Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.
Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.
Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом. И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.
Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.
Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.
Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.
Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.
Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.
Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять условия заданий получаемых на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?
Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».
«Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.
Приведу несколько основных принципов, предложенных Зыковой.
Использование коллективных форм деятельности.
Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;
Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;
Усиление воспитывающего характера обучения;
Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.
На мой взгляд, для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:
посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.
проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.
проводить совместные мероприятия во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.
В этих классах мы работаем над расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны. Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений», при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.
В пятых классах я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.
Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:
Например:
В прямоугольнике периметр равен …..
Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..
Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.
Найди периметр прямоугольника зная его длину и ширину, 23см и 65 см соответственно
Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.
Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида. »
Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.
Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом. И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.
Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.
Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.
Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.
Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.
Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.
Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять условия заданий получаемых на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?
Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».
«Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.
Приведу несколько основных принципов, предложенных Зыковой.
Использование коллективных форм деятельности.
Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;
Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;
Усиление воспитывающего характера обучения;
Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.
На мой взгляд, для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:
посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.
проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.
проводить совместные мероприятия во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.
В этих классах мы работаем над расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны. Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений», при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.
В пятых классах я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.
Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:
Например:
В прямоугольнике периметр равен …..
Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..
Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.
4.
в=?
а=10см
Р=55 см.
Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.
Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.