Тема урока: Круговорот воды в природе.
Цель: Дети рассмотрят и сформулируют процесс круговорота воды в природе.
Задачи:
- Раскроют свое представление о воде, как источнике жизни.
- Вспомнят три состояния воды в природе, дополнят знания о свойствах воды через усвоение понятий испарение и конденсация.
- Освоят доступные способы изучения природы- опыт, наблюдение, сравнение, развивая навык аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Определят степень успешности своей работы и работы товарищей через выполнение тестов, будут сотрудничать в группах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point , видеоролик «Испарение и конденсация», материал для проведения опыта, листы юного исследователя, тесты для индивидуальной работы.
Ход урока:
1.Психологический настрой на урок « Подари улыбку»
1.1-Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Прежде чем начать урок я бы хотела предложить вам поделиться друг с другом улыбкой. Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга, можете подарить смайлик. Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом, радость познания нового, еще неизведанного в вашей жизни.
1.2-Предлагаю вам картинку на выбор: снежинка, капелька, льдинка.
(рассаживаются по группам соответственно: снежинки – одна группа, льдинки – другая и капельки- третья группа)
-Ребята, как вы думаете, почему именно так мы сегодня объединились в группы? ( предполагают, что возможно тема урока три состояния воды в природе, другие предположения)
2. Актуализация опорных знаний. Мозговой штурм.
Отгадайте загадку
Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.(вода)
-Давайте с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем о воде и обобщим эти знания в таблице ЗХУ
-Что хотите еще узнать о воде?
Знаем Хотим узнать Узнали
3. Целеполагание.
Сегодня на уроке:
• Я помогу вам расширить свои познания о воде;
• вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали;
• узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
4. Реализация. Открытие новых знаний.
4.1. Исследуем свойства воды, рассматривая в процессе беседы простую бытовую ситуацию, которая знакома детям (испарение конденсация)
- Что происходит с водой, если она очень долго кипит? ( Превратиться в пар, испарится )
-Но вода испаряется не только при кипении.(мокрые волосы сохнут, белье)
-А куда денется? ( в воздухе повысится влажность)
Когда встретиться с холодной поверхностью, будь то окно, или холодная стена, вода снова превратиться в жидкое состояние. (конденсация)
Потом пригреет солнышко и снова вода продолжит свое путешествие в виде мельчайших частичек пара. Это круговорот воды в комнате, в доме.
4.2 Наблюдение над опытом.(видео) опыт показывает принцип круговорота воды в природе.
4.3 Изучите в группах схему круговорота воды в природе(раздаются опорные схемы). Сравните опыт со схемой. Похожи ли эти процессы. Объясните свою схему.
(даю направление:
-наблюдая опыт вода нагревалась огнем, а в природе что является источником тепла? Значит начинаем рассуждение от солнца)
4.4. Выступление спикеров групп.
Дополнение учителя по ходу ответов учеников.
-Иногда водяной пар охлаждается у самой земли. Летними вечерами после жаркого дня над лугами, болотами, над речушками, где прохлада появляется туман
- Если произойдет резкое понижение температуры в слоях атмосферы, то конденсируясь капельки воды превратятся в град., а если постепенное понижение температуры, то получается снег.
Физминутка
Солнце. Жарко. Стало тише. Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает и осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе: ниже, ниже, ниже.
-О каком явлении в природе говориться в физминутке.?
-Что бы произошло, если бы ветер не перегонял облака.? ( обсудят в группах, отвечают спикеры)
4.5. Подтверждение знаний по учебнику. Стр.37
-Перед чтением даю установку читать внимательно и найти в тексте что-то новое.( подчеркнуть)
«Толстые» вопросы :
-Что произошло бы с землей, если бы не происходил круговорот воды в природе?
- Происходит ли круговорот воды зимой?
4.6.Постановка проблемы: ( активизация детей на дальнейшее изучение темы)
-Вода находится в постоянном движении и возвращается к нам снова и снова. Если вода –растворитель, значит, возвращается она к нам не очень чистая? Почему дождевую или талую воду пить не рекомендуется, а в родниках вода чистая и прозрачная.
4.7. Убедимся в этом , проделав опыт.
-Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Хотите?
Тогда прочитайте внимательно инструкцию (Приложение ) и выполните опыты 1 и 2. И как всегда пожелайте друг другу успехов в работе.
Заполняем дневник исследователя.
- А как в природе происходит очистка воды?
-Сама природа заботится о нас. И, чтобы мы с вами пили чистую воду из родников, фильтрует эту воду через слои земли. Люди тоже создают очистительные фильтры. Но, к сожалению , люди- самые разумные существа на планете, поступают иногда неразумно. Засоряют реки и моря.
Какой вывод можно сделать из этого? ( воду нужно беречь)
5. Рефлексия.
5.1. Заполняем таблицу УЗНАЛИ ( перетаскиваем таблички КРУГОВОРОТ, ИСПАРЕНИЕ, КОНДЕНСАЦИЯ)
-Ответили мы на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
5.2. Тест. «ДА или НЕТ» Самопроверка. Самооценивание.
5.3. В начале урока вы улыбались. Теперь оцените свое настроение в конце урока. На доске два смайлика грустный и веселый. Дети крепят стикер со своим именем , оценивая соответственно свое эмоциональное состояние .
Приложение №1
Опыт1. (Внимательно прочтите и следуйте инструкции)
- Положите шпателем в стакан с водой немного соли. Размешайте.
- Что стало с водой? Понаблюдайте.
-Добавьте в полученный раствор немного песка.
- Дайте воде постоять. Что вы заметили?
-Запишите свои наблюдения в лист юного исследователя.
(Вода- растворитель, но не все вещества растворяет вода)
Опыт 2.
-А теперь в воронку вставьте фильтровальный лист, сложенный вчетверо.
-Профильтруйте полученный раствор.
-Какая стала вода?
-Наблюдайте теперь за водой. Цвет, запах.
-Сделайте вывод. Запишите.
Лист юного исследователя
1. Свойства воды
Опыт 1
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Тест «ДА или НЕТ»
1Вода - жидкость белого цвета.
2.Вода - растворитель.
3. Испарение – это превращение воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке.
5. Вода не имеет запаха.
6. Туман-это вода в газообразном состоянии
7.Испарение происходит только с поверхности океана?
8. При нагревании вода расширяется.
9. Вода всегда имеет одинаковую форму?
10. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе 4 класс»
Тема урока: Круговорот воды в природе.
Цель: Дети рассмотрят и сформулируют процесс круговорота воды в природе.
Задачи:
Раскроют свое представление о воде, как источнике жизни.
Вспомнят три состояния воды в природе, дополнят знания о свойствах воды через усвоение понятий испарение и конденсация.
Освоят доступные способы изучения природы- опыт, наблюдение, сравнение, развивая навык аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Определят степень успешности своей работы и работы товарищей через выполнение тестов, будут сотрудничать в группах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point , видеоролик «Испарение и конденсация», материал для проведения опыта, листы юного исследователя, тесты для индивидуальной работы.
Ход урока:
1.Психологический настрой на урок « Подари улыбку»
1.1-Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Прежде чем начать урок я бы хотела предложить вам поделиться друг с другом улыбкой. Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга, можете подарить смайлик. Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом, радость познания нового, еще неизведанного в вашей жизни.
1.2-Предлагаю вам картинку на выбор: снежинка, капелька, льдинка.
(рассаживаются по группам соответственно: снежинки – одна группа, льдинки – другая и капельки- третья группа)
-Ребята, как вы думаете, почему именно так мы сегодня объединились в группы? ( предполагают, что возможно тема урока три состояния воды в природе, другие предположения)
2. Актуализация опорных знаний. Мозговой штурм.
Отгадайте загадку
Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.(вода)
-Давайте с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем о воде и обобщим эти знания в таблице ЗХУ
-Что хотите еще узнать о воде?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
| | |
3. Целеполагание.
Сегодня на уроке:
• Я помогу вам расширить свои познания о воде;
• вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали;
• узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
4. Реализация. Открытие новых знаний.
4.1. Исследуем свойства воды, рассматривая в процессе беседы простую бытовую ситуацию, которая знакома детям (испарение конденсация)
- Что происходит с водой, если она очень долго кипит? ( Превратиться в пар, испарится )
-Но вода испаряется не только при кипении.(мокрые волосы сохнут, белье)
-А куда денется? ( в воздухе повысится влажность)
Когда встретиться с холодной поверхностью, будь то окно, или холодная стена, вода снова превратиться в жидкое состояние. (конденсация)
Потом пригреет солнышко и снова вода продолжит свое путешествие в виде мельчайших частичек пара. Это круговорот воды в комнате, в доме.
4.2 Наблюдение над опытом.(видео) опыт показывает принцип круговорота воды в природе.
4.3 Изучите в группах схему круговорота воды в природе(раздаются опорные схемы). Сравните опыт со схемой. Похожи ли эти процессы. Объясните свою схему.
(даю направление:
-наблюдая опыт вода нагревалась огнем, а в природе что является источником тепла? Значит начинаем рассуждение от солнца)
4.4. Выступление спикеров групп.
Дополнение учителя по ходу ответов учеников.
-Иногда водяной пар охлаждается у самой земли. Летними вечерами после жаркого дня над лугами, болотами, над речушками, где прохлада появляется туман
- Если произойдет резкое понижение температуры в слоях атмосферы, то конденсируясь капельки воды превратятся в град., а если постепенное понижение температуры, то получается снег.
Физминутка
Солнце. Жарко. Стало тише. Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает и осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе: ниже, ниже, ниже.
-О каком явлении в природе говориться в физминутке.?
-Что бы произошло, если бы ветер не перегонял облака.? ( обсудят в группах, отвечают спикеры)
4.5. Подтверждение знаний по учебнику. Стр.37
-Перед чтением даю установку читать внимательно и найти в тексте что-то новое.( подчеркнуть)
«Толстые» вопросы :
-Что произошло бы с землей, если бы не происходил круговорот воды в природе?
- Происходит ли круговорот воды зимой?
4.6.Постановка проблемы: ( активизация детей на дальнейшее изучение темы)
-Вода находится в постоянном движении и возвращается к нам снова и снова. Если вода –растворитель, значит, возвращается она к нам не очень чистая? Почему дождевую или талую воду пить не рекомендуется, а в родниках вода чистая и прозрачная.
4.7. Убедимся в этом , проделав опыт.
-Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Хотите?
Тогда прочитайте внимательно инструкцию (Приложение ) и выполните опыты 1 и 2. И как всегда пожелайте друг другу успехов в работе.
Заполняем дневник исследователя.
- А как в природе происходит очистка воды?
-Сама природа заботится о нас. И, чтобы мы с вами пили чистую воду из родников, фильтрует эту воду через слои земли. Люди тоже создают очистительные фильтры. Но, к сожалению , люди- самые разумные существа на планете, поступают иногда неразумно. Засоряют реки и моря.
Какой вывод можно сделать из этого? ( воду нужно беречь)
5. Рефлексия.
5.1. Заполняем таблицу УЗНАЛИ ( перетаскиваем таблички КРУГОВОРОТ, ИСПАРЕНИЕ, КОНДЕНСАЦИЯ)
-Ответили мы на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
5.2. Тест. «ДА или НЕТ» Самопроверка. Самооценивание.
5.3. В начале урока вы улыбались. Теперь оцените свое настроение в конце урока. На доске два смайлика грустный и веселый. Дети крепят стикер со своим именем , оценивая соответственно свое эмоциональное состояние . Приложение.
Опыт1.
- Положите шпателем в стакан с водой немного соли. Размешайте.
- Что стало с водой? Понаблюдайте.
-Добавьте в полученный раствор немного песка.
- Дайте воде постоять. Что вы заметили?
-Запишите свои наблюдения в лист юного исследователя.
(Вода- растворитель, но не все вещества растворяет вода)
Опыт 2.
-А теперь в воронку фильтровальный лист, сложенный вчетверо.
-Профильтруйте полученный раствор.
-Какая стала вода?
-Наблюдайте теперь за водой. Цвет, запах.
-Сделайте вывод. Запишите.
Лист юного исследователя
1. Свойства воды
Опыт 1
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «ДА или НЕТ»
1 | Вода - жидкость белого цвета? | нет |
2 | Вода - растворитель. | да |
3 | Испарение – это превращение воды из жидкого состояния в газообразное. | да |
4 | Круговорот воды в природе – это движение воды в реке. | нет |
5 | Вода не имеет запаха. | да |
6 | Туман-это вода в газообразном состоянии | да |
7 | Испарение происходит только с поверхности океана? | нет |
8 | При нагревании вода расширяется. | да |
9 | Вода всегда имеет одинаковую форму? | нет |
10 | Воду можно очистить с помощью фильтра. | да |
Просмотр содержимого презентации
«круговорот воды в природе»
Подари улыбку миру
Я и туча и туман..
Я ручей и океан..
Я летаю и бегу…
И стеклянной быть могу.
Что знаем о воде?
Что еще хотим узнать о воде?
Тема урока Вода Круговорот воды в природе
Цель
- Вы сможете сами ответить на вопросы,
которые вас интересуют по теме урока;
- Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова « испарение » и « конденсация » ;
- На поступках людей мы будем учиться беречь воду.
- Проведем опыт и заполним карту юного исследователя.
- Оценим свои знания через выполнение тестов
Что происходит с водой в чайнике?
Конденсация
Попробуйте сами объяснить процесс круговорота воды в природе
Физминутка
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.
Работа с книгой страница 37
Что узнали?
Домашнее задание
Составить кластер , схему, рисунок
«Круговорот воды в природе»
Схема круговорота воды в природе.
Опыт
Читай
Думай
Наблюдай
Делай выводы
Неразумное поведение человека..
Гибнут обитатели рек, озер, морей и океанов…
Берегите воду
Тест «ДА или НЕТ»
- Вода - жидкость белого цвета
2. Вода - растворитель.
3.Испарение – это превращение воды
из жидкого состояния в газообразное.
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке.
5. Вода не имеет запаха.
6. Туман – это вода в газообразном состоянии.
7. Испарение происходит только с поверхности океана.
8. При нагревании вода расширяется.
9. Вода всегда имеет одинаковую форму
10. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Тест «ДА или НЕТ»
1. Вода - жидкость белого цвета.
Нет
2. Вода - растворитель.
ДА
3.Испарение – это превращение воды
из жидкого состояния в газообразное .
ДА
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке.
Нет
5. Вода не имеет запаха.
ДА
ДА
6. Туман – это вода в газообразном состоянии.
7. Испарение происходит только с поверхности океана.
Нет
8. При нагревании вода расширяется.
ДА
9. Вода всегда имеет одинаковую форму
Нет
10. Воду можно очистить с помощью фильтра.
ДА
Что узнали на уроке?
Это интересно :
- Испарившаяся вода находится в атмосфере
всего 8-9 дней, затем снова возвращается в океан,
озеро, болото, реку или недра Земли.
полностью сменяется за счет испарения за 2400 лет
происходит примерно за 10 тыс. лет.
- В реках — всего за 12 дней .
Спасибо за урок
МОЛОДЦЫ