Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода
Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода
Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста
в контексте компетентностного подхода
Развитие системы отечественного образования, неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности общеобразовательной школы, а также на внешкольных формах реализации образовательного процесса. В связи с этим важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на развитие компетенций обучающихся, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
Компетентностный подход в образовании зародился в конце 1980-х гг. в трудах отечественных психологов и педагогов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и других, и прежде всего, ориентирован на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания.
В компетентностном подходе, с точки зрения И.А. Зимней компетенция - это порождающее устройство, внутреннее, психическое образование.
Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность (Э.Ф. Зеер).
Компетенция является сферой отношений, существующих между знаниями и действием в человеческой практике (В.С. Леднев, Н.Д. Некандров, М.В. Рыжаков).
Компетенция – интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений (Ф. Кортаген).
Компетенция – уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности (Т.М. Балыхина).
Компетенция – определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным) (Т.В. Иванова).
Компетенция – основа (база) для дальнейшего формирования и развития компетентности (Г.Е. Поторонина).
С позиции одного из первых разработчиков компетентностного подхода в российском общем образовании А.В. Хуторского компетенция - есть задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения.
«Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [6, с.35].
Компетенции, согласно А.В. Хуторскому, включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, это заказ общества к подготовке его граждан.
Н.В. Чекалева относит к ключевым компетенциям инструментальную, ценностно-этическую, интегративную, контекстуальную, адаптационную и коммуникативную.
В учебном процессе у обучающихся формируются следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют адекватно оценивать свои способности и возможности; понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем; осознанно, при наличии внутренней мотивации приобретают знания для дальнейшего образования.
1.1. Общекультурные компетенции, при наличии которых обучающиеся: проявляют личностные качества – гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры; стремятся жить в гармонии с окружающим миром; имеют представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
1.2. Учебно-познавательные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют самостоятельно планировать свою деятельность; способны к самореализации, активны в выборе деятельности; способны к самообразованию; владеют навыками продуктивной деятельности.
2. Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) обучающиеся способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
3. Коммуникативные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер-генератор идей, исполнитель, зритель); имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Анализ представленных классификаций компетенций позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций.
Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми[3,45 с.].
В состав коммуникативной компетенции входят: знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми» [2, 11 с.].
В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [4, 23 с.].
Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Каждый уровень в свою очередь включает в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:
– языковая компетенция – знания об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
– речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
– дискурсивная компетенция – знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
– культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знания о взаимосвязи языка и истории народа, о национально-культурной специфике русского языка; владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; умения учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу;
– риторическая компетенция – знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. «Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована» [5, 39 с.].
К компонентам коммуникативной компетенции личности относятся:
1. Лингвистическая компетенция - знание словарных единиц и владение определенными формальными правилами, с помощью которых словарные единицы преобразуются в высказывания.
2. Социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией.
3. Дискурсивная компетенция - способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях.
4. Стратегическая компетенция - способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании кода пользователем.
5. Социокультурная компетенция, то есть некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется язык.
6. Психосоциальная компетенция, то есть желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также умение поставить себя на место партнера по коммуникации и способность справиться с конфликтными ситуациями, складывающимися в результате общения.
7. Межкультурная компетенция - комплексное качество личности, служащее ее становлению и развитию в условиях многокультурного мира.
Подходы к оцениванию уровня коммуникативной компетенции.
Выделяют три уровня компетентностного общения (по Л.А. Петровской):
1) уровень ценностей личности;
2) уровень личностных установок;
3) уровень личностных умений.
Важнейшим показателем компетентности в общении будет отношение человека к собственным ценностям. При этом ценности могут быть как декларативные, так и реальные.
Рефлексию ценностей, осознанный перевод декларативных ценностей в реальные можно считать высшим уровнем коммуникативной компетенции.
Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:
1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;
2) оптимально-адаптивный – обучающиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;
3) творческо-поисковый – обучающиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
4) рефлексивно-оценочный – обучающиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения[5, 39 с.].
Многие ученые считают, что способность и готовность к общению предполагает формирование у подростков коммуникативной компетенции. Так, под коммуникативной компетенцией Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень межличностного опыта, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [1, 67 с.].
Особенности формирования коммуникативной компетенции подростка определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации в общении, предметной направленностью взаимодействия, которые характерны для этого возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности подростка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода »
Мельчакова Елена Сергеевна,
Педагог-психолог МКОУ «Волковская СОШ»,
ГО Богданович
Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста
в контексте компетентностного подхода
Развитие системы отечественного образования, неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности общеобразовательной школы, а также на внешкольных формах реализации образовательного процесса. В связи с этим важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на развитие компетенций обучающихся, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
Компетентностный подход в образовании зародился в конце 1980-х гг. в трудах отечественных психологов и педагогов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и других, и прежде всего, ориентирован на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания.
