Урок познания мира в 4 классе
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель:
Систематизировать и расширить знания о воде. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность, коммуникативные навыки.
Повышать познавательную активность детей, воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
Презентация PowerPoint, мультимедийная установка, капельки воды для рефлексии
Ход урока.
I. Психологический настрой.
Отгадайте загадку и узнайте тему нашего урока.
Я и льдинка голубая
Я и капля дождевая
Я снежинка вырезная
Я по травке разлитая
Кто же я? (Вода)
II. Стадия вызова.
1. Мозговой штурм.
-Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?
-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?
(высказывания детей)
III. Актуализация опорных знаний.
Заполнение таблицы «ЗХУ»
1.Повторяем свойства воды (составляем кластер)
2. Повторяем состояния воды (отгадываем загадки)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)
На дворе лежал горой,
В дом занес, он стал водой.(Снег)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
а пошли искать их днем-
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.
А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)
Распределите отгадки на 3 группы.
3. Групповая работа.
Изобразите Землю в виде круга. Закрасьте части, занятые сушей, коричневым цветом, занятые водой – голубым цветом.
IV. Физминутка.
- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;
в стакане воды, которую поставили в холодильник;
в чайнике, который поставили на огонь.
(Дети должны «изобразить» молекулы)
V. Работа над новым материалом.
1. Просмотр мультфильма «Как вода становится паром».
2. Демонстрация опыта.
Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом.
Пронаблюдайте. Что происходит с водой?
Откуда появились капли на дне тарелки?
(конденсация –охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое)
-А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение осадков)
- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? (слайд №5)
-В природе это называют «круговоротом воды» .
VI.Закрепление.
1 Группа
Прочитайте сказку, изобразите путешествие капельки в виде схемы.
На лесной поляне рос колокольчик. На ночь он закрывался, а на рассвете поднимал свои бутончики к солнцу и в их глубине скапливались капельки росы. В один из бутончиков забрался полакомиться пыльцой большой шмель. От такой тряски капелька росы слетела с цветка, упала на землю и впиталась в нее.
- Как же здесь темно и грязно, я вся испачкаюсь! - возмутилась капелька. Надо срочно отсюда выбираться!
И она потекла туда, где по ее мнению могло быть лучше. Через некоторое время она попала в реку, там ей тоже не понравилось.
- Фи-и, нас здесь так много, я просто сливаюсь со всей этой массой, и потом, куда это мы так несемся!?
Река впала в море, течение унесло капельку севернее, там, где вода превратилась в лед. - Ну наконец-то, покой… А поговорить то не с кем, сонное царство какое-то! Все спят, и меня что-то в сон клонит, и думать совсем не хочется… И она уснула.
Проспала она довольно долго, пока не наступила оттепель. Солнце стало пригревать, лед таять и от тепла капелька испарилась. Она стала подниматься вверх, долетела до белоснежного облака и поудобнее в нем устроилась. Далеко внизу проплывала земля, стемнело, на небе зажглись звезды. Капелька радовалась, она была очень довольна, что выбралась с этой неудобной Земли и так хорошо устроилась. Она глядела на звезды, некоторые из них падали.
- Интересно, почему, когда звезды падают на Землю, их никто не находит?
И тут она заметила, что поблескивает при свете Луны. Невероятная догадка озарила ее:
- Ах! Я – звезда! Вот это да!
Ее всю распирало от гордости! Она стала вертеться и перекатываться по облаку, любуясь своим блеском, и неожиданно сорвалась… Падая, она думала:
- Вот теперь я падающая звезда!
Капелька упала на большой красный цветок и свесилась с его лепестка, чтобы ее блеск был лучше виден…Мимо пролетал жук. Он искал место для ночлега и не обратил внимания на капельку. Капелька не удержалась, слетела с лепестка и упала на землю. - Ну вот, все опять сначала! Теперь понятно, куда деваются падающие звезды! И капелька снова пустилась в путь, но теперь она знала, куда ей стремится – обратно на небо.
2 группа.
Прочитайте текст учебника, составьте простые и сложные вопросы.
3 группа.
Синквейн со словом «Вода»
VII. Итог урока. Рефлексия.
Просмотр фрагмента мультфильма «Заяц Коська и Родничок».
Определение настроения после урока: наклеиваем капельку на радугу или на тучку.