kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данный урок по теме "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова" разработан для обучающихся по системе для 3-х классов при изучении темы "Непроизносимые согласные" по учебнику Р.Н.Бунеева,Е.В. Бунеевой,О.В.Прониной "Русский язык" ( Образовательная система "Школа 2100").

Тип урока: изучение нового материала.

    Урок построен с применением системно-деятельностного подхода с проблемным диалога, что позволит активизировать  мыслительную деятельность при наблюдении над словами с непроизносимым согласным звуком.

На уроке используется мультимедийная презентация, позволяющая младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком»

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ Непроизносимые согласные»

Урок русского языка  в 3А классе  СОШ №50 Учитель: Егорова Г.Г .

Урок русского языка в 3А классе

СОШ №50

Учитель: Егорова Г.Г .

Восьмое октября.  Классная работа.  Чистописание.  кк нн пп рр сс  сн стн зн здн .

Восьмое октября. Классная работа.

Чистописание.

кк нн пп рр сс

сн стн зн здн

.

Вспоминаем то, что знаем Записать буквами: [ дупк’и] - [л’от]-  [л о ш к а] -  [с а т] -  [в’э с’н’ик ] -  Все ли слова вы смогли записать буквами? Какое задание вызвало у вас затруднение?  дубки  лёд  ложка  сад  ?

Вспоминаем то, что знаем

Записать буквами:

[ дупк’и] -

[л’от]-

[л о ш к а] -

[с а т] -

[в’э с’н’ик ] -

Все ли слова вы смогли записать буквами? Какое задание вызвало у вас затруднение?

дубки

лёд

ложка

сад

?

Какой вопрос возникает? Какое слово записано звуками? В каком предложении оно может употреблено? Почему мы сомневаемся при написании этого слова? Какие есть родственники у этого слова? Какую орфограмму необходимо проверить?

Какой вопрос возникает?

Какое слово записано звуками?

В каком предложении оно может употреблено?

Почему мы сомневаемся при написании этого слова?

Какие есть родственники у этого слова?

Какую орфограмму необходимо проверить?

Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных. Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке. ?

Вспоминаем то, что знаем

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.

Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?

О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?

Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка

Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна

Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные?

Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

?

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник –  [в , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ] ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник –  [в , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ] Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Определяем основной вопрос урока

Прочитайте слова. Как они называются?

ве с ть – [в , э ́с , т , ]

вестник – , э ́с , н , ик]

известный – [изв , э ́сный , ]

  • ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник – , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ]
  • Что обозначает каждое слово?
  • Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили?
  • Какой вопрос возникает?
  • Сравните свою формулировку вопроса с авторской.

Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Цель урока - выяснить, почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? -учиться распознавать слова, в которых звук не произносится, а буква пишется; - учиться правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком;

Цель урока

- выяснить, почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится?

-учиться распознавать слова, в которых звук не произносится, а буква пишется;

- учиться правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком;

Тема урока Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Тема урока

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Решаем проблему, открываем новые знания Разделите слова на группы вестник  весть  известие известный  известно  весточка  Звук [т ] не произносится ПОЧЕМУ? Звук произносится вестник известный известно известие весточка весть ве стн ик изве стн ый изве стн о

Решаем проблему, открываем новые знания

Разделите слова на группы

вестник

весть

известие

известный

известно

весточка

Звук ] не произносится

ПОЧЕМУ?

Звук произносится

вестник

известный

известно

известие

весточка

весть

ве стн ик

изве стн ый

изве стн о

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?  Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный.  Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. ездить наездник езда грустно поезда грустный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ? Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ]  и [ д ]  не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д .

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?

Ездить, езда, поезда, наездник.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

  • Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный.

Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится.

ездить

наездник

езда

грустно

поезда

грустный

грусть

грустит

Сделайте вывод:

Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?

  • Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
  • Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
  • Как можно назвать эти согласные?
  • Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся?

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д .

Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки . Какие ещё звуки не произносятся?

Решаем проблему, открываем новые знания

В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки .

Какие ещё звуки не произносятся?

Физкульминутка

Физкульминутка

Ро...ия - сп ... ртивная д...ржава. Известные спортсмены мира приедут на этот Форум. От всего сердца мы приветствуем героев спорта.
  • Ро...ия - сп ... ртивная д...ржава.
  • Известные спортсмены мира приедут на этот Форум.
  • От всего сердца мы приветствуем героев спорта.
Развитие умений. Применяем знания. Прочитайте слова каждого ряда.  Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. Звезда Звезды звездочка звездный звездолет капуста, капустный (лист) капустница Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Развитие умений. Применяем знания.

Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.

Звезда

Звезды

звездочка

звездный

звездолет

капуста,

капустный (лист) капустница

Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?

Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом?

Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными?

Сформулируйте правило:

как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Сравниваем свой вывод с авторским Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести

Сравниваем свой вывод с авторским

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.

Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма.

Местный – место

Честный – (нет) чести

Вестник – вести

  • Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести
  • Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести
Применяем новые знания. Развиваем умения По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный .  [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.  [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? 3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Как обозначить орфограмму.

Применяем новые знания. Развиваем умения

По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?

1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ]

2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный .

[ сн ]

Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем

лесной.

[ нск ]

Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский.

Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?

3. Пишу слово.

4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

Гигантский - гиганты

Как обозначить орфограмму.

Применяем новые знания. Развиваем умения Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный

Применяем новые знания. Развиваем умения

Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?

Спишите, обозначь орфограмму.

Тростинка – трос_ник

Солнышко – со_нце

Власти – влас_ный

Прелести – прелес_ный

  • Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный
  • Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный

Трос т инка – трос т ник

Со л нышко – со л нце

Влас т и – влас т ный

Прелес т и – прелес т ный

  • Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
  • Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
Итог урока  С какой новой  сестрой-орфограммой вы познакомились? Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Орфограмма буква парного согласного в корне слова кот подушка мышка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова ванна Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова сердце солнце

Итог урока

  • С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
  • Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?
  • Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?

Орфограмма буква парного согласного в корне слова

кот подушка мышка

Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова

ванна

Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова

сердце солнце

Рефлексия Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

Рефлексия

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

Задание на дом:   1. Упр. 1, с. 86.  2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук..

Задание на дом: 1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова

Автор: Егорова Галина Генадьевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(146) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-nabliudieniie-nad-slovami-s-nieproiznosimym-soghlasnym-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202465"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429260267"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "116795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412611074"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок русского языка в 3 классе по УМК Школа 2100 " Непроизносимые согласные в корне слова""
    ["seo_title"] => string(96) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-umk-shkola-2100-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "248955"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446807601"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока русского языка в 3 классе по  теме: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова». "
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravilo-napisaniia-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "228127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства