kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Центральной проблемой специального образования становится организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Стремительный интерес науки к проблемам ребенка с особыми образовательными потребностями имеет свои основания. Он обусловлен изменением положения человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Поэтому возникает необходимость в системных научных исследованиях проблем обучения и воспитания особых детей, разработке концептуальных подходов к их развитию в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей образовательного учреждения.

В условиях обновления содержания специального образования особое значение приобретает включение в образовательный процесс инновационных технологий как уникального и неповторимого феномена, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство, гражданственность и транслирующего этот социокультурный опыт подрастающему поколению, осуществляющего социально-психологическую педагогическую поддержку детей, включая их активную жизнь, адаптируя к социуму и формируя социальную ответственность.На протяжении нескольких лет профессорско-преподавательский состав кафедры Специальной педагогики и специальной психологии и студенты Мурманского государственного гуманитарного университет сотрудничают с Минькинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом V вида. Итогом сотрудничества являются совместные научно-практические семинары, конференции. Исследования, проводимые на базе школы-интерната позволяют повысить качество психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития.Компьютер оказывает огромную, буквально неоценимую поддержку как учителю, так и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности по географии. Вместо традиционных «электронных учебников» и прочих CD-ROM нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОР (цифровые образовательные ресурсы).

Под цифровыми образовательными ресурсами будем понимать, прежде всего, объекты, предназначенные для образовательных целей и представленные в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Но есть и более широкое понятие этого термина, такое как фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. Таким образом, в качестве ЦОР мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио - или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе, «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках некой модельной среды) и т. д. Существует много классификаций ЦОР.

Рассмотрим более подробно вопрос о внеурочной деятельности по географии с использованием ЦОР. Второй год совместно с детьми принимаем активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.«ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляют собой одну из первых в мировой практике широкомасштабную попытку внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов биологии и физической географии. Подготовительным этапом к проведению исследования являются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в русле решения задач по охране природы.

Самыми простыми, как правило, оказываются задания по выявлению уровня владения словарем, необходимым для формирования элементарных математических представлений, соотнесения с количеством на предметном уровне. Самыми сложными всегда бывают задания на отвлеченный счет, называние чисел в обратном порядке, что в принципе не является счетом, сравнение на основе отвлеченных операций.Проанализировав все необходимые знания, умения и навыки, составили таблицу с типологией трудностей по формированию элементарных математических представлений о числах и действиях с ними. Таблица содержит педагогическую, психологическую симптоматику трудностей по всем методикам и способы их коррекции, а упражнения каждый педагог – дефектолог, учитель могут придумать или подобрать самостоятельно, согласовав развитие речи с логопедом.

Ученики должны продвинуться не только в освоении всего методического материала, но и по формированию словаря необходимого для овладения элементарными математическими навыками, в частности.В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами.Разработанная диагностика может применяться в дальнейшем, т. к. проста в использовании и обработке, таблица с типологией трудностей помогает педагогу разработать стратегию коррекционной работы, серия упражнений и дидактический материал, как по формированию элементарных математических представлений, так и коррекции, на сколько это возможно, дискалькулии может быть интересен для всех категорий школьников с проблемами в развитии, поурочное годовое планирование с учетом принципов коррекции и требований к уроку математики включает все задания по методикам на учебный год.

Проведение работы такого вида, по нашему мнению, может быть эффективной. Может иметь практическое значение, облегчить труд педагога-дефектолога по формированию элементарных математических представлений и учителя в школе о числах и действиях с ними, а также формированию речевых навыков.

1. Выявление устойчивости представлений о порядке счета.

Цель: счет в прямом порядке до десяти (принятие ребенком задания; способ выполнения задания и степень самостоятельности при этом; умение выполнять задание до конца; индивидуальные особенности поведения и деятельности ребенка; результативность выполнения заданий).

2. Выявление понимания детьми принципа 1+1. (К каждому объекту при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное).

3. Выявление понимания ребенком итога счета. (Понимание того, что общее количество сосчитанных предметов обозначается последним произнесенным числом).

4. Выявление понимания ребенком того, что любая совокупность может быть сосчитана.

5. Выявление понимания ребенком того, что сосчитать объекты можно в любом порядке. (Понимание того, что как бы ни располагались предметы, по кругу, в ряд, в беспорядке, то есть в различных комбинациях их можно пересчитать; умение отвечать на вопрос: «Можно ли так считать?»).

6. Сравнение двух групп множеств без пересчета количества предметов. (Понимание того, что сравнить количество предметов можно не только с помощью пересчета предметов, но и путем наложения или приложения).

7. Обследования стереогноза. (Понимание и узнавание количества предметов (много, один, нет) по тактильному восприятию).

8. Соотнесение количества жидкости. (Понимание количества жидкости в емкостях одного размера: в первом много жидкости, во втором - мало, в третьем – пусто).

9. Сохранение непрерывного количества.

10. Сравнение групп множеств на основе счетных операций по конкретному счетному материалу (сложение, вычитание).

11. Соотнесение плоскостного и объемного изображения.

12. Графическое изображение равного количества.

13. Сравнение количества с последующим изменением П+1, П-1.

14. Сравнение групп множеств отвлеченно.

15. Выявление знаний цифр и соотнесение их с количеством предметов.

16. Владение словарем необходимым для формирования математических представлений:

·  глаголы с противоположным значением;

·  понимание слов обозначающих противоположные действия;

·  умение называть слова-противодействия по картинке, рассказать о совершаемых на картинке действиях;

·  слова, обозначающие абсолютную и относительную величину.

17. Упражнения на знание и определение количества и последовательности сезонов, месяцев, частей суток, дней недели (выходные дни недели, рабочие дни недели, любимый день недели).

В результате осуществления всех вышеперечисленных действий, школьники учатся комментировать свою деятельность, приобретают навык полного словесного отчета о проведенных манипуляциях, о решении задачи или выполнении арифметического действия, различать понятия «число» и «цифра».

Таким образом, решение программных собственно математических задач должно обязательно сочетаться с решением задач коррекционно-логопедических, таких как, автоматизация звуков и формирование лексико-грамматического строя.

Литература

1.  Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] – М.: Ось - 89, 2005.

2.  Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] – Спб.: РГПУ им. А. И.Герцена, 2002.

3.  Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. [Текст] - Спб.: Союз, 2005.

4.  Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. [Текст] - М., 1955.

5.  Михайлова, З. А. и др. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с., илл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". »

Введение

Центральной проблемой специального образования становится организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Стремительный интерес науки к проблемам ребенка с особыми образовательными потребностями имеет свои основания. Он обусловлен изменением положения человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Поэтому возникает необходимость в системных научных исследованиях проблем обучения и воспитания особых детей, разработке концептуальных подходов к их развитию в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей образовательного учреждения.

В условиях обновления содержания специального образования особое значение приобретает включение в образовательный процесс инновационных технологий как уникального и неповторимого феномена, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство, гражданственность и транслирующего этот социокультурный опыт подрастающему поколению, осуществляющего социально-психологическую педагогическую поддержку детей, включая их активную жизнь, адаптируя к социуму и формируя социальную ответственность.

Рассмотрим более подробно вопрос о внеурочной деятельности по географии с использованием ЦОР. Второй год совместно с детьми принимаем активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.

«ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляют собой одну из первых в мировой практике широкомасштабную попытку внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.

ГлобалЛаб представляет собой:

-  Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками.

-  Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме.

-  Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы

-  Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала.

В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов биологии и физической географии. Подготовительным этапом к проведению исследования являются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в русле решения задач по охране природы.

В ходе выполнения предлагаемых в проекте исследований школьники знакомятся с тем, как проводятся научные исследования, овладевают научной терминологией и научным подходом, учатся работать в группе, активно используют новые технологии на собственном опыте убеждаются в важности единых стандартов и ведении протокола исследований.

Благодаря своей структуре и функциональности, ГлобалЛаб в полной мере отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта, как в теоретическом плане, так и в практическом содержании.

«ГлобалЛаб» выполняет несколько функций. С одной стороны, это виртуальная лаборатория, в которой ученики получают навыки экспериментальной работы, приближающей их к «большой» науке.

Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс?

·  Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия.

·  Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся

·  Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

·  Усиливает наглядность


·  Вместо старых таблиц - «культурное» изображение

·  Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

·  Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

·  Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Преобразования, происшедшие за последние годы в сфере образования России, первые шаги в интеграции и инклюзии, реализация принципов личностно-ориентированного обучения вызвали необходимость изменений в учебных дисциплинах и, главное, в подходах к каждой из них при обучении детей с особыми образовательными потребностям, в том числе, большие изменения предвидятся в связи с принятием нового закона «Об образовании РФ» и вступлением его в силу уже с 1 сентября 2013 г.

В процессе математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста немаловажную роль играют количественные представления и отношения, но специалисты все чаще и чаще сталкиваются с нарушением счетных операций, которые впервые были описаны в литературе еще в начале XX века, но до сих пор недостаточно изучены. И год от года все больше детей страдают дискалькулией, то есть неспособностью к выполнению элементарных математических действий с числами, с нарушением счетных навыков.

Дискалькулия (лат. dis - отделение, calculia - счёт) - неспособность к арифметике - часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность «с первого взгляда» (без пересчета) оценивать количество объектов в множествах. За эту функцию отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих дискалькулией, этот участок мозга недостаточно активен и меньше по объему.

Так как математическое образование – одна из составляющих формирования общей культуры человека, то математика, практически одна из самых изучаемых в школе любого вида дисциплин наравне с русским языком, изучение которой начинается в первом классе, продолжается до конца школьного обучения и завершается экзаменом. Математическое развитие, в свою очередь, не может осуществляться вне речевого. [2, С. 5]

Педагог-дефектолог в ДОУ и учитель в школе, предлагая детям назвать количество, отсчитать, добавить или уменьшить количество предметов, обязательно должен прашивать: «Сколько было?», «Сколько всего стало?», «Почему их стало столько?», «На сколько предметов стало больше или меньше?» (в зависимости от ситуации).

Необходимо учить детей решать арифметические задачи, при этом в пропедевтический период - отличать задачу от загадки, знать составные части задачи, для этого можно предлагать детям загадки с числовыми данными, например, «Четыре ушка, два брюшка» и др.

Критерии оценок заложены Л. Б. Баряевой и, переведя их в количественные показатели от нуля до четырех, дополнив специфическими особенностями для нашей категории детей (с нарушением речи), мы сможем формулировать не только качественные, но и количественные показатели:

0 баллов – низкий уровень. Ребенок не принимает задание, отказывается выполнять его, не использует помощь, проявляет безразличие и негативизм.

1 балл – уровень ниже среднего. Ребенок справляется с заданием при прямой помощи со стороны педагога – дефектолога или учителя, принимает задание со стороны наблюдателя, сам не выбирает способа выполнения, делает механически. Нет понимания завершенности действия, быстрое истощение при работе.

2 балла - средний уровень. Ребенок справляется с заданием при направленной помощи педагога - дефектолога, учителя, принимает задание, при дозированной помощи определяет оптимальный способ решения, с помощью выполняет задание до конца, нуждается в дополнительной стимуляции внимания и целеполагания по ходу всего задания.

3 балла – уровень выше среднего. Приступает к выполнению задания, допускает незначительные ошибки при выполнении, не может объяснить свои действия

4 балла - высокий уровень. Ребенок справляется с заданием при организующей помощи педагога, принимает задание, выбирает оптимальный способ выполнения самостоятельно, может выполнить задание до конца, по ходу всего задания удерживает внимание, целеполагание. Ученик может пояснить, что делал, использовать навык переноса на другой материал.

Самыми простыми, как правило, оказываются задания по выявлению уровня владения словарем, необходимым для формирования элементарных математических представлений, соотнесения с количеством на предметном уровне. Самыми сложными всегда бывают задания на отвлеченный счет, называние чисел в обратном порядке, что в принципе не является счетом, сравнение на основе отвлеченных операций.

Проанализировав все необходимые знания, умения и навыки, составили таблицу с типологией трудностей по формированию элементарных математических представлений о числах и действиях с ними. Таблица содержит педагогическую, психологическую симптоматику трудностей по всем методикам и способы их коррекции, а упражнения каждый педагог – дефектолог, учитель могут придумать или подобрать самостоятельно, согласовав развитие речи с логопедом.

Ученики должны продвинуться не только в освоении всего методического материала, но и по формированию словаря необходимого для овладения элементарными математическими навыками, в частности.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами.

Разработанная диагностика может применяться в дальнейшем, т. к. проста в использовании и обработке, таблица с типологией трудностей помогает педагогу разработать стратегию коррекционной работы, серия упражнений и дидактический материал, как по формированию элементарных математических представлений, так и коррекции, на сколько это возможно, дискалькулии может быть интересен для всех категорий школьников с проблемами в развитии, поурочное годовое планирование с учетом принципов коррекции и требований к уроку математики включает все задания по методикам на учебный год.

Проведение работы такого вида, по нашему мнению, может быть эффективной. Может иметь практическое значение, облегчить труд педагога-дефектолога по формированию элементарных математических представлений и учителя в школе о числах и действиях с ними, а также формированию речевых навыков.

1. Выявление устойчивости представлений о порядке счета.

Цель: счет в прямом порядке до десяти (принятие ребенком задания; способ выполнения задания и степень самостоятельности при этом; умение выполнять задание до конца; индивидуальные особенности поведения и деятельности ребенка; результативность выполнения заданий).

2. Выявление понимания детьми принципа 1+1. (К каждому объекту при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное).

3. Выявление понимания ребенком итога счета. (Понимание того, что общее количество сосчитанных предметов обозначается последним произнесенным числом).

4. Выявление понимания ребенком того, что любая совокупность может быть сосчитана.

5. Выявление понимания ребенком того, что сосчитать объекты можно в любом порядке. (Понимание того, что как бы ни располагались предметы, по кругу, в ряд, в беспорядке, то есть в различных комбинациях их можно пересчитать; умение отвечать на вопрос: «Можно ли так считать?»).

6. Сравнение двух групп множеств без пересчета количества предметов. (Понимание того, что сравнить количество предметов можно не только с помощью пересчета предметов, но и путем наложения или приложения).

7. Обследования стереогноза. (Понимание и узнавание количества предметов (много, один, нет) по тактильному восприятию).

8. Соотнесение количества жидкости. (Понимание количества жидкости в емкостях одного размера: в первом много жидкости, во втором - мало, в третьем – пусто).

9. Сохранение непрерывного количества.

10. Сравнение групп множеств на основе счетных операций по конкретному счетному материалу (сложение, вычитание).

11. Соотнесение плоскостного и объемного изображения.

12. Графическое изображение равного количества.

13. Сравнение количества с последующим изменением П+1, П-1.

14. Сравнение групп множеств отвлеченно.

15. Выявление знаний цифр и соотнесение их с количеством предметов.

16. Владение словарем необходимым для формирования математических представлений:

·  глаголы с противоположным значением;

·  понимание слов обозначающих противоположные действия;

·  умение называть слова-противодействия по картинке, рассказать о совершаемых на картинке действиях;

·  слова, обозначающие абсолютную и относительную величину.

17. Упражнения на знание и определение количества и последовательности сезонов, месяцев, частей суток, дней недели (выходные дни недели, рабочие дни недели, любимый день недели).

В результате осуществления всех вышеперечисленных действий, школьники учатся комментировать свою деятельность, приобретают навык полного словесного отчета о проведенных манипуляциях, о решении задачи или выполнении арифметического действия, различать понятия «число» и «цифра».

Таким образом, решение программных собственно математических задач должно обязательно сочетаться с решением задач коррекционно-логопедических, таких как, автоматизация звуков и формирование лексико-грамматического строя.

Литература

1.  Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] – М.: Ось - 89, 2005.

2.  Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] – Спб.: РГПУ им. А. И.Герцена, 2002.

3.  Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. [Текст] - Спб.: Союз, 2005.

4.  Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. [Текст] - М., 1955.

5.  Михайлова, З. А. и др. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с., илл.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейманова Лилия Ириковна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства