Урок по познанию мира в 3-м классе
на тему: "Почва. Охрана почвы"
Тема: Почва. Охрана почвы.
Цель: Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
Задачи:
1) содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков, умение осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2) Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение работать в группах, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
3) Расширить кругозор учащихся.Воспитывать ощущение причастности детей к природ, воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
I. Организация учебного процесса. СЛАЙД 1
- Сегодня наш урок необычный в месте снами будет работать учитель старших классов по географии, которая будет вести у вас урок в старших классах.
Психологический настрой: (Подойдите ко мне, возьмитесь за руки)
- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи на уроке. Через наши ладошки передадим друг другу наше тепло и хорошее настроение. Спасибо.
Возьмите с собой на урок три «волшебных слова»:
А- активность, В- внимание, С- старание.
(Раздать тюльпаны: А – красный, В – розовый, С – желтый)
Тюльпаны – символ Казахстана.
Деление на группы: рассядьтесь по группам
II. Актуализация знаний.
1. Беседа по вопросам:
- Какое сейчас время года?
- А какой месяц?
СЛАЙД 2
- Какое сегодня число? ( запишите)
- Какой прогноз погоды на сегодня?
3. Запись в тетради ( число, месяц и прогноз погоды)
III. Проверка домашнего задания.
В течение урока за каждый вид работы вы будете зарабатывать баллы, а баллы потом переведете в оценки. Таким образом. Если ты набрал:
18- 22 баллов –оценка «5»; 13- 17 баллов - оценка «4»; 9 - 13 баллов – оценка «3»
И так начинаем
Проверим домашнее задание при помощи теста. ( В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл). СЛАЙД 3
1 задание: тестовое задание:СЛАЙД 3 +
Проверка: проверим как вы подготовили домашнее задание (взаимооценивание, поменяйтесь с соседом своими тестами и сверьтесь с правильным ответом на доске и запишите баллы в табличке).
IV. Формирование новых знаний.
Группы «Казахстан», «Родина», «Караганда» СЛАЙД 4
Обратите внимания на названия ваших групп «Казахстан», «Родина», «Караганда», какие ассоциаций у вас возникают и что их связывает между собой? (ответ детей)
Говоря о Родине мы говорим «Своя земля и в горсти мила» СЛАЙД 5 +
Почему?
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей и при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Это был талисман, потому что родная земля способна оберегать человека от опасностей и невзгод.
На прошлых уроках мы познакомились темой «Полезные ископаемые» и говорили о том, что растения не растут на них.
На чем же они растут ответите после просмотра видеоролика.
Видеоролик о почве (ролик) СЛАЙД 6+
- Как вы думаете тогда с какой темой мы познакомимся на этом уроке? (почва).
1. Повторение знаний о почве. СЛАЙД 7 +
Много интересного еще мы узнаем сегодня на уроке о почве.
Открыли учебники на странице 99- 104
Каждая группа работает над своей темой
1группа на стр. 99-100 2 группа на стр.101-102 3 группа на стр.103-104
Задача группы изучить и объяснить другим группам свою тему.
2. Работа по учебнику.
Самостоятельное чтение.
На партах у вас лежат задания приступаем к работе.
Постер: 2 задание
- Прочитайте основные понятия, впишите пропущенные термины и выберите подходящий рисунок.
Работа в группах: работа с постерами
Дополнение к вашей работе видеоролик
Видеоролик продолжить СЛАЙД 8
V. Физминутка. (видеоролик) СЛАЙД 10
. Практичская работа. СЛАЙД 11
- Продолжаем работу в наших группах.
- Для того что бы справиться со следующей работой, а это проведение опытов, вспомним технику безопасности: правила работы: СЛАЙД 12
Выполнив опыты в группах вы узнаете еще много интересного о почве. И свои выводы будете записывать в маршрутных картах.
Работа в группах: 3 задание
Каждая группа проводит опыт с опорой на технологическую карту, свои выводы записывает на лист наблюдений.
Что вы наблюдаете?
(Ключевые слова: мокрое пятно, вода)
Проверка: от каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.
Свойства почвы: (на доске) СЛАЙД 13
Презентация научных открытий ( отчёт научных групп):
-Давайте проведём ещё один опыт. Опыт проводит учитель.
- Вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всём, что заметите.
Немного свежей почвы нагреем на огне.
- Что вы заметили? (дым)
- Что почувствовали? (запах)
- О чём свидетельствует дым и появившийся запах?
Этот горит перегной—перегнившие остатки растений и животных.
Вывод:
Работа с картой: СЛАЙД 14
А теперь посмотрите на почвенную карту Казахстана (с. 133) Назовите почвы, которые есть на территории нашей республики (серые лесные и лугово-степные, обыкновенный чернозём, южный чернозём, тёмно-каштановые почвы, типичные каштановые почвы, светлокаштановые почвы, бурые почвы, серо-бурые почвы, горные области.
4 задание:
- Северный Казахстан - _______________________________
- Центральный Казахстан - _____________________________
- Южный Казахстан - _______________________________
VI. Закрепление пройденного: 5 задание СЛАЙД 15
Поиграем в игру «Найди соответствие» (основные понятия которые записаны в правом столбце соедините с подходящими к ним терминами)
VII. Рефлесия: СЛАЙД 16
Природной красотой Казахстана любуются многие туристы, альпинисты стремятся подняться на вершину Тянь Шани.
Подводя итог урока мы предлагаем вам взять флажки и показать какой высоты достигли вы на сегодняшнем уроке (рисунок горы)
1)Если урок был для вас интересным, и вы достигли своей цели, значит вы на вершине.
2)Если вам есть над чем поработать, значит вы на середине.
3)Если вам было не интересно и скучно, значит вы у подножья горы.
VIII. Домашнее задание: СЛАЙД 17
Пересказ статьи в учебнике Стр. 99-104, Тестовое задание с.105.
- А закончим наш урок поэтическими строками (хором с экрана). СЛАЙД 18
Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
СПАСИБО ЗА УРОК СЛАЙД 19