kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока познание мира "Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу. 

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция). 
Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение, русский язык. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познание мира "Свойства воды"»

4.02.2016 года

Конспект открытого урока по познанию мира во 2 «А» классе

Тема урока: «Свойства воды» 
Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа). 

Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу. 

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция). 
Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение, русский язык. 

Оборудование: компьютер, учебник, тетради, инструкция, конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, ручки, капельки для эмоционального отклика , наборы для проведения, смайлики для настроения ). 

Предварительная работа: написание сочинений - сказок о воде. 

Характеристика деятельности учащихся: 
- формирование представлений о значении воды в жизни живых существ, свойствах воды 
- побуждение к активному включению в различные виды деятельности 

Планируемые результаты: 
личностные: 
-формировать интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах; 
-способность к самоконтролю и самооценке; 
регулятивные: 
-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного; 
-самостоятельно определять цель учебной деятельности; 
-уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий. 
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);  
познавательные: 
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 
-проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде записей; 
-самостоятельно делать выводы; 
коммуникативные: 
- формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения; 
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 
Предметные: 
-иметь представление о воде и ее свойствах; 
-коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание; 

Ход урока 
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 
Прозвенел для нас звонок, 
Начинаем наш урок! 
Всем удачи я желаю, 
И работать начинаем. 

-Ребята, покажите мне с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(дети показывают смайлики: солнышко или тучки)

-Ребята, к нам на урок пришли гости, поднимите свои солнышки, повернитесь к гостям и пусть лучи ваших солнышек подарят им ваши улыбки.
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию.

-Что такое научная лаборатория?

(ответы детей)

- Это учреждение, где учёные проводят опыты, исследования, наблюдения и эксперименты.

-Как ученые проводят опыты? 
(ответы детей) 
• Задают вопросы 
• Ищут ответы на эти вопросы 
• Наблюдают, проводят опыты 
• Проверяют свои догадки 


- Сегодня на уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.

В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть: 
(я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди) 
• Ведущий научный сотрудник 
• Старший научный сотрудник 
• Помощник 
• Эксперты 
Стадия вызова:  
- Мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать: 

1. Он слетает белой стаей 
И сверкает на лету. 
Он звездой прохладной тает 
На ладони и во рту.  (Снег) 
2. Шумит он в поле и в саду, 
A в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт.  (Дождь) 
3. Он как алмаз: 
И твёрд, и чист, 
На солнышке сверкает, 
Но пригревать начнут лучи, 
0н тут же весь растает.  (Лёд) 
4. Пушистая вата 
Плывёт куда-то, 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. (Туча) 
5. Он без рук, он без ног 
Из земли пробиться смог 
Нас он летом, в самый зной 
Ледяной поит водой. (Родник) 
6. Молоко над рекой плыло, 
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко – 
Стало видно далеко.  (Туман )

(Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок) 
- Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) 
-А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку? 
Лёд, снег. (твердое состояние ) 
Дождь, родник. (жидкое состояние) 
Облако, туман. (газообразное состояние) 

Составление «Синквейна».

Что такое «синквейн»?( франц. слово, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», форма напоминает ёлочку)

2. Проблемная ситуация.
- Но перед тем как мы приступим к нашей работе, ответьте мне на такой вопрос:

- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

- А вы знаете, что такое решето?

Ответы детей:

- Это предмет домашней утвари.

- Решето – это сито, для просеивания чего-либо (например, муки).

- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?

Ответы детей: Да! И мы это тоже узнали и увидели, когда на прошлом уроке провели свои опыты.

- Как мы это сделали?

Ответы детей:

-Воду заморозили и принесли в решете.
Правильно, молодцы! 

-Что ещё вы узнали о воде?

Ответы детей:

-Мы налили в чайник воду, затем включили и через некоторое время увидели, что чайник закипел и вода в виде пара поднялась вверх, то есть перешла в газообразное состояние.

-И мы с вами сделали вывод:

Ответы детей:

-Вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

3. Сообщение темы и целей. 
- Кто из вас ребята догадался, а что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды) 
- Тема нашей научной работы « Свойства воды» 
-Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму? 
- На эти и другие вопросы вы сможете сами найти ответы на нашем уроке. 
- Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока. 
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы. 

4. Изучение нового материала.  

- Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. 
- Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах. 
• Ведущий научный сотрудник - защищает проведённый опыт 
• Старший научный сотрудник - проводит опыт 
• Помощник - зачитывает задание для обсуждения в группе 
• Эксперты - наблюдают, помогают. 
- Каждый член группы внимательно наблюдает, определяет свойство воды и записывает в тетрадь. 
- Мы будем работать с лабораторным оборудованием. 
Для этого необходимо соблюдать технику безопасности.
• Будьте осторожны с оборудованием. 
• Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. 
• После проведенного исследования подготовьте вывод. 
• Запрещается пробовать на вкус любые вещества. 
• С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. 
• Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. 
• Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. 
- А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой 
Физминутка.

-Проводит Руслан. 
Очень всем нужна вода (показываем объем) 
Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх) 
Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед) 
Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны) 
Вместе на носочки встали, (выполняют) 
Тучку лапками достали.(руки вверх) 
Дружно хлопнули в ладоши (хлопок) 
До чего же день хороший.(покачивания головой) 
Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте) 
За работу нам пора! (садятся на место) 

Практическая работа.
- Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудование для проведения опыта, листочки с описанием опыта, листы для записи результатов опыта. 
Опыт №1. 
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? 
Зачитаем план опыта. 
• Определение запаха воды. 
Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. 
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать? 
• Определение вкуса воды. 
Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их вкус. Обсудите основной вопрос своей группы. 
• Какие выводы можно сделать? 
• Заполните таблицу. 
• Расскажем о результатах наблюдений. 

Опыт №2. 
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? 
Зачитаем план опыта. 
• Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку. 
• Посмотрим на свет. 
• Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. 
• Посмотрим на свет. 
• Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая? 
• Какие выводы можно сделать? 
• Заполните таблицу. 
• Расскажем о результатах наблюдений. 

Опыт №3. 
Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? 
Зачитаем план опыта. 
Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе. 
• Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. 
• Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце 
• Что происходит с формой воды? 
• Какие выводы можно сделать? 
• Заполните таблицу. 
• Расскажем о результатах наблюдений 

Опыт № 4. 
Вопрос: Может ли вода растворять вещества? 
Зачитаем план опыта. 
Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, глина, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит? 
Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете? 
• Какие выводы можно сделать? 
• Заполните таблицу. 
• Расскажем о результатах наблюдений 


5.Итог урока.  

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает. 

Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы. 
Какие же свойства имеет вода? 
Речь ведущего научного сотрудника группы № 1 
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? 
Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. 
В результате мы выяснили, что чистая вода не имеет запаха. 
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. 
Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество. 
В результате мы выяснили, что чистая вода не имеет вкуса. 
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. 
Речь ведущего научного сотрудника группы № 2 
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды. 
В результате мы выяснили, что чистая вода бесцветна. 
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. 
Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет. 
В результате мы выяснили, что чистая вода прозрачна. 
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. 

Речь ведущего научного сотрудника группы № 3 
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? 
Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в пиалу, в баночку, затем из баночки в блюдце. 
В результате мы выяснили, что у воды не бывает определённой формы, она жидкая и обладает текучестью. 
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске 
Речь ведущего научного сотрудника группы № 4 
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества? 
Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что сахар растворился в воде. 
Сделали то же самое с солью и увидели что соль тоже растворился в воде. 
Затем положили глину и увидели что вода помутнела 
В результате мы выяснили, что стала мутной. Это произошло потому, что глина размешалась, но не растворилась в воде.
Помощник прикрепляет лист с выводом на доске 
(Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае глина.) 

- Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. 
(на доске таблица в виде кластера: дети зачитывают свойства воды по ней.) 
- Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды? 
Вывод: 
-Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. 

Физминутка: Кирилл проводит физминутку. 
Дети произносят слова и выполняют движения. 

Для друзей природы (шагают) 
Нет плохой погоды. (отрицают указательным пальчиком) 
Если вдруг на улице (протягивают руку в сторону улицы) 
Тучей небо хмурится, (руки верх и рисуют круг) 
И весёлый дождик (улыбаются) 
Капает на нас, (руки вверх, кисти рук свисают вниз) 
Мы раскроем зонтик, (движения для открывания зонтика) 
Сделаем кораблик, (ладошки лодочкой) 
Его в ручей опустим, (приседаем и «опускаем» кораблик) 
Скажем: «В добрый час!». (жест прощания) 

- Работу мы выполнили, итог подвели.
6. Творческая работа.  
- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. 
- Один поэт сказал: 
Безбрежная ширь океана 
И тихая заводь пруда, 
Струя водопада и брызги фонтана 
И все это – только Вода! 
- Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. . 
Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок. 
А остальные сказки мы прочитаем на следующем уроке. Все получат оценки за эту творческую работу. 
(1 ученик зачитывает свою сказку) 
(если позволит время : прослушивание по одной лучшей сказки из группы) 
«Почему воду так назвали?» 
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода») 

7. Рефлексия.
-А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие. 
Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно. 
Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно. 

- Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик. 
- Какой замечательный дождик у нас получился! 

В народе говорят «Где вода-там цветущая земля».

Человек, запомни навсегда 
Символ жизни на Земле – вода! 
Экономь её и береги 
Мы ведь на планете не одни! 

8. Домашнее задание.
Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде. 
В учебнике стр. 48-50 прочитать об удивительном свойстве воды. 

- Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока познание мира "Свойства воды"

Автор: Нуртазина Магзия Елгундыевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока познания мира "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "142000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418214209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока познания мира в 4 классе с презентацией на тему "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-v-4-klassie-s-priezientatsiiei-na-tiemu-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "155561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421301375"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "126475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока познанию мира на тему "Почва. Охрана почвы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_poznaniiu_mira_na_tiemu_pochva_okhrana_pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "343040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473451337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по познанию мира "Свойства воды" для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapopoznaniiumirasvoistvavodydlia2klassa"
    ["file_id"] => string(6) "267666"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450436068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства