работы (творческое закрепление) должна протекать по вариантам различной трудности: задача, являющаяся творческой для одного ученика, для другого – легкое упражнение.
При подготовке к уроку придумается не только форма проведения самостоятельной работы, но и форма ее проверки. Самостоятельная работа, выполненная детьми на уроке проверяться должна на самом уроке. Однако формы такой проверки могут быть различными в зависимости от целей и особенностей самой работы.
Если работа проводилась с целью первичного закрепления на уроке сообщенного нового правила, проверка выполнения таких заданий должна выполняться вслух, чтобы соответствующее правило или прием вычислений было в ходе проверки самостоятельной работы неоднократно повторено.
Если решаются задачи знакомых видов, то можно ограничиться выяснением того, какое выражение или уравнение составлено по задаче. Можно поставить 2 - 3 контролирующих вопроса.
Если самостоятельная работа носит тренировочный характер, можно ограничиться беглым просмотром тетрадей.
Можно также использовать такой прием, как парная взаимопроверка.
Большое значение имеет продумывание того, какое задание должно быть предложено учащимся на дом, в какой связи с материалом урока должна быть дана соответствующая инструкция.
Домашнее задание должно носить не только функции закрепления того, что разъяснялось в классе; нужно продумать возможность их использования при изложении нового материала. Исходя из выше изложенного, можно выделить: основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
Любая самостоятельная работа имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода с одного уровня на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельности, в том числе домашней работы.
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Содержание работы, формы ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.
Злоупотребление самостоятельной работы на уроке может быть вредным, ровно как ее недооценка.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся; вырабатывает у школьников умения и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьезное отношение к учебным занятиям; благотворно влияет на отношение учеников к урокам, на дисциплину класса.