Формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.
Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция).
Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение, русский язык.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познание мира "Свойства воды"»
4.02.2016 года
Конспект открытого урока по познанию мира во 2 «А» классе
Тема урока: «Свойства воды» Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).
Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.
Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция). Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение, русский язык.
Оборудование: компьютер, учебник, тетради, инструкция, конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, ручки, капельки для эмоционального отклика , наборы для проведения, смайлики для настроения ).
Предварительная работа: написание сочинений - сказок о воде.
Характеристика деятельности учащихся: - формирование представлений о значении воды в жизни живых существ, свойствах воды - побуждение к активному включению в различные виды деятельности
Планируемые результаты: личностные: -формировать интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах; -способность к самоконтролю и самооценке; регулятивные: -уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного; -самостоятельно определять цель учебной деятельности; -уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий. -осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль); познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде записей; -самостоятельно делать выводы; коммуникативные: - формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные: -иметь представление о воде и ее свойствах; -коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;
Ход урока 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Прозвенел для нас звонок, Начинаем наш урок! Всем удачи я желаю, И работать начинаем.
-Ребята, покажите мне с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(дети показывают смайлики: солнышко или тучки)
-Ребята, к нам на урок пришли гости, поднимите свои солнышки, повернитесь к гостям и пусть лучи ваших солнышек подарят им ваши улыбки. - Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию.
-Что такое научная лаборатория?
(ответы детей)
- Это учреждение, где учёные проводят опыты, исследования, наблюдения и эксперименты.
-Как ученые проводят опыты? (ответы детей) • Задают вопросы • Ищут ответы на эти вопросы • Наблюдают, проводят опыты • Проверяют свои догадки
- Сегодня на уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.
В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть: (я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди) • Ведущий научный сотрудник • Старший научный сотрудник • Помощник • Эксперты Стадия вызова: - Мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:
1. Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег) 2. Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь) 3. Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, 0н тут же весь растает. (Лёд) 4. Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Туча) 5. Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. (Родник) 6. Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман )
(Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок) - Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) -А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку? Лёд, снег. (твердое состояние ) Дождь, родник. (жидкое состояние) Облако, туман. (газообразное состояние)
Составление «Синквейна».
Что такое «синквейн»?( франц. слово, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», форма напоминает ёлочку)
2. Проблемная ситуация. - Но перед тем как мы приступим к нашей работе, ответьте мне на такой вопрос:
- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».
- А вы знаете, что такое решето?
Ответы детей:
- Это предмет домашней утвари.
- Решето – это сито, для просеивания чего-либо (например, муки).
- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?
Ответы детей: Да! И мы это тоже узнали и увидели, когда на прошлом уроке провели свои опыты.
- Как мы это сделали?
Ответы детей:
-Воду заморозили и принесли в решете. Правильно, молодцы!
-Что ещё вы узнали о воде?
Ответы детей:
-Мы налили в чайник воду, затем включили и через некоторое время увидели, что чайник закипел и вода в виде пара поднялась вверх, то есть перешла в газообразное состояние.
-И мы с вами сделали вывод:
Ответы детей:
-Вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
3. Сообщение темы и целей. - Кто из вас ребята догадался, а что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды) - Тема нашей научной работы « Свойства воды» -Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму? - На эти и другие вопросы вы сможете сами найти ответы на нашем уроке. - Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока. - Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы.
4. Изучение нового материала.
- Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. - Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах. • Ведущий научный сотрудник - защищает проведённый опыт • Старший научный сотрудник - проводит опыт • Помощник - зачитывает задание для обсуждения в группе • Эксперты - наблюдают, помогают. - Каждый член группы внимательно наблюдает, определяет свойство воды и записывает в тетрадь. - Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. • Будьте осторожны с оборудованием. • Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. • После проведенного исследования подготовьте вывод. • Запрещается пробовать на вкус любые вещества. • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. - А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой Физминутка.
-Проводит Руслан. Очень всем нужна вода (показываем объем) Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх) Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед) Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны) Вместе на носочки встали, (выполняют) Тучку лапками достали.(руки вверх) Дружно хлопнули в ладоши (хлопок) До чего же день хороший.(покачивания головой) Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте) За работу нам пора! (садятся на место)
Практическая работа. - Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудование для проведения опыта, листочки с описанием опыта, листы для записи результатов опыта. Опыт №1. Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. • Определение запаха воды. Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать? • Определение вкуса воды. Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их вкус. Обсудите основной вопрос своей группы. • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений.
Опыт №2. Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. • Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку. • Посмотрим на свет. • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. • Посмотрим на свет. • Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений.
Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе. • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. • Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце • Что происходит с формой воды? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений
Опыт № 4. Вопрос: Может ли вода растворять вещества? Зачитаем план опыта. Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, глина, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит? Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений
5.Итог урока.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает.
Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы. Какие же свойства имеет вода? Речь ведущего научного сотрудника группы № 1 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. В результате мы выяснили, что чистая вода не имеет запаха. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество. В результате мы выяснили, что чистая вода не имеет вкуса. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. Речь ведущего научного сотрудника группы № 2 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды. В результате мы выяснили, что чистая вода бесцветна. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске. Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет. В результате мы выяснили, что чистая вода прозрачна. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске.
Речь ведущего научного сотрудника группы № 3 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в пиалу, в баночку, затем из баночки в блюдце. В результате мы выяснили, что у воды не бывает определённой формы, она жидкая и обладает текучестью. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске Речь ведущего научного сотрудника группы № 4 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества? Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что сахар растворился в воде. Сделали то же самое с солью и увидели что соль тоже растворился в воде. Затем положили глину и увидели что вода помутнела В результате мы выяснили, что стала мутной. Это произошло потому, что глина размешалась, но не растворилась в воде. Помощник прикрепляет лист с выводом на доске (Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае глина.)
- Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. (на доске таблица в виде кластера: дети зачитывают свойства воды по ней.) - Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды? Вывод: -Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Физминутка: Кирилл проводит физминутку. Дети произносят слова и выполняют движения.
Для друзей природы (шагают) Нет плохой погоды. (отрицают указательным пальчиком) Если вдруг на улице (протягивают руку в сторону улицы) Тучей небо хмурится, (руки верх и рисуют круг) И весёлый дождик (улыбаются) Капает на нас, (руки вверх, кисти рук свисают вниз) Мы раскроем зонтик, (движения для открывания зонтика) Сделаем кораблик, (ладошки лодочкой) Его в ручей опустим, (приседаем и «опускаем» кораблик) Скажем: «В добрый час!». (жест прощания)
- Работу мы выполнили, итог подвели. 6. Творческая работа. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. - Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода! - Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. . Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок. А остальные сказки мы прочитаем на следующем уроке. Все получат оценки за эту творческую работу. (1 ученик зачитывает свою сказку) (если позволит время : прослушивание по одной лучшей сказки из группы) «Почему воду так назвали?» Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода»)
7. Рефлексия. -А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие. Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно. Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно.
- Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик. - Какой замечательный дождик у нас получился!
В народе говорят «Где вода-там цветущая земля».
Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни!
8. Домашнее задание. Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде. В учебнике стр. 48-50 прочитать об удивительном свойстве воды.
- Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "126475"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415184909"
}
}