Учебный предмет “Познание мира» ориентирован на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности.
Учебный предмет “ Познание мира ” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
На данном уроке отрабатываем понятие «функциональная грамотность», что есть атомарный уровень
знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Закрепляем признание ребенком здоровья
как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Класс: 2
Тема урока: Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека.
Цель: формирование понятия о значении воздуха в природе и для жизни человека;
формировать умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них;
раскрыть в доступной форме пользу огня и приносимый им вред.
Задачи:
-продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке;
-активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации эксперимента и обобщения увиденного;
-активизировать мыслительную и исследовательскую деятельность учащихся;
-повысить интерес к теме изучаемого предмета за счет увеличения объема учебной информации с учетом возрастных особенностей и разнообразия форм и приемов;
-воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: свое и окружающих, воспитывать личную безопасность.
Планируемые результаты: - знать о значении воздуха в природе и для жизни человека;
- проявлять любовь к окружающей среде, бережное отношение к природе;
- применять умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать вывода.
Тип урока: комбинированный.
Проблемный вопрос: Каково значение воздуха в природе и жизни человека.
Ход урока.
1.Психологический настрой. Мотивация.
- Назовите необходимые условия для жизни человека.
– У нас получилось несколько вариантов ответов.
- Я загадаю загадку, а отгадка будет ответом на мой вопрос:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
– Это – воздух.
2.Операционный этап.
1.Проверка домашнего задания, которая оценивается.
1) половина класса - выполняют проверочную работу по карточкам;
2) половина класса – представляют свои рассказы «Как люди могут позаботиться о чистоте воздуха?»
1) Индивидуальная работа по карточкам.
1.Найдите и обведите кружочком свойства воздуха:
1.пустой
2.бесцветный
3.без запаха
4.без вкуса
5.невидимый
6.глубокий
7.голубой
8.без формы
2. Соедини линиями понятия и их толкование.
Компас воображаемая граница, где небо сходится с землей.
Горизонт прибор, указывающий направление сторон света.
Линия горизонта земная поверхность, которую мы видим вокруг.
3. Продолжи предложение:
План-это ……………………………… .
Рисунок – это …………………………. .
2._Опрос: рассказы «Как люди могут позаботиться о чистоте воздуха?»
Дополнительное задание: назвать свойства воздуха: 1.Воздух прозрачный.
2.Воздух бесцветный.
3.Воздух не имеет формы.
4.Чистый воздух не имеет запаха.
5. Воздух поддерживает горение.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
1. Работа в паре (учитель раздаёт каждой паре листок с текстом).
- Сейчас мы читаем информацию, связанную с темой нашего урока, но там не вся информация правильная, вы должны подчеркнуть то, что на ваш взгляд является неверным.
Проверку осуществляем с записи текста на интерактивной доске.
Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его невозможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.
Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязный воздух. Загрязнение воздуха не угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
- Давайте вместе определим тему урока: Значение воздуха в природе и жизни человека.
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: Каково значение воздуха в природе и жизни человека.
2. Стратегия: «Картинки говорят»
- Запишите свои мнения под картинками (на доске картинки «Заводы и фабрики»// «Люди отдыхают на природе. Разбросанный мусор»).
Учащиеся пишут на маленьких листочках своё мнение о картинке (по вариантам), затем выходят и к доске и зачитывают, делают выводы.
Воздух – самое важное в жизни человека.
Воздух – источник жизни.
Заводы, фабрики необходимо вывести за пределы города.
3.Чтение материала в учебнике с.26-28.
- – Говоря о последнем свойстве воздуха, мы должны помнить о том, что огонь является другом и врагом человека.
Презентация на тему «Огонь-друг и враг человека».
3.Рефлексия. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?
- Назовите:
3 факта, которые вы узнали;
2 вопроса, которые у вас возникли;
1 действие, которое вы можете предпринять в защиту воздуха.
Д/З: знать тему с. 26-28, нарисовать рисунок «Воздух – источник жизни», объяснить его.