Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель: Познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.
Задачи:
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Продолжительность мастер-класса: 30 минут.
План проведения мастер-класса:
1. Вступительная часть: Духовно-нравственное воспитание основа ФГОСОО.
2. Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;
3. Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».
4.Работа в группах. «Социальный конструктор».
5.Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.
Проведение мастер-класса:
Вступительная часть.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОСОО.
Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.
На протяжении четырёх лет веду курс «Истоки». Главной целью курса является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.
Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.
Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения (тренинги).
Хочу представить вам несколько тренингов используемых на уроках «Истоки», которые позволяют учащимся:
1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
2. Освоить грамматику общения, испытывать радость от совместного успеха;
3.Научится управлять своей деятельностью.
Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;
Учитель и участники сидят в круге. Подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира.
Далее участникам сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя. Каждый в круге повторяет имена и добрые качества участников.
При этом вы передаете карточку, которую получили при входе, своему соседу.
Учитель предлагает участникам рассказать о своих чувствах, которые возникли во время разговора в круге.
Учитель подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.
Тренинг достигнет цели, если участие в нем вызовет добрые чувства друг к другу через прочувствованное восприятие свойств, сделает ещё теплее атмосферу в группе.
Данный тренинг является разновидностью групповой работы, формирует мотивацию на взаимодействие, появляется положительный отклик.
Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».
Перед каждым из вас на столах лежат карточки с заданиями. Предлагаю выполнить задание самостоятельно.
Задание. Какие чувства испытывает человек?
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
А теперь обсудите свои ответы в паре и придите к одному решению.
1)Заслушивается мнение любой пары и выявляют тех кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.
2)Заслушиваются объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
4. Рефлексия.
Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.
Работа в группах. «Социальный конструктор». Темы: «Семья. Родной дом», «Родина», «Добро».
У каждого из вас есть карточка с изображением фрукта. Вам необходимо разбиться на группы по названию вашего фрукта. (Яблоко, груша, апельсин).
У вас на столах – ватман с заданной темой, карточки с иллюстрациями, слова. Вы должны выбрать те иллюстрации и слова, которые бы вы отнесли к данной теме и расположить их на ватмане.
В группе идет обсуждение и если мнения расходятся, то лидер предлагает подумать, просит выступить желающих и решить к какому решению приходит группа в итоге. Лидер напоминает, что групповое решение должно быть единым.
Учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению.
Затем предлагается группам поменяться местами по цвету фрукта.
Новой группе дается задание: Рассмотреть работу предыдущей группы, дополнить, если это необходимо и наклеить в таком порядке, чтобы можно было составить рассказ о данном понятии.
Далее предлагается группам поменяться местами по вкусу фрукта, вкус написан на обратной стороне.
Новая группа рассматривает иллюстрации, маркером дописывает необходимые слова, составляя рассказ о заданном понятии.
Заслушиваются получившиеся результаты каждой группы. Участники других групп внимательно слушают, дополняют.
Учитель подводит итог, дает экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.
Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.
Сейчас я вас попрошу снова организовать ресурсный круг и подвести итоги нашей работы. Попрошу высказать свое мнение о занятие. Что понравилось. Ваши пожелания и предложения.
Данные активные формы ориентированы на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Какие чувства испытывает человек?
1задание. Подбери к каждому слову чувство.
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
2задание. Обсуди своё решение со своим соседом, и придите к одному решению.
- к себе –
- к родителям –
- к ближнему –
- к друзьям –
- к Родине –
- к труду –
- к природе –
Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт