Цель: Познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.
Задачи:
- Освоить эффективные формы взаимодействия педагога с обучающимися во время проведения занятия по духовно-нравственному воспитанию.
- Организовать работу в малых группах, позволяющую провести обмен мнениями.
- Показать практическую значимость использования активных форм обучения, замотивировать педагогов на использования данных форм в своей практике.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Продолжительность мастер-класса: 30 минут.
План проведения мастер-класса:
1. Вступительная часть: Духовно-нравственное воспитание основа ФГОСОО.
2. Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;
3. Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».
4.Работа в группах. «Социальный конструктор».
5.Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.
Проведение мастер-класса:
Вступительная часть.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОСОО.
Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.
На протяжении четырёх лет веду курс «Истоки». Главной целью курса является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.
Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.
Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения (тренинги).
Хочу представить вам несколько тренингов используемых на уроках «Истоки», которые позволяют учащимся:
1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
2. Освоить грамматику общения, испытывать радость от совместного успеха;
3.Научится управлять своей деятельностью.
Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;
- Подготовительный этап.
Учитель и участники сидят в круге. Подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира.
Далее участникам сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя. Каждый в круге повторяет имена и добрые качества участников.
При этом вы передаете карточку, которую получили при входе, своему соседу.
- Основной этап.
- Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово сидящему слева.
- Второй участник повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом.
- Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передаёт эстафету дальше…
- Последний в круге, учитель, воспроизводит всю информацию, обращаясь к каждому ученику, и завершает словом о себе.
- Рефлексия.
Учитель предлагает участникам рассказать о своих чувствах, которые возникли во время разговора в круге.
- Какие моменты были особенно приятны?
- Что значимое узнали о себе и о других?
Учитель подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.
Тренинг достигнет цели, если участие в нем вызовет добрые чувства друг к другу через прочувствованное восприятие свойств, сделает ещё теплее атмосферу в группе.
Данный тренинг является разновидностью групповой работы, формирует мотивацию на взаимодействие, появляется положительный отклик.
Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».
- Индивидуальный этап.
Перед каждым из вас на столах лежат карточки с заданиями. Предлагаю выполнить задание самостоятельно.
Задание. Какие чувства испытывает человек?
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
- Работа в паре
А теперь обсудите свои ответы в паре и придите к одному решению.
- Обсуждение вопроса в классе.
1)Заслушивается мнение любой пары и выявляют тех кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.
2)Заслушиваются объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
4. Рефлексия.
Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.
Работа в группах. «Социальный конструктор». Темы: «Семья. Родной дом», «Родина», «Добро».
- Подготовительный этап.
У каждого из вас есть карточка с изображением фрукта. Вам необходимо разбиться на группы по названию вашего фрукта. (Яблоко, груша, апельсин).
У вас на столах – ватман с заданной темой, карточки с иллюстрациями, слова. Вы должны выбрать те иллюстрации и слова, которые бы вы отнесли к данной теме и расположить их на ватмане.
- Работа в группе.
В группе идет обсуждение и если мнения расходятся, то лидер предлагает подумать, просит выступить желающих и решить к какому решению приходит группа в итоге. Лидер напоминает, что групповое решение должно быть единым.
Учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению.
Затем предлагается группам поменяться местами по цвету фрукта.
Новой группе дается задание: Рассмотреть работу предыдущей группы, дополнить, если это необходимо и наклеить в таком порядке, чтобы можно было составить рассказ о данном понятии.
Далее предлагается группам поменяться местами по вкусу фрукта, вкус написан на обратной стороне.
Новая группа рассматривает иллюстрации, маркером дописывает необходимые слова, составляя рассказ о заданном понятии.
- Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
Заслушиваются получившиеся результаты каждой группы. Участники других групп внимательно слушают, дополняют.
Учитель подводит итог, дает экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.
- Рефлексия.
- Понравилось ли общаться в группе.
- Чем эффективна эта работа.
Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.
Сейчас я вас попрошу снова организовать ресурсный круг и подвести итоги нашей работы. Попрошу высказать свое мнение о занятие. Что понравилось. Ваши пожелания и предложения.
Данные активные формы ориентированы на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- Проявление познавательных мотивов;
- Осознание своих возможностей в учении;
- Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
Какие чувства испытывает человек?
1задание. Подбери к каждому слову чувство.
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
2задание. Обсуди своё решение со своим соседом, и придите к одному решению.
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.