Центральной проблемой специального образования становится организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Стремительный интерес науки к проблемам ребенка с особыми образовательными потребностями имеет свои основания. Он обусловлен изменением положения человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Поэтому возникает необходимость в системных научных исследованиях проблем обучения и воспитания особых детей, разработке концептуальных подходов к их развитию в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей образовательного учреждения.
В условиях обновления содержания специального образования особое значение приобретает включение в образовательный процесс инновационных технологий как уникального и неповторимого феномена, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство, гражданственность и транслирующего этот социокультурный опыт подрастающему поколению, осуществляющего социально-психологическую педагогическую поддержку детей, включая их активную жизнь, адаптируя к социуму и формируя социальную ответственность.На протяжении нескольких лет профессорско-преподавательский состав кафедры Специальной педагогики и специальной психологии и студенты Мурманского государственного гуманитарного университет сотрудничают с Минькинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом V вида. Итогом сотрудничества являются совместные научно-практические семинары, конференции. Исследования, проводимые на базе школы-интерната позволяют повысить качество психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития.Компьютер оказывает огромную, буквально неоценимую поддержку как учителю, так и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности по географии. Вместо традиционных «электронных учебников» и прочих CD-ROM нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОР (цифровые образовательные ресурсы).
Под цифровыми образовательными ресурсами будем понимать, прежде всего, объекты, предназначенные для образовательных целей и представленные в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Но есть и более широкое понятие этого термина, такое как фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. Таким образом, в качестве ЦОР мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио - или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе, «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках некой модельной среды) и т. д. Существует много классификаций ЦОР.
Рассмотрим более подробно вопрос о внеурочной деятельности по географии с использованием ЦОР. Второй год совместно с детьми принимаем активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.«ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляют собой одну из первых в мировой практике широкомасштабную попытку внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов биологии и физической географии. Подготовительным этапом к проведению исследования являются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в русле решения задач по охране природы.
Самыми простыми, как правило, оказываются задания по выявлению уровня владения словарем, необходимым для формирования элементарных математических представлений, соотнесения с количеством на предметном уровне. Самыми сложными всегда бывают задания на отвлеченный счет, называние чисел в обратном порядке, что в принципе не является счетом, сравнение на основе отвлеченных операций.Проанализировав все необходимые знания, умения и навыки, составили таблицу с типологией трудностей по формированию элементарных математических представлений о числах и действиях с ними. Таблица содержит педагогическую, психологическую симптоматику трудностей по всем методикам и способы их коррекции, а упражнения каждый педагог – дефектолог, учитель могут придумать или подобрать самостоятельно, согласовав развитие речи с логопедом.
Ученики должны продвинуться не только в освоении всего методического материала, но и по формированию словаря необходимого для овладения элементарными математическими навыками, в частности.В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами.Разработанная диагностика может применяться в дальнейшем, т. к. проста в использовании и обработке, таблица с типологией трудностей помогает педагогу разработать стратегию коррекционной работы, серия упражнений и дидактический материал, как по формированию элементарных математических представлений, так и коррекции, на сколько это возможно, дискалькулии может быть интересен для всех категорий школьников с проблемами в развитии, поурочное годовое планирование с учетом принципов коррекции и требований к уроку математики включает все задания по методикам на учебный год.
Проведение работы такого вида, по нашему мнению, может быть эффективной. Может иметь практическое значение, облегчить труд педагога-дефектолога по формированию элементарных математических представлений и учителя в школе о числах и действиях с ними, а также формированию речевых навыков.
1. Выявление устойчивости представлений о порядке счета.
Цель: счет в прямом порядке до десяти (принятие ребенком задания; способ выполнения задания и степень самостоятельности при этом; умение выполнять задание до конца; индивидуальные особенности поведения и деятельности ребенка; результативность выполнения заданий).
2. Выявление понимания детьми принципа 1+1. (К каждому объекту при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное).
3. Выявление понимания ребенком итога счета. (Понимание того, что общее количество сосчитанных предметов обозначается последним произнесенным числом).
4. Выявление понимания ребенком того, что любая совокупность может быть сосчитана.
5. Выявление понимания ребенком того, что сосчитать объекты можно в любом порядке. (Понимание того, что как бы ни располагались предметы, по кругу, в ряд, в беспорядке, то есть в различных комбинациях их можно пересчитать; умение отвечать на вопрос: «Можно ли так считать?»).
6. Сравнение двух групп множеств без пересчета количества предметов. (Понимание того, что сравнить количество предметов можно не только с помощью пересчета предметов, но и путем наложения или приложения).
7. Обследования стереогноза. (Понимание и узнавание количества предметов (много, один, нет) по тактильному восприятию).
8. Соотнесение количества жидкости. (Понимание количества жидкости в емкостях одного размера: в первом много жидкости, во втором - мало, в третьем – пусто).
9. Сохранение непрерывного количества.
10. Сравнение групп множеств на основе счетных операций по конкретному счетному материалу (сложение, вычитание).
11. Соотнесение плоскостного и объемного изображения.
12. Графическое изображение равного количества.
13. Сравнение количества с последующим изменением П+1, П-1.
14. Сравнение групп множеств отвлеченно.
15. Выявление знаний цифр и соотнесение их с количеством предметов.
16. Владение словарем необходимым для формирования математических представлений:
· глаголы с противоположным значением;
· понимание слов обозначающих противоположные действия;
· умение называть слова-противодействия по картинке, рассказать о совершаемых на картинке действиях;
· слова, обозначающие абсолютную и относительную величину.
17. Упражнения на знание и определение количества и последовательности сезонов, месяцев, частей суток, дней недели (выходные дни недели, рабочие дни недели, любимый день недели).
В результате осуществления всех вышеперечисленных действий, школьники учатся комментировать свою деятельность, приобретают навык полного словесного отчета о проведенных манипуляциях, о решении задачи или выполнении арифметического действия, различать понятия «число» и «цифра».
Таким образом, решение программных собственно математических задач должно обязательно сочетаться с решением задач коррекционно-логопедических, таких как, автоматизация звуков и формирование лексико-грамматического строя.
Литература
1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] – М.: Ось - 89, 2005.
2. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] – Спб.: РГПУ им. А. И.Герцена, 2002.
3. Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. [Текст] - Спб.: Союз, 2005.
4. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. [Текст] - М., 1955.
5. Михайлова, З. А. и др. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с., илл.