В компетентностном подходе, с точки зрения И.А. Зимней компетенция - это порождающее устройство, внутреннее, психическое образование.
Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность (Э.Ф. Зеер).
Компетенция является сферой отношений, существующих между знаниями и действием в человеческой практике (В.С. Леднев, Н.Д. Некандров, М.В. Рыжаков).
Компетенция – интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений (Ф. Кортаген).
Компетенция – уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности (Т.М. Балыхина).
Компетенция – определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным) (Т.В. Иванова).
Компетенция – основа (база) для дальнейшего формирования и развития компетентности (Г.Е. Поторонина).
С позиции одного из первых разработчиков компетентностного подхода в российском общем образовании А.В. Хуторского компетенция - есть задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения.
«Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [6, с.35].
Компетенции, согласно А.В. Хуторскому, включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, это заказ общества к подготовке его граждан.
Н.В. Чекалева относит к ключевым компетенциям инструментальную, ценностно-этическую, интегративную, контекстуальную, адаптационную и коммуникативную.
В учебном процессе у обучающихся формируются следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют адекватно оценивать свои способности и возможности; понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем; осознанно, при наличии внутренней мотивации приобретают знания для дальнейшего образования.
1.1. Общекультурные компетенции, при наличии которых обучающиеся: проявляют личностные качества – гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры; стремятся жить в гармонии с окружающим миром; имеют представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
1.2. Учебно-познавательные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют самостоятельно планировать свою деятельность; способны к самореализации, активны в выборе деятельности; способны к самообразованию; владеют навыками продуктивной деятельности.
2. Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) обучающиеся способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
3. Коммуникативные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер-генератор идей, исполнитель, зритель); имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Анализ представленных классификаций компетенций позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций.
Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми [3, 45 с.].
В состав коммуникативной компетенции входят: знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми» [2, 11 с.].
В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [4, 23 с.].
Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Каждый уровень в свою очередь включает в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:
– языковая компетенция – знания об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
– речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
– дискурсивная компетенция – знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
– культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знания о взаимосвязи языка и истории народа, о национально-культурной специфике русского языка; владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; умения учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу;
– риторическая компетенция – знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. «Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована» [5, 39 с.].
К компонентам коммуникативной компетенции личности относятся:
1. Лингвистическая компетенция - знание словарных единиц и владение определенными формальными правилами, с помощью которых словарные единицы преобразуются в высказывания.
2. Социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией.
3. Дискурсивная компетенция - способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях.
4. Стратегическая компетенция - способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании кода пользователем.
5. Социокультурная компетенция, то есть некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется язык.
6. Психосоциальная компетенция, то есть желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также умение поставить себя на место партнера по коммуникации и способность справиться с конфликтными ситуациями, складывающимися в результате общения.
7. Межкультурная компетенция - комплексное качество личности, служащее ее становлению и развитию в условиях многокультурного мира.
Подходы к оцениванию уровня коммуникативной компетенции.
Выделяют три уровня компетентностного общения (по Л.А. Петровской):
1) уровень ценностей личности;
2) уровень личностных установок;
3) уровень личностных умений.
Важнейшим показателем компетентности в общении будет отношение человека к собственным ценностям. При этом ценности могут быть как декларативные, так и реальные.
Рефлексию ценностей, осознанный перевод декларативных ценностей в реальные можно считать высшим уровнем коммуникативной компетенции.
Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:
1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;
2) оптимально-адаптивный – обучающиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;
3) творческо-поисковый – обучающиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
4) рефлексивно-оценочный – обучающиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения [5, 39 с.].
Многие ученые считают, что способность и готовность к общению предполагает формирование у подростков коммуникативной компетенции. Так, под коммуникативной компетенцией Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень межличностного опыта, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [1, 67 с.].
Особенности формирования коммуникативной компетенции подростка определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации в общении, предметной направленностью взаимодействия, которые характерны для этого возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности подростка.
Список литературы
1. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции [Текст] : автореф. дис. д. психол. н. / Ю. Н. Емельянов ; - Л., : 1990. - 176 с.
2. Зимняя, И. Л. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] : И. Л. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. № . – С
3. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч. – Ч. 1. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 304 с.
4. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции [Текст] / К.Ф. Седов. -М. : Просвещение, 2004. – 167 с.
5. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание [Текст] : монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев; Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. – Красноярск. : Просвещение, 2007. – 212 с.
6. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 2003. – 111 с.