kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка. Непроизносимые согласные в слове

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Уточнить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными; ознакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова; Задачи : развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня; упражнять в развитии устной и письменной связной речи; в составлении предложений, в письме под диктовку, в письме по памяти; развивать мышление, смекалку; воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру.
  • Уточнить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными;
  • ознакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова;
  • Задачи : развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня;
  • упражнять в развитии устной и письменной связной
  • речи; в составлении предложений, в письме под диктовку, в письме по памяти; развивать мышление, смекалку;
  • воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру.
опорные схемы, абаки с буквами, карточки со сло-вами, предметные и сю-жетные картинки на тему «Осень», сигнальные кар-точки «светофорчики».
  • опорные схемы, абаки с буквами, карточки со сло-вами, предметные и сю-жетные картинки на тему «Осень», сигнальные кар-точки «светофорчики».
Орг. момент : Организация рабочего места:  « Все ль на месте... - Ребята, давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - И так, мы продолжаем с вами путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Посмотрите план нашего путешествия, где мы с вами должны побывать.
  • Орг. момент :
  • Организация рабочего места:
  • « Все ль на месте...
  • - Ребята, давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
  • -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
  • - И так, мы продолжаем с вами путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Посмотрите план нашего путешествия, где мы с вами должны побывать.
Названия остановок :  « Чистописание» «Словознай-ка» «Вспоминай-ка» «Наблюдай-ка» «Думай-ка» «Знай-ка»

Названия остановок :

  • « Чистописание»
  • «Словознай-ка»
  • «Вспоминай-ка»
  • «Наблюдай-ка»

«Думай-ка»

«Знай-ка»

  • «Поиграй-ка»
  • «Составляй-ка »
« Чистописание». Установите закономерность подбора букв и определите, какие буквы будем прописывать на уроке. Вспомните ал-фавит. б г ж, з й, к м, н п, с у,  и о -Буквы, стоящие между двумя верхними буквами, это -    д в л т в,д, л, т .

« Чистописание».

  • Установите закономерность подбора букв и определите, какие буквы будем
  • прописывать на уроке. Вспомните ал-фавит.
  • б г ж, з й, к м, н п, с у,
  • и о
  • -Буквы, стоящие между двумя верхними буквами, это -

д

в

л

т

в,д, л, т .

- Значит, мы будем писать буквы - в,  д. л, т.  Напишите по три буквы. ( Анализ написания букв :)  -из каких элементов состоят буквы? -что общего в написании букв – в - и – д -; - л - и – т -? Что можете сказать про эти буквы? .- Найдите лишнюю букву.
  • - Значит, мы будем писать буквы - в, д. л, т. Напишите по три буквы. ( Анализ написания букв :)
  • -из каких элементов состоят буквы?
  • -что общего в написании букв в - и д -; - л - и – т -?
  • Что можете сказать про эти буквы?
  • .- Найдите лишнюю букву.
-Запишите слова, начинающиеся на эти буквы . (Ученики записывают слова в тетради и на доске.): вагон, ванна, вперед, девочка, до свидания, дрожжи, лимон, лопата, лачуга, товарищ, троллейбус, терраса. -Обозначьте орфограммы. (Проверка написания слов с помощью «светофорчиков»).   -На какие группы можно их разбить? По каким признакам? -Что можете сказать про эти слова?   (Одушевленные и неодушевленные, с непроверяе-мыми безударными гласными –а-, -о-,-е-.в корне; слова, состоящие из двух и трех слогов; слова с удвоенными согласными; лишнее слово –вперед- т. к. все слова отвечают на вопросы кто? что?, а это- на вопрос куда? и т. д.)
  • -Запишите слова, начинающиеся на эти буквы . (Ученики записывают слова в тетради и на доске.): вагон, ванна, вперед, девочка, до свидания, дрожжи, лимон, лопата, лачуга, товарищ, троллейбус, терраса.
  • -Обозначьте орфограммы. (Проверка написания слов с помощью «светофорчиков»).
  • -На какие группы можно их разбить? По каким признакам?
  • -Что можете сказать про эти слова?
  • (Одушевленные и неодушевленные, с непроверяе-мыми безударными гласными –а-, -о-,-е-.в корне; слова, состоящие из двух и трех слогов; слова с удвоенными согласными; лишнее слово –вперед-
  • т. к. все слова отвечают на вопросы кто? что?, а это- на вопрос куда? и т. д.)
« Парная согласная»  - Как вы думаете,  о чем заботилась вторая сестра- орфо-грамма?   -Представьте себе большое орфографическое царст-во. Оно принадлежит трем сестрам-орфограммам – согласным буквам. - Вспомните, одна из них следила, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква. Как зовут ее? -Писать удвоенную согласную в корне слова. - Чем же занималась третья сестра? Кто были ее поддан-ные? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

« Парная согласная»

- Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра- орфо-грамма?

  • -Представьте себе большое орфографическое царст-во. Оно принадлежит трем сестрам-орфограммам – согласным буквам.
  • - Вспомните, одна из них следила, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква. Как зовут ее?

-Писать удвоенную согласную в корне слова.

- Чем же занималась третья сестра? Кто были ее поддан-ные? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

-Запишите в транскрипции слово известный (изв»эсный»). Сколько в этом слове звуков?

-Запишите в транскрипции слово известный (изв»эсный»). Сколько в этом слове звуков?

  • (8)
  • -Интересно, а сколько букв? Подберите однокоренные слова. (Ученики называют и записывают их на доске и в тетради.)
  • Весть, вес т ник, известие, извес т но, весточка.
  • -Какой корень в этих словах ?
  • (-вест-)
  • -Как мы запишем слово известный? Проговорите по слогам. Произносится ли в этом слове звук (т)? А буква пишется?
  • -Какое название можно дать звуку, который не произносится?
  • (ученики предлагают варианты названий.)
  • - Непроизносимый согласный , потому что при произношении его не слышно, он не произносится.
Упр.75, с.58. -Прочитайте слова. В каких еще словах не произносится звук(т)? Как вы думаете почему? Где находится этот звук в слове? (Анализ слов, ответы детей,.) И так, сколько букв в слове известный? ( 9). Почему? -Есть ли еще слова с такими «молчаливыми» звуками? -Как вы думаете? Прочитайте слова: Звезда- Солнечный- Здоровье- -На какой вопрос отвечает слово – звезда-? - Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –какой? -Как нужно писать это слово? Почему? -К слову – солнечный- подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –что? Как запишете это слово? звез д ный со л нце здра в ствуй

  • Упр.75, с.58.
  • -Прочитайте слова. В каких еще словах не произносится звук(т)? Как вы думаете почему? Где находится этот звук в слове? (Анализ слов, ответы детей,.)
  • И так, сколько букв в слове известный?
  • ( 9). Почему?
  • -Есть ли еще слова с такими «молчаливыми» звуками?
  • -Как вы думаете?
  • Прочитайте слова:
  • Звезда-
  • Солнечный-
  • Здоровье-
  • -На какой вопрос отвечает слово – звезда-?
  • - Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –какой?
  • -Как нужно писать это слово? Почему?
  • -К слову – солнечный- подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –что? Как запишете это слово?

звез д ный

со л нце

здра в ствуй

--От следующего слова образуйте слово, означающее пожелание здоровья. Что это за слово? Запишите. -Слова какого столбика являются проверочными? Почему? (Произносятся все согласные в корне.) -Какие непроизносимые согласные звуки встретились вам в словах? -(д). (т),(в), (л). -Как проверить написания слов с непроизносимыми согласными? (Уч-ся формулируют правило о проверке написания слов с непроизносимыми согл.) (…нужно подобрать проверочное слово, в котором все согласные звуки произносятся.) -Грустить- грус т ный, сердечко—сер д
  • --От следующего слова образуйте слово, означающее пожелание здоровья. Что это за слово? Запишите.
  • -Слова какого столбика являются проверочными? Почему?
  • (Произносятся все согласные в корне.)
  • -Какие непроизносимые согласные звуки встретились вам в словах?
  • -(д). (т),(в), (л).
  • -Как проверить написания слов с непроизносимыми согласными?
  • (Уч-ся формулируют правило о проверке написания слов с непроизносимыми согл.)
  • (…нужно подобрать проверочное слово, в котором все согласные звуки произносятся.)
  • -Грустить- грус т ный, сердечко—сер д це.
  • Физминутка . (Проводит ученица под музыку

«Учат в школе».)

-На этой остановке мы поупражняемся в применении правила правописания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова. 1.---Помогите нашему сказочному другу образовать однокоренные слова: с непроизносимым согласным звуком и запишите их. Честь- Радость-… Счастье- -Обозначьте орфограмму. 2 ). –Спишите словосочетания, заменяя выделенное слово близ-ким по значению с непроизносимым согласным. Здешний житель – Пасмурный день – Правдивый ответ --  чес т ный радос т ный счас т ливый мес т ный ненас т ный чес т ный

  • -На этой остановке мы поупражняемся в применении правила правописания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.
  • 1.---Помогите нашему сказочному другу образовать однокоренные слова:
  • с непроизносимым согласным звуком и запишите их.
  • Честь-
  • Радость-…
  • Счастье-
  • -Обозначьте орфограмму.
  • 2 ). –Спишите словосочетания, заменяя выделенное слово близ-ким по значению с непроизносимым согласным.
  • Здешний житель –
  • Пасмурный день –
  • Правдивый ответ --

чес т ный

радос т ный

счас т ливый

мес т ный

ненас т ный

чес т ный

3). Письмо под диктовку с комментированием .  Красна девица грустит:  Ей не нравится весна,  Ей на солнце жарко!  Слезы льет бедняжка… -Вспомните имя главной героини этой сказки, о которой говорится в стих. А. Шибаева. Запишите это имя. Обозначьте орфограммы. 4 ). Письмо по памяти.  Здра_ствуй, кня_ь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненас_ный?  (А.С. Пушкин). -Вставьте в слова пропущенные буквы, напишите к ним прове-рочные слова.   з в т
  • 3). Письмо под диктовку с комментированием .
  • Красна девица грустит:
  • Ей не нравится весна,
  • Ей на солнце жарко!
  • Слезы льет бедняжка…
  • -Вспомните имя главной героини этой сказки, о которой говорится в стих. А. Шибаева. Запишите это имя. Обозначьте орфограммы.
  • 4 ). Письмо по памяти.
  • Здра_ствуй, кня_ь ты мой прекрасный.
  • Что ты тих, как день ненас_ный?
  • (А.С. Пушкин).
  • -Вставьте в слова пропущенные буквы, напишите к ним прове-рочные слова.

з

в

т

1..Тот, кто принимает в чем-либо участие. 5. Синоним к слову «смелый» 2. Большая морская птица. 6.Слово, которое означает по- 3. Речь, которая звучит, произносится. желание здоровья. 4.Синоним к слову «печальный»  т т т т т т к ч н и а у с к у е в н с е р и б у с н а я н й р ы у с г д е с н ы о л б й д з а в в т е р с у й

1..Тот, кто принимает в чем-либо участие. 5. Синоним к слову «смелый»

2. Большая морская птица. 6.Слово, которое означает по-

3. Речь, которая звучит, произносится. желание здоровья.

4.Синоним к слову «печальный»

т

т

т

т

т

т

к

ч

н

и

а

у

с

к

у

е

в

н

с

е

р

и

б

у

с

н

а

я

н

й

р

ы

у

с

г

д

е

с

н

ы

о

л

б

й

д

з

а

в

в

т

е

р

с

у

й

-Кто быстрее допишет слово, то и победитель .  .. . тный радо…  злос….. . сча….  трос….. ………ница -Подберите проверочные слова к данным.  -Обозначьте знакомые орфограммы. стный извес тный стливый тник капуст

-Кто быстрее допишет слово, то и победитель .

.. . тный радо…

злос….. . сча….

трос….. ………ница

-Подберите проверочные слова к данным.

-Обозначьте знакомые орфограммы.

стный

извес

тный

стливый

тник

капуст

-Рассмотрите картинки, составьте и запишите 4-5 предложений по опорным словам, используя слова с непроизносимыми согласными. Озаглавьте.  Осень, дни, ненастные, небо, солнце, тучи, деревья, листья, ветер, дождь, птицы, грустно, тихо . - Подчеркните слова с непроизносимыми согласными .

-Рассмотрите картинки, составьте и запишите 4-5 предложений по опорным словам, используя слова с непроизносимыми согласными. Озаглавьте.

Осень, дни, ненастные, небо, солнце, тучи, деревья, листья, ветер, дождь, птицы, грустно, тихо .

- Подчеркните слова с непроизносимыми согласными .

- Чему учились на уроке? -С какой новой орфограммой вы позна-комились? -Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непро-износимым согласным звуком? -Что понравилось ?
  • - Чему учились на уроке?
  • -С какой новой орфограммой вы позна-комились?
  • -Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непро-износимым согласным звуком?
  • -Что понравилось ?

  • правило с.61;
  • упр. 1стр.72;
  • повторить словарные
  • слова стр. 55.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Автор: Каркачева Валентина Александровна

Дата: 20.04.2018

Номер свидетельства: 467044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "129119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415637682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок русского языка в 3 классе по УМК Школа 2100 " Непроизносимые согласные в корне слова""
    ["seo_title"] => string(96) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-umk-shkola-2100-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "248955"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446807601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме "Буквы на месте непроизносимых согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-na-miestie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "224356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438704768"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока русского языка в 3 классе по  теме: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова». "
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravilo-napisaniia-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "228127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова "
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie-nad-slovami-s-nieproiznosimym-soghlasnym-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429253114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства