Планируемые результаты:
Предметные результаты:
По опознавательным признакам обнаруживать орфограммы.
Применять при решении учебных орфографических задач изученные правила написания. При применении правил опираться на общий способ действия, используя различные конкретные способы подбора проверочных слов. Пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм, писать слова с непроверяемыми орфограммами.
УУД:
Личностные:
- Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
Познавательные:
- Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения.
Коммуникативные:
- Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.
Оборудование: учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка» для 2 класса, 2 часть; тетрадь-задачник (2 часть);
таблица «Способы проверки главных орфограмм корня»;
маршрутный лист к уроку открытия нового знания;
карточки для самостоятельной работы и эталоны для самопроверки.
Ход урока
Этап урока
Мотивационный этап
- Начинаем урок русского языка.
Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.
- Это мое вам пожелание на урок.
- В какой роли вам больше всего нравится работать на уроках русского языка?
(Учащиеся выбирают роль:
- слушатель
- исполнитель
- исследователь)
- Какой инструмент часто помогает исследователю совершать открытия? (Карта, маршрутный лист)
- Посмотрите на ваш маршрутный лист. Что вы на нем увидели? (Шаги учебной деятельности при открытии новых знаний)
- С чего начнем наше путешествие в мир русского языка? (С повторения того, что уже знаем)
Актуализация изученного
Предлагаю провести блиц-турнир.
- С какой лексической единицей мы сейчас работаем на уроках русского языка? (Слово)
- Что в слове главное? (Значение)
- В какой части слова хранится общее значение родственных слов? (В корне)
- Почему на уроке русского языка мы пользуемся словом «задача», как на уроке математики? (Решаем орфографические задачи: выбираем букву, чтобы записать слово правильно)
- Назовите главные орфограммы корня. (Безударные гласные и парные согласные)
- Какими способами мы умеем решать главные орфографические задачи в корне слова? (Дети называют изученные способы; составляем таблицу)
- Какой этап урока открытия новых знаний мы прошли? Отметьте свою активность на данном этапе с помощью условных знаков:
! – смог ответить на все вопросы
? – не все получалось, требовалась помощь товарищей
Пробное действие
- Все ли орфограммы в корне мы научились проверять?
- Какое задание я вам предложу? (Задание с затруднением)
Разделите слова на группы:
Грустный, хрустнул, опасный, свистнул, ужасный, прекрасный
- Послушайте звучание слов и решите, по какому признаку я подобрала слова для задания.
Есть сочетание звуков [сн].
- Внимательно посмотрите на написание слов. Кто догадался, по какому признаку можно разделить слова на 2 группы?
С буквосочетанием СН и СТН
- Оцените свою активность на этапе пробное действие.
Фиксация затруднения
- В чем может возникнуть затруднение при работе с такими словами? (Сочетание звуков [сн] обозначается по-разному)
- Кто смог сам сформулировать затруднение - поставьте в маршрутном листе !, кому требовалась помощь товарищей - ?
Определение причины затруднения
- Сформулируйте причину затруднения. (Мы не знаем, как обозначать сочетание звуков, нужно или не нужно писать букву согласного звука в слове, если звука не слышно.)
- Можно ли сказать, что на месте сочетания звуков [сн] есть орфограмма?
- Как бы вы назвали орфограмму? (Непроизносимые согласные)
Оцените свою работу на данном этапе:
! - сам сформулировал причину затруднения;
? – с помощью товарищей.
Целеполагание
- Какую цель поставим на урок? (Узнать, пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.)
Отметьте свою активность в маршрутном листе:
! – сам поставил цель
? – с помощью товарищей
- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило, алгоритм)
- Значит, надо найти способ проверки новой орфограммы?
Планирование деятельности.
- По какому плану мы обычно действуем при решении орфографической задачи?
(1. Подберем родственные слова.
2. Найдем проверочное слово.
3. Решим ОЗ.)
- Оцените своё умение составлять план:
! – справился сам
? – с помощью товарищей
Действие по плану.
- Можем ли мы воспользоваться известными нам способами?
- Предлагаю проверить. Будем действовать по плану.
- Обратимся к упражнению 386 на с. 45 задачника.
- Прочитаем четверостишие:
- … Заяц! – молвил гусь. –
Отчего ты гру[ ] ый?
- Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку [ ] ый?
По Н Матвеевой
- Вставим значки тех звуков, которые слышим: гру [сн]ый, вку[сн]ый (Дети работают в задачнике)
- Попробуем вместе решить ОЗ известными способами.
гру [сн]ый – объясним значение слова с помощью родственных слов: грустит, испытывает грусть; докажем, что это родственные слова, выделим корень.
- Что заметили? (В словах четко слышится звук [т], значит эти слова будут проверочными.)
- Покажем это графически.
- Чтобы проверить себя, попробуем и другие способы проверки. Что называет слово грустный? (Признак предмета.)
- Изменим слово по команде вопроса каков? (Грустен.)
- Можем ли решить ОЗ в слове грустный? (Да. В слове грустный сочетание звуков [сн] обозначим буквосочетанием стн.)
- Кто хочет попробовать решить ОЗ в слове вкусный, действуя по нашему плану?
Ученик работает у доски
- Оцените ответ ученика по критериям:
1) Действовал по плану
2) Получил правильный результат
3) Самостоятельно или с помощью учителя, товарищей
- Оцените свою работу в маршрутном листе
Обобщение способа действия
- Уточните, на месте какого сочетания звуков возникла проблема? ([сн])
- Какую орфографическую задачу дает нам при письме сочетание звуков [сн], [с’н’]? (Писать букву непроизносимого согласного или нет.)
- Какую букву надо писать на месте звука, которого нет? (Т)
- Как можно назвать тему нашего урока? (Буква Т на месте звука, которого нет в сочетании [сн]. или Непроизносимый согласный Т в звукосочетании [сн] )
Обобщим свои наблюдения в схеме.
стн
[сн]
сн
Дети составляют схему в задачнике
- Сравним наши выводы с выводами авторов учебника с. 73
- Почему некоторые звуки русского языка трудно выговаривать? (Они попадают между двумя согласными звуками – неудобнопроизносимые (зубные) согласные звуки)
- Какие способы проверки непроизносимых согласных использовали? (Объясняли значение слова с помощью однокоренного, изменяли проверяемое слово по команде вопроса каков?)
- Оцените свою активность на данном этапе урока.
Применение нового знания
- Новое знание получено. Что дальше? (Будем тренироваться его применять.)
-Выполним упр. 438 на с.46 задачника. Работаем с комментированием, проговариваем способ проверки
- Проверим, так ли действовали решая ОЗ.
Дети читают памятку на с. 74
-Оцените, как вы научились применять новое знание:
! – справился без затруднений
? – еще нужно потренироваться
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Какое задание осталось выполнить? (Самостоятельную работу.)
-Я приготовила для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какую вершину будет покорять.
- Вставьте в слова пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Непроизносимые согласные подчеркните. Памятка на с. 74 будет вам помогать.
прекрас.ный мес…ность чудес….ный
опас…ный радос…ный ужас…ный
чес…ный ус…ный капус….ный
вес….ник несчас…ный
трос…ник
Дети выбирают один из вариантов задания и выполняют самостоятельную работу
- Сверьте свою работу с эталоном.
- Оцените свою работу используя лесенку успеха и смайлик.
На верхней ступеньке – ошибок нет.
На средней ступеньке – допустил 1-2 ошибки.
На нижней ступеньке – допустил 3 ошибки или более
Рефлексия деятельности.
- Какую цель ставили на урок? (Узнать, пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся)
- Достигли цели?
- Кто из ребят сегодня давал больше грамотных ответов?
- Какой инструмент помогал нам сегодня открывать новое знание? (Маршрутный лист)
- У кого в карте только знаки восклицания (!)
- Кто хочет поделиться, на каких этапах возникали затруднения? Как их будете преодолевать?
- Помогал ли маршрутный лист оценить себя на уроке?
- А почему это важно – уметь оценить себя?
- Только ли решать ОЗ мы учились сегодня на уроке?
Домашнее задание
- Дома можно потренироваться решать ОЗ правописания слов с непроизносимыми согласными и выполнить упр. 440
или выполнить творческое задание – составить предложения, используя слова с непроизносимыми согласными
- Спасибо за работу. Урок окончен.