Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ-СОШ № 3
Матвеева Е. Н.
«Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.
Лев Семёнович Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями
не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
3.Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
4.Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6.Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Все компоненты языковой системы не сформированы.
10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Как же должен строить свою работу учитель?
Каждый урок - продолжение предыдущего.
Многократное повторение основного материала.
Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.
Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.
Задания, идущие от простого к сложному.
Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.
Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.
Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения.
Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.
Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут).
Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.
сравнение
материализация
метод демонстрации
беседа
работа с книгой
репродуктивные задания
дидактические игры
Игры при изучении нумерации чисел.
Кто знает, пусть дальше считает.
Учитель называет числа 258, 259. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).
Какие числа пропущены?
Дается ряд чисел:247,248,249, 252,253, 255, 257, 259, 262.
Какие числа пропущены?
Назови соседей.
Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например: «Назови соседей чисел 100, 80, 999. Какое число «живет» между 59 и 61, 939 и 941 и т.д.»
Игры при изучении арифметических действий.
Вставить математический знак.
54…9 = 63 39…3 = 13
27…0 = 27 17…5 = 85
63…24 = 87 28…3 = 84
Найди примеры с одинаковыми ответами.
75 : 3 = 15 * 3 =
28 + 34 = 85 – 60 =
54 -29 = 90 : 15 =
Игры на развитие геометрических представлений.
Дидактические игры, формирующие временные представления.
Занимательные
коррекционно-развивающие задания.
Задания на развитие познавательной активности.
Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весит 2 таких медведя?
Один хомяк запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
Розовый скворец съедает 200 г. саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
Баобаб живет 4000 лет, а лиственницы 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
Задачи на развитие памяти.
«Память на числа».
«Память на фигуры».
Задания на развитие мышления.
«Думай и составляй».
«Убери кружки».
«Составь задачу».
«Художники».
Задания на развитие воображения.
Задания на смекалку.
Задания на умение классифицировать.
Венгерский математик Джордж Полиа:
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».