Выступление
по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему УУД, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.(Слайд №1)
С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.(Слайд № 2)
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. (Слайд № 3)При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
-
возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-
ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);возрастает сплочённость класса;
-
учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).(Слайд № 4)
Технология сотрудничества – это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода и концепции развивающего обучения в начальной школе.
По мнению Г.А.Цукерман – автора курса «Введение в школьную жизнь», групповая работа - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит обмен знаний детьми друг с другом. Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.
Работу в группах важно начинать сразу в рамках «Введения в школьную жизнь». На этом этапе идет не обучение ролям, а получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются положительными эмоциями. ( Слайд № 5)Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в группе.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.
Успешность групповой работы зависит и от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Наиболее распространенными являются:
Группа по желанию: обучающиеся объединяются по взаимному выбору.
«Случайная группа» формируется по принципу случайности – билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры.
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром): учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу.
В группу, сформированную учителем, объединяются лидеры или особо успешные ученики с целью получения хорошего результата.(Слайд № 6)
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит в данный момент учитель.
Современные педагоги и психологи разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания. (Однородный и дифференцированный). (Слайд № 7)
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.
В содержании групповой работы выделяют два типа взаимодействия в группе:
Кооперативный применяется при решении задачи, требующей больших затрат времени. Члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет «определенную роль» при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
-
Чтец читает вслух.
-
Секретарь - записывает что-то от лица группы.
-
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа.
-
Хронометрист следит за временем.
Конвейерный направлен для отработки навыков, где каждый участник группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая. (Слайд № 8)
Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с ФГОС. (Слайд № 9)
При работе с детьми можно применять следующие виды работ:
В 1 классе во время парной работы один учащийся говорит, другой слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам. (Слайд № 10)
Во 2 классе при «Мозговом штурме» каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». (Слайд № 11)
В 3 классе в ходе игры «Продолжи» задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком – либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д) (Слайд № 12)
В 4 классе Снежный ком начинается с решения индивидуального аналогичного задания для каждого учащегося. После этого следует работа в парах, где четвероклассники предлагают свои способы решения данного задания.
Затеи пары, объединившись в группы, продолжают обсуждение решений и выбирают лучшее из них. На этом последнем этапе группы делают доклады о своей работе. (Слайд № 13)
При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к более «сложному», не проработав самого «простейшего».
Например вводя новую форму сотрудничества, вместе с 1-2 детьми у доски можно на одном примере показать весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия с помощью речевых клише «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»… некоторые образцы разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
В ходе совместной работы важно разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. Здесь можно с учениками поспорить: «Нет, я прав!», «Нет, я!». Обсудив это, принять решение: «Так общаться смешно и глупо» - и легко выводим правило: « Свое мнение не навязывать, а доказывать!»
Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
При оценивании работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие способы взаимодействия: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.
Учителю также важно помнить и о противопоказаниях организации групповой работы.
1.Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться;
2.Если кто-то пожелал работать в одиночку, я разрешаю ему отсесть;
3.Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости;
4.Нельзя требовать абсолютной тишины. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума. (Слайд № 14)
Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся. Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо. Существуют критерии оценивания на каждый тип урока, но самые яркие на уроке комплексного применения знаний и умений.
Основная сложность может заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда известно, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. При взаимооценке проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку. Здесь нужно ставить не отметки, а плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов. Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке. (Слайд № 15)
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности. Технология сотрудничества является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий. (Слайд № 16)
Очень актуальна групповая форма работы на уроках познания мира, литературы, на уроках трудового обучения.
Эта форма работы требует большой предварительной подготовки от учителя, но она вызывает у детей интерес и приносит эффект в воспитании и развитии учащихся, формирует у детей самостоятельные навыки и умения учебной деятельности.
Применение технологии сотрудничества – организации групповой работы в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным, что значительно и эффективно повышает качество современного образования в рамках стандартов нового поколения. (Слайд №17)