kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель:    - Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;                            -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ХОД:

I.Организационный момент.

          Здравствуйте, дети. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

II. Минутка чистописания: 1.индивидуальный показ сочетаний букв и элементов в тетрадях.  Задание: выполните взаимопроверку: выделите в круг самые, на ваш взгляд, правильно написанные   сочетания. Объясните тихим голосом друг другу, почему именно эти(учитывается высота букв, наклон, соединение, безотрывность письма)                                                                                          III. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»            Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.                                                                    У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель по вариантам диктует наборы словарных слов, дети столбиком записывают.                                                                                  И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.   Учитель диктует слова орфографически верно. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» - выучить слова, в которых допущены ошибки.                                                                      IV.Постановка темы и цели урока.                                               На доске  слова (сделана транскрипция)

Сердце   [ с'эрцэ ]

Солнце   [ сонцэ ]

Грустный  [ грусный' ]                           Правильно ли, на ваш взгляд, сделана транскрипция? Почему?

(Здесь возможно, возникнет столкновение мнений)

1.Что интересного вы заметили?

Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.

2.Какие это буквы? 

После ответов детей учитель обводит эти буквы в кружок (это д, л, т).

Это согласные буквы.

3.В какой части слова находятся эти буквы?

В корне.

На доске по мере ответов детей появляется запись:

           - непроизносимые

           - согласные буквы

           - находящиеся в корне слова

Формулирование:

1. темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

2. цели урока: как узнать, есть ли в слове  непроизносимые согласные и освоить способ их проверки.

V. Проблемный вопрос классу: можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?

Для решения этого вопроса, мы должны найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова и усвоить этот способ. Этим мы сейчас и займемся.  

На доске, по мере появления ответов детей, возникает запись:

                                                          Проверить

                          Да                                                               Нет                                                   

 

(какие вы знаете способы проверки?)

- изменить форму слова                                                    запомнить

     (солнце, солнцу и т.д.)

Дети приходят к выводу, что этот способ

не подходит

- подобрать однокоренное слово

      (радостный - радоваться)

- еще одно условие:  в этом однокоренном

слове  проверочный звук должен слышаться четко

радостный – радость

Формулируем правило

Чтобы проверить есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно подобрать несколько однокоренных слов, в одном из которых  этот звук четко слышится.(проверочные – гласные, сонорные)

VI. Закрепление.

1.На доске записаны столбиком слова

грусть     

звезда

весть

гигант

честь

прелесть

Какой частью речи являются данные слова? (именами существительными)

Задание: запишите во второй столбик однокоренные слова-прилагательные.

По желанию дети выходят к доске и объясняют правописание прилагательных, используя ранее выведенное правило.

2.Далее работа идет дифференцировано по карточкам:

I вариант. Вставь, где нужно буквы.

капус___ный                  лес___ница                          чудес__ный

счас___ливый                праз__ник                             вкус__ный

свис___нул                     здра__ствуй                         прекрас___ный

крепос__ная                   чу__ствовать                        опас__ный

Какую закономерность в расположении слов ты заметил?

(второй столбик – словарные слова, которые уже знакомы детям)

II вариант. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными и докажи, что они написаны верно.

Обида.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова –

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

III вариант. Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки.

 

Наступила_______________осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим________________картину. Часто моросит холодный дождь. ____________светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать________________событий.

 

Слова-подсказки: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.

VII. Домашнее задание дается по выбору:

Правило, упражнение 296 или найти и записать как можно больше слов с непроизносимыми согласными.

VIII.Подведение итогов.

Давайте вспомним цель нашего урока (дети повторяют). Мы нашли способ проверки слов? (дети повторяют правило) Можем ли мы сказать, что все знаем о словах с непроизносимыми согласными? (нет)

На следующем уроке мы с вами познакомимся со словами, в которых есть непроизносимые согласные, но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

-Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно? Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать? Поблагодарите друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" »

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»


Цель: - Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.


Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.


ХОД:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.


II. Минутка чистописания: 1.индивидуальный показ сочетаний букв и элементов в тетрадях

Задание: выполните взаимопроверку: выделите в круг самые, на ваш взгляд, правильно написанные сочетания. Объясните тихим голосом друг другу, почему именно эти.

(учитывается высота букв, наклон, соединение, безотрывность письма)


III.Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель по вариантам диктует наборы словарных слов, дети столбиком записывают.

И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Учитель диктует слова орфографически верно. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» - выучить слова, в которых допущены ошибки.



IV.Постановка темы и цели урока.

На доске слова (сделана транскрипция)

Сердце [ с'эрцэ ]

Солнце [ сонцэ ]

Грустный [ грусный' ]


Правильно ли, на ваш взгляд, сделана транскрипция? Почему?

(Здесь возможно, возникнет столкновение мнений)

1.Что интересного вы заметили?

Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.

2.Какие это буквы?

После ответов детей учитель обводит эти буквы в кружок (это д, л, т).

Это согласные буквы.

3.В какой части слова находятся эти буквы?

В корне.

На доске по мере ответов детей появляется запись:

- непроизносимые

- согласные буквы

- находящиеся в корне слова

Формулирование:

1. темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

2. цели урока: как узнать, есть ли в слове непроизносимые согласные и освоить способ их проверки.


V. Проблемный вопрос классу: можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?

Для решения этого вопроса, мы должны найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова и усвоить этот способ. Этим мы сейчас и займемся.

На доске, по мере появления ответов детей, возникает запись:


Проверить


Да Нет


(какие вы знаете способы проверки?)


- изменить форму слова запомнить

(солнце, солнцу и т.д.)

Дети приходят к выводу, что этот способ

не подходит

- подобрать однокоренное слово

(радостный - радоваться)

- еще одно условие: в этом однокоренном

слове проверочный звук должен слышаться четко

радостный – радость


Формулируем правило

Чтобы проверить есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно подобрать несколько однокоренных слов, в одном из которых этот звук четко слышится.(проверочные – гласные, сонорные)

VI. Закрепление.

1.На доске записаны столбиком слова

грусть

звезда

весть

гигант

честь

прелесть

Какой частью речи являются данные слова? (именами существительными)

Задание: запишите во второй столбик однокоренные слова-прилагательные.

По желанию дети выходят к доске и объясняют правописание прилагательных, используя ранее выведенное правило.

2.Далее работа идет дифференцировано по карточкам:

I вариант. Вставь, где нужно буквы.

капус___ный лес___ница чудес__ный

счас___ливый праз__ник вкус__ный

свис___нул здра__ствуй прекрас___ный

крепос__ная чу__ствовать опас__ный

Какую закономерность в расположении слов ты заметил?

(второй столбик – словарные слова, которые уже знакомы детям)

II вариант. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными и докажи, что они написаны верно.

Обида.


До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова –

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.


III вариант. Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки.


Наступила_______________осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим________________картину. Часто моросит холодный дождь. ____________светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать________________событий.


Слова-подсказки: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.

VII. Домашнее задание дается по выбору:

Правило, упражнение 296 или найти и записать как можно больше слов с непроизносимыми согласными.


VIII.Подведение итогов.


Давайте вспомним цель нашего урока (дети повторяют). Мы нашли способ проверки слов? (дети повторяют правило) Можем ли мы сказать, что все знаем о словах с непроизносимыми согласными? (нет)

На следующем уроке мы с вами познакомимся со словами, в которых есть непроизносимые согласные, но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

-Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно? Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать? Поблагодарите друг друга.














4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Немирич Татьяна Петровна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_16"
    ["file_id"] => string(6) "601667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646384143"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание непроизносимых согласных" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-nieproiznosimykh-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "111723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407837335"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "182760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425582883"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока  русского языка  в 3 классе УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "189789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427032308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства