это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
кошка
солнце
трава
мышь
ручей
Обозначает
одуш.
Предмет
Кто ?
неодуш.
Отвечает на вопросы
Главный член
В предложении является
Что ?
Существительное
Имеет род
Второстепе
нный
ж. р.
Какие бывают
Изменяется по
м. р.
ср. р.
Нарицательные
Числам
Собственные
ед.ч
мн.ч.
4
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
-он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-умение ставить вопросы;
-выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;