kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить участников мастер-класса  с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Освоить эффективные формы взаимодействия педагога с обучающимися  во время проведения занятия по духовно-нравственному воспитанию.
  2. Организовать работу в малых группах, позволяющую провести обмен мнениями.
  3. Показать практическую значимость использования активных форм обучения, замотивировать педагогов на использования данных форм в своей практике.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут.

План проведения мастер-класса:

1. Вступительная часть:  Духовно-нравственное воспитание основа  ФГОСОО.

2. Ресурсный круг:   «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;

3. Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».

4.Работа в группах. «Социальный конструктор».

5.Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.

                                        Проведение мастер-класса:

Вступительная часть.

      В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.

      Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не  только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.

       Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОСОО.

       Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.

       На протяжении четырёх лет веду курс «Истоки». Главной целью курса является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

        Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.

       Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения (тренинги).

       Хочу представить вам несколько тренингов используемых на уроках «Истоки», которые позволяют учащимся:

                  1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного    опыта;

                  2. Освоить грамматику общения, испытывать радость от совместного успеха;

                  3.Научится управлять своей деятельностью.

Ресурсный круг:   «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;

  1. Подготовительный этап.

         Учитель и участники сидят в круге. Подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира.

       Далее участникам сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя. Каждый в круге повторяет имена и добрые качества  участников.

При этом вы передаете карточку, которую получили при входе, своему соседу.

  1. Основной этап.
  1. Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово сидящему слева.
  2. Второй участник повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом.
  3. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передаёт эстафету дальше…
  4. Последний в круге, учитель,  воспроизводит всю информацию, обращаясь к каждому ученику, и завершает словом о себе.
  1. Рефлексия.

Учитель предлагает участникам рассказать о  своих чувствах, которые возникли во время разговора в круге.

  • Какие моменты были особенно приятны?
  • Что значимое узнали о себе и о других?

      Учитель подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.

 Тренинг достигнет цели, если участие в нем вызовет  добрые чувства друг к другу через прочувствованное восприятие свойств, сделает ещё теплее атмосферу в группе.

Данный тренинг является разновидностью групповой работы, формирует мотивацию на взаимодействие, появляется положительный отклик.

 Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».

  1. Индивидуальный этап.

      Перед каждым из вас на столах лежат карточки  с заданиями. Предлагаю  выполнить задание самостоятельно.

Задание. Какие чувства испытывает человек?

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

  1. Работа в паре

       А теперь обсудите свои ответы в паре и придите к одному решению.

  1. Обсуждение вопроса в классе.

1)Заслушивается мнение любой пары и выявляют тех кто согласен с данным решением.  Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.

2)Заслушиваются объяснения учащихся, имеющих иной выбор.

     4. Рефлексия.

      Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.

Работа в группах. «Социальный конструктор». Темы: «Семья. Родной дом», «Родина», «Добро».

  1. Подготовительный этап.

У каждого из вас есть карточка с  изображением фрукта. Вам необходимо разбиться на группы по названию вашего фрукта. (Яблоко, груша, апельсин).

     У вас на столах – ватман с заданной темой, карточки с иллюстрациями, слова. Вы должны выбрать те иллюстрации и слова, которые бы вы отнесли к данной теме и расположить их на ватмане.

  1. Работа в группе.

В группе идет обсуждение и если мнения расходятся, то лидер предлагает подумать, просит выступить желающих и решить к какому решению приходит группа в итоге. Лидер напоминает, что групповое решение должно быть единым.

Учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению.

    Затем предлагается группам поменяться  местами по цвету фрукта.

             Новой группе дается задание: Рассмотреть работу предыдущей группы, дополнить, если это необходимо и наклеить в таком порядке, чтобы можно было составить рассказ о данном понятии.

Далее предлагается группам поменяться местами по вкусу фрукта, вкус написан на обратной стороне.

    Новая группа рассматривает иллюстрации, маркером дописывает необходимые слова, составляя рассказ о заданном понятии.

  1. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Заслушиваются получившиеся результаты каждой группы. Участники других групп внимательно слушают, дополняют.

Учитель подводит итог, дает экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.

  1. Рефлексия.
  • Понравилось ли общаться в группе.
  • Чем эффективна эта работа.

Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.

Сейчас я вас попрошу снова организовать ресурсный круг и подвести итоги нашей работы. Попрошу высказать свое мнение о  занятие. Что понравилось. Ваши пожелания и предложения.

        Данные активные формы ориентированы на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

                      Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

  • Проявление познавательных мотивов;
  • Осознание своих возможностей в учении;
  • Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • оценивать правильность выполнения действия по результату;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;
  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

                                  Какие чувства испытывает человек?

1задание.  Подбери к каждому слову чувство.

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

2задание. Обсуди своё решение со своим соседом, и придите к одному решению.

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения) »

Мастер-класс «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения)

Цель: Познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Освоить эффективные формы взаимодействия педагога с обучающимися во время проведения занятия по духовно-нравственному воспитанию.

  2. Организовать работу в малых группах, позволяющую провести обмен мнениями.

  3. Показать практическую значимость использования активных форм обучения, замотивировать педагогов на использования данных форм в своей практике.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут.

План проведения мастер-класса:

1. Вступительная часть: Духовно-нравственное воспитание основа ФГОСОО.

2. Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;

3. Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».

4.Работа в группах. «Социальный конструктор».

5.Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.

Проведение мастер-класса:

Вступительная часть.

В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОСОО.

Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.

На протяжении четырёх лет веду курс «Истоки». Главной целью курса является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.

Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения (тренинги).

Хочу представить вам несколько тренингов используемых на уроках «Истоки», которые позволяют учащимся:

1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;

2. Освоить грамматику общения, испытывать радость от совместного успеха;

3.Научится управлять своей деятельностью.

Ресурсный круг: «Имя и доброе качество». Присоединение, подготовка к предстоящей работе;

  1. Подготовительный этап.

Учитель и участники сидят в круге. Подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира.

Далее участникам сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя. Каждый в круге повторяет имена и добрые качества участников.

При этом вы передаете карточку, которую получили при входе, своему соседу.

  1. Основной этап.

  1. Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово сидящему слева.

  2. Второй участник повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом.

  3. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передаёт эстафету дальше…

  4. Последний в круге, учитель, воспроизводит всю информацию, обращаясь к каждому ученику, и завершает словом о себе.

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает участникам рассказать о своих чувствах, которые возникли во время разговора в круге.

  • Какие моменты были особенно приятны?

  • Что значимое узнали о себе и о других?

Учитель подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.

Тренинг достигнет цели, если участие в нем вызовет добрые чувства друг к другу через прочувствованное восприятие свойств, сделает ещё теплее атмосферу в группе.

Данный тренинг является разновидностью групповой работы, формирует мотивацию на взаимодействие, появляется положительный отклик.

Работа в парах. «Какие чувства испытывает человек».

  1. Индивидуальный этап.

Перед каждым из вас на столах лежат карточки с заданиями. Предлагаю выполнить задание самостоятельно.

Задание . Какие чувства испытывает человек?

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

  1. Работа в паре

А теперь обсудите свои ответы в паре и придите к одному решению.

  1. Обсуждение вопроса в классе.

1)Заслушивается мнение любой пары и выявляют тех кто согласен с данным решением . Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.

2)Заслушиваются объяснения учащихся, имеющих иной выбор.

4. Рефлексия.

Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.

Работа в группах. «Социальный конструктор». Темы: «Семья. Родной дом», «Родина», «Добро».

  1. Подготовительный этап.

У каждого из вас есть карточка с изображением фрукта. Вам необходимо разбиться на группы по названию вашего фрукта. (Яблоко, груша, апельсин).

У вас на столах – ватман с заданной темой, карточки с иллюстрациями, слова. Вы должны выбрать те иллюстрации и слова, которые бы вы отнесли к данной теме и расположить их на ватмане.

  1. Работа в группе.

В группе идет обсуждение и если мнения расходятся, то лидер предлагает подумать, просит выступить желающих и решить к какому решению приходит группа в итоге. Лидер напоминает, что групповое решение должно быть единым.

Учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению.

Затем предлагается группам поменяться местами по цвету фрукта.

Новой группе дается задание: Рассмотреть работу предыдущей группы, дополнить, если это необходимо и наклеить в таком порядке, чтобы можно было составить рассказ о данном понятии.



Далее предлагается группам поменяться местами по вкусу фрукта, вкус написан на обратной стороне.

Новая группа рассматривает иллюстрации, маркером дописывает необходимые слова, составляя рассказ о заданном понятии.

  1. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Заслушиваются получившиеся результаты каждой группы. Участники других групп внимательно слушают, дополняют.

Учитель подводит итог, дает экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.

  1. Рефлексия.

  • Понравилось ли общаться в группе.

  • Чем эффективна эта работа.

Итоговая часть. Ресурсный круг. Подведение итогов работы. Обсуждение, пожелания.

Сейчас я вас попрошу снова организовать ресурсный круг и подвести итоги нашей работы. Попрошу высказать свое мнение о занятие. Что понравилось. Ваши пожелания и предложения.

Данные активные формы ориентированы на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.







Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

  • Проявление познавательных мотивов;

  • Осознание своих возможностей в учении;

  • Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения действия по результату;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;

  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;









Какие чувства испытывает человек?

1задание. Подбери к каждому слову чувство.

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

2задание. Обсуди своё решение со своим соседом, и придите к одному решению.

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Рахманова Ирина Александровна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 220024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства