kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом.  И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.

   Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в  этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения  важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.

 Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый  этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.

Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.

Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание  к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.

Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает  большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на  его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.

 Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл  предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять  условия заданий получаемых  на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?

Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».

 «Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.

 Приведу несколько основных принципов, предложенных  Зыковой.

  1. Использование коллективных форм деятельности.
  2. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;
  3. Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;
  4. Усиление воспитывающего характера обучения;
  5. Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.

На мой взгляд,  для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:

  1.  посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.
  2.   проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.
  3.  проводить совместные мероприятия  во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.

 В этих классах мы работаем над  расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей  работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны.  Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений»,  при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.

В пятых классах  я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе  условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.

 Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:

Например:

  1. В прямоугольнике периметр равен …..
  2. Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..
  3. Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.                   
  4. Найди периметр прямоугольника зная его длину и ширину, 23см и 65 см соответственно

Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.

  Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида. »

Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида.

Проблема снижения успешности в обучении школьника, возникновение сложностей организационного характера, при переходе из начальной школы в среднее звено является одной из важных проблем не только в любой средней образовательной школе, но в особенности в школе коррекционной. Предпосылки для нее возникают из психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Ведь частичная потеря слуха или полная глухота сказывается не только на взаимоотношении с людьми, но и на восприятии окружающего мира в целом. И одним из направлений решения данной проблемы является осуществление процесса преемственности.

Много внимания уделяется проблеме поступления детей, с ограниченными возможностями здоровья, в начальную школу, их успешности в этой новой для них среде обучения, но для дальнейшего хорошего результата всего процесса обучения важно и дальше правильно осуществлять преемственность в вертикали образования.

Однако, не смотря на все проблемы и сложности, возникающие на разных этапах обучения, мы можем наблюдать при переходе от начальной школы к среднему звену некий новый этап социализации школьника в обществе, ведь ребенку приходиться выйти за рамки привычного круга общения одноклассники – учитель-семья.

Когда мы говорим о переходе из младшей школы в среднее звено, мы говорим о принципиально новой среде обучения, а значит и о существовании адаптационного периода. Здесь возникает масса специфических моментов присущих именно коррекционной школе второго вида.

Во первых, в зависимости от выбранного плана обучения (заключения ПМПК), в начальной школе дети находятся от 5-ти до 6-ти лет. Как следствие у них формируется привыкание к урокам в той форме, в которой работает их учитель. Ведь понятно, что с детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это не может не отразиться на вырабатывании определенной поведенческой реакции ребенка на уроке.

Это является одной из причин того, что при переходе в среднее звено ученик испытывает большую психологическую нагрузку. Зачастую ребенок, проявивший себя отлично или хорошо в начальной школе, перейдя в пятый класс, показывает резкое снижение успеваемости. Кроме того, в среднем звене количество часов на изучение тем и разделов по предметам резко сокращается. Таким образом, увеличивается объем изучаемого материала и уменьшается время на его отработку, а самостоятельной работы становиться гораздо больше. При этом вместо одного привычного учителя ребенку приходится иметь дело с разными педагогами-предметниками. У каждого из новых педагогов свои требования к выполнению заданий, критерии оценивания ответов ученика. Ребенку необходимо приспособиться к речевым особенностям новых учителей, а также ему приходится запоминать большое количество новых слов, терминов, уметь объяснить их значение, правильно применить их в своих ответах.

Если ученик не увеличивает свой словарный запас, если у него отсутствует стремления глубокого вникать в смысл предметной терминологии, то он никогда не сможет в полной мере понять условия заданий получаемых на уроках, а как следствие этого применить свою компетентность в решении поставленной перед ним задачи. Какие же существуют способы решения данной проблемы и как их реализовать в условиях коррекционной школы 2го вида?

Как замечает Т.С. Зыкова в своей книге «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–го и II-го вида».

«Коррекционная направленность обучения предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса (включающего в себя и процесс преемственности): реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы, специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений». Значит, добиться успеха мы можем через правильно организованный процесс обучения.

Приведу несколько основных принципов, предложенных Зыковой.

  1. Использование коллективных форм деятельности.

  2. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;

  3. Дифференцированный подход к уровню требований, предъявляемых к разным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структуры дефекта;

  4. Усиление воспитывающего характера обучения;

  5. Преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали с пошаговым освоением содержания обучения.

На мой взгляд, для успешной реализации преемственности в обучении от младшего звена к среднему, дают такие мероприятия как:

  1. посещение уроков математики, открытых занятия, в выпускных начальных классах.

  2. проведение совместно с учителями начальной школы факультативных занятия и кружков с углубленным изучением предмета.

  3. проводить совместные мероприятия во внеурочное время, где участвуют как выпускников начальной школы, так и дети обучающихся в среднем звене.

В этих классах мы работаем над расширением границ применения понятий, встречающихся в курсе математики, выявляем межпредметную связь, учим детей работать не только с терминами, но и постоянно использовать их определения. В дальнейшем такая работа, безусловно, себя проявляет только с положительной стороны. Ведь как не парадоксально, но часто дети, обучающиеся в коррекционной школе второго вида, успешно освоившие тему по математике «Решение квадратных уравнений», при встрече подобного уравнения на уроках физики решить его не могут. Умение правильно работать с текстом и предметной терминологией помогает школьникам среднего звена уверенно применять свои знания, полученные на уроке математики и на других предметах, а значит реализовывать свою компетентность.

В пятых классах я часто сталкиваюсь и с проблемой, возникающей при оформлении задач, в частности затруднения возникают при записи краткого условия. В начальной школе условие задач связанных с понятиями: расстояние, время, скорость принято оформлять в табличной форме. Поэтому, имея условие задачи, записанное построчно или представленное в виде рисунка (схематически) некоторые дети не могут выработать самостоятельно алгоритм решения этой задачи, или наоборот, самостоятельно записать условие задачи в другом виде, например, изобразить условие схематически.

Для преодоления таких трудностей мы составляя задачи, различным образом формулируем условие в них, показывая тем самым многообразие форм представления одной и той же информации:

Например:

  1. В прямоугольнике периметр равен …..

  2. Сумма длин всех сторон прямоугольника равна……..

  3. Р=?, а=23см, в=65. Найди неизвестную величину в прямоугольнике.

4.

в=?

а=10см

Р=55 см.



Эти задачи приучают ребенка вчитываться в условие, а значит правильно понимать, что необходимо найти и какие данные он должен для этого использовать, какие у него уже имеются, а какие нужно найти дополнительно.

Такая коллективная деятельность помогает в дальнейшем скорее адаптироваться к новым формам урока, а ситуация успеха создаваемая на таких мероприятиях продолжает и дальше оставаться действенным мотивом для успешного обучения в дальнейшем. Только совместная деятельность педагогов начальной и средней школы, усовершенствование процесса преемственности является залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бестаева Александра Рафаэльевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства