Личностная концепция
«Я лидер»
Заместитель директора
Мурзагуловой Ч.Б.
2014
Заместитель – не второй человек,
а первый человек на втором
уровне управления.
Р.Хен.
Слово лидер в переводе с английского leader означает ведущий, руководитель.
Вот уже более полувека психологи изучают стиль руководства. Сегодня на смену философии « воздействия» в управлении школой идет философия «взаимодейсвия» , «сотрудничества».
Жизнь и деятельность руководителя школы складывается так, что его личность постоянно находится на виду и его профессиональные качества оказывают непосредственное влияние на его учителей, учащихся, родителей.
Каждый день я с радостью захожу в школу: только через порог- и снова, в который раз, приятно осознавать, что именно здесь воедино слились принципиальные подходы к образованию- моя и коллектива школы, цель которой – создание необходимых условий для формирования творческой, самостоятельной , внутренне свободной личности. Многие скажут, что в этом нет ничего нового. К этому должен стремиться каждый настоящий руководитель. Соглашусь, но хочу спросить: « Как вы этого добиваетесь ?».Достижение поставленной цели невозможно в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса, предполагающего выполнение общего для всех режима вне зависимости индивидуальных особенностей.
Оптимальное управление предъявляет весьма высокие требования к личности и деятельности руководителя. Индивидуальная управленческая концепция руководителя включает в себя относительно устойчивую совокупность взглядов, представлений о школе, педагогическом процессе, внутришкольном управлении.
Концепция всегда выражает философию управления, его стратегию.
Управление является взаимодействием двух систем- управляющего и управляемой ( руководитель- педагог, учитель-ученик) – это модель рефлексивного управления которая способствует организации деятельности, направленной на развитие каждого ученика образовательного процесса.
Важный элемент концепции управляемого объекта- это конкретное представление руководителя школы об учителе, его личностных и профессиональных качествах, учительском и ученическом коллективах. Для меня образ современного управленца- это руководитель, четко понимающий современные механизмы руководства обладающий гражданской позицией, учитывающей роль не только отдельного учителя, но и школы.Начиная управленческую деятельность, я больше была учителем. Мне были понятны нужды учителей, я разделяла их взгляды, оказывала методическую помощь, все усилия были направлены на создание условий для творческой работы, на формирование микроклимата в коллективе.
Все правильно, дело руководителя- создавать условия для педагогов, а дело учителя – реализовать свой творческий потенциал.
Но все не так просто.
Педагог- личность, а задача руководителя сформировать педагогический коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Каковы особенности личности?
Каков портрет педагогического коллектива?
Именно эти вопросы заинтересовали в первую очередь. Для ответа недостаточно только одного желания руководителя, нужна еще потребность педагога показать себя. И только сформировав такую потребность, такую потребность, можно изучить личностные, профессиональные особенности учителя и создать благоприятный морально- психологический климат.
Для того чтобы , которую ты возглавляешь, достигла успеха, надо иметь не только такие личностные качества, как инициатива, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, упорство, но и обладать интеллектуальными способностями.
Кроме того руководителю предъявляются ряд требований, касающихся его имиджа и компетентности.
Чем глубже постигаю науку управления, тем больше возникают вопросы, тем шире становится круг поисков. Для меня на первом месте- ученики и учителя.
Во вторых создание в школе комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной культуры детей, расширение воспитательного пространства.
Мы живем в необычное время и знаем, что 21 век не стал малопроблемным. Что он требует от школы? Каким станет столь стремительно меняющийся мир? Наше время требует от руководителя не только исполнителя, а решателя проблем, их исследователя. Моя миссия, как руководителя, помогать каждому педагогу самосовершенствоваться и взойти с ним на новый уровень развития.
Ребенок становится рядом с учителем, а учитель рядом с руководителем и они действительно созидают единое произведение под названием « Школа», эти субъекты конструируют совместную деятельность.
Ю.Ефимов писал : « Люблю и знаю, Знаю и люблю. И чем полней люблю, тем глубоко знаю!» Учение подчас малоприятный и малоинтересный факт, но высокие цели, увлекательное содержание и широкий набор эффективных способов учебной деятельности радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы : « зачем, чему и как учиться ?» являются постоянным предметом совершенствования качества образования, скрытый в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений, побудили наш коллектив обратиться к этому классическому мотиву дидактики как приоритету управления образовательным процессом.
Для руководителя школы общение является важнейшей составляющей ее деятельности. Еще в 18 веке швейцарский писатель И.К. Лафарет отмечал: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить когда тебе нечего сказать».
Содержание беседы + эмоции = смысл общения вот такая формула.
В нашем коллективе установились довольно доверительные отношения, а в школе сформирован хороший микроклимат позволяющий решать те поставленные задачи перед коллективом, учителя охотно откликаются на любые требования. Я устало гляжу на свет в окнах и думаю, что ведь, по сути , лозунг « Школа – твой дом» стал для многих учителей реальным отражением нашей действительности. Так же школа для многих ребятишек сегодня осталось единственным светлым пятнышком, где их примут, поймут, и всегда помогут и научат.
В вопросах организации деятельности образовательного учреждения для себя как руководитель четко на будущее выделила три важнейшие позиции:
Что должна знать?
Что имею право делать?
За что несу ответственность?
Для педагогов очень важно уметь вести за собой, а руководитель должен верно определить этот курс.
Каждый новый учебный год рождает новые проблемы и ставит задачи. Любые проблемы разрешимы и посильны только в тесном сотрудничестве с коллективом.
В школе жизнь бесконечна в пространстве и во времени. Ощущение своей значимости, чувство долга, любви к работе, основанного на связи с учителями- в этом и заключается моя формула успеха.