kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста

в контексте компетентностного подхода

Развитие системы отечественного образования, неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности общеобразовательной школы, а также на внешкольных формах реализации образовательного процесса. В связи с этим важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на развитие компетенций обучающихся, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Компетентностный подход в образовании зародился в конце 1980-х гг.  в трудах отечественных психологов и педагогов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и других, и прежде всего, ориентирован на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания.

В компетентностном подходе, с точки зрения И.А. Зимней компетенция - это порождающее устройство, внутреннее, психическое образование.

Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность (Э.Ф. Зеер).

Компетенция является сферой отношений, существующих между знаниями и действием в человеческой практике (В.С. Леднев, Н.Д. Некандров, М.В. Рыжаков).

Компетенция – интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений (Ф. Кортаген).

Компетенция – уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности (Т.М. Балыхина).

Компетенция – определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным) (Т.В. Иванова).

Компетенция – основа (база) для дальнейшего формирования и развития компетентности (Г.Е. Поторонина).

С позиции одного из первых разработчиков компетентностного подхода в российском общем образовании А.В. Хуторского компетенция - есть задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения.  

«Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [6, с.35].

Компетенции, согласно А.В. Хуторскому, включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, это заказ общества к подготовке его граждан.

Н.В. Чекалева относит к ключевым компетенциям инструментальную, ценностно-этическую, интегративную, контекстуальную, адаптационную и коммуникативную.

В учебном процессе у обучающихся формируются следующие компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют адекватно оценивать свои способности и возможности; понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем; осознанно, при наличии внутренней мотивации приобретают знания для дальнейшего образования.

1.1. Общекультурные компетенции, при наличии которых обучающиеся: проявляют личностные качества – гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры; стремятся жить в гармонии с окружающим миром; имеют представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

1.2. Учебно-познавательные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют самостоятельно планировать свою деятельность; способны к самореализации, активны в выборе деятельности; способны к самообразованию; владеют навыками продуктивной деятельности.

2. Информационные компетенции.

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) обучающиеся способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

3. Коммуникативные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер-генератор идей, исполнитель, зритель); имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Анализ представленных классификаций компетенций позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций.

Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми[3,45 с.].

В состав коммуникативной компетенции входят: знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми» [2, 11 с.].

В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [4, 23 с.].

Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Каждый уровень в свою очередь включает в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:

– языковая компетенция – знания об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

– речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;

– дискурсивная компетенция – знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;

– культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знания о взаимосвязи языка и истории народа, о национально-культурной специфике русского языка; владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; умения учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу;

– риторическая компетенция – знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. «Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована» [5, 39 с.].

К компонентам коммуникативной компетенции личности относятся:

1. Лингвистическая компетенция  - знание словарных единиц и владение определенными формальными правилами, с помощью которых словарные единицы преобразуются в высказывания.

2. Социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией.

3. Дискурсивная  компетенция - способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях.

4. Стратегическая компетенция - способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании кода пользователем.

5. Социокультурная компетенция, то есть некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется язык.

6. Психосоциальная компетенция, то есть желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также умение поставить себя на место партнера по коммуникации и способность справиться с конфликтными ситуациями, складывающимися в результате общения.

7. Межкультурная компетенция - комплексное качество личности, служащее ее становлению и развитию в условиях многокультурного мира.

Подходы к оцениванию уровня коммуникативной компетенции.

Выделяют три уровня компетентностного общения (по Л.А. Петровской):

1) уровень ценностей личности;

2) уровень личностных установок;

3) уровень личностных умений.

Важнейшим показателем компетентности в общении будет отношение человека к собственным ценностям. При этом ценности могут быть как декларативные, так и реальные.

Рефлексию ценностей, осознанный перевод декларативных ценностей в реальные можно считать высшим уровнем коммуникативной компетенции.

Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:

1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;

2) оптимально-адаптивный – обучающиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый – обучающиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный – обучающиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения[5, 39 с.].

Многие ученые считают, что способность и готовность к общению предполагает формирование у подростков коммуникативной компетенции. Так, под коммуникативной компетенцией Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень межличностного опыта, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [1, 67 с.].

Особенности формирования коммуникативной компетенции подростка определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации в общении, предметной направленностью взаимодействия, которые характерны для этого возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности подростка.

Просмотр содержимого документа
«Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода»

Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста

в контексте компетентностного подхода

Развитие системы отечественного образования, неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности общеобразовательной школы, а также на внешкольных формах реализации образовательного процесса. В связи с этим важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на развитие компетенций обучающихся, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Компетентностный подход в образовании зародился в конце 1980-х гг.  в трудах отечественных психологов и педагогов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и других, и прежде всего, ориентирован на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания.

В компетентностном подходе, с точки зрения И.А. Зимней компетенция - это порождающее устройство, внутреннее, психическое образование.

Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность (Э.Ф. Зеер).

Компетенция является сферой отношений, существующих между знаниями и действием в человеческой практике (В.С. Леднев, Н.Д. Некандров, М.В. Рыжаков).

Компетенция – интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений (Ф. Кортаген).

Компетенция – уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности (Т.М. Балыхина).

Компетенция – определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным) (Т.В. Иванова).

Компетенция – основа (база) для дальнейшего формирования и развития компетентности (Г.Е. Поторонина).

С позиции одного из первых разработчиков компетентностного подхода в российском общем образовании А.В. Хуторского компетенция - есть задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения.  

«Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [6, с.35].

Компетенции, согласно А.В. Хуторскому, включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, это заказ общества к подготовке его граждан.

Н.В. Чекалева относит к ключевым компетенциям инструментальную, ценностно-этическую, интегративную, контекстуальную, адаптационную и коммуникативную.

В учебном процессе у обучающихся формируются следующие компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют адекватно оценивать свои способности и возможности; понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем; осознанно, при наличии внутренней мотивации приобретают знания для дальнейшего образования.

1.1. Общекультурные компетенции, при наличии которых обучающиеся: проявляют личностные качества – гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры; стремятся жить в гармонии с окружающим миром; имеют представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

1.2. Учебно-познавательные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют самостоятельно планировать свою деятельность; способны к самореализации, активны в выборе деятельности; способны к самообразованию; владеют навыками продуктивной деятельности.

2. Информационные компетенции.

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) обучающиеся способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

3. Коммуникативные компетенции, при наличии которых обучающиеся: умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер-генератор идей, исполнитель, зритель); имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Анализ представленных классификаций компетенций позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций.

Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми[3,45 с.].

В состав коммуникативной компетенции входят: знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми» [2, 11 с.].

В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [4, 23 с.].

Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Каждый уровень в свою очередь включает в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:

– языковая компетенция – знания об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

– речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;

– дискурсивная компетенция – знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;

– культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знания о взаимосвязи языка и истории народа, о национально-культурной специфике русского языка; владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; умения учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу;

– риторическая компетенция – знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. «Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована» [5, 39 с.].

К компонентам коммуникативной компетенции личности относятся:

1. Лингвистическая компетенция  - знание словарных единиц и владение определенными формальными правилами, с помощью которых словарные единицы преобразуются в высказывания.

2. Социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией.

3. Дискурсивная  компетенция - способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях.

4. Стратегическая компетенция - способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании кода пользователем.

5. Социокультурная компетенция, то есть некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется язык.

6. Психосоциальная компетенция, то есть желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также умение поставить себя на место партнера по коммуникации и способность справиться с конфликтными ситуациями, складывающимися в результате общения.

7. Межкультурная компетенция - комплексное качество личности, служащее ее становлению и развитию в условиях многокультурного мира.

Подходы к оцениванию уровня коммуникативной компетенции.

Выделяют три уровня компетентностного общения (по Л.А. Петровской):

1) уровень ценностей личности;

2) уровень личностных установок;

3) уровень личностных умений.

Важнейшим показателем компетентности в общении будет отношение человека к собственным ценностям. При этом ценности могут быть как декларативные, так и реальные.

Рефлексию ценностей, осознанный перевод декларативных ценностей в реальные можно считать высшим уровнем коммуникативной компетенции.

Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:

1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;

2) оптимально-адаптивный – обучающиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый – обучающиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный – обучающиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения[5, 39 с.].

Многие ученые считают, что способность и готовность к общению предполагает формирование у подростков коммуникативной компетенции. Так, под коммуникативной компетенцией Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень межличностного опыта, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [1, 67 с.].

Особенности формирования коммуникативной компетенции подростка определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации в общении, предметной направленностью взаимодействия, которые характерны для этого возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности подростка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельчакова Елена Сергеевна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства