Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Повторение. Имя существительное.»
Составила: учитель начальных классов
Ашимова Толкын Мырзахановна.
г. Семей.
Тема: Повторение . Имя существительное.
Цели: Закрепить общие понятия об имени существительном
Задачи:
1.Закрепить основные орфографические правила правописания в русском языке; учить выделять и объяснять орфограммы в словах; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать речь учащихся; развивать интерес к слову.
3. Воспитывать чувство сотрудничества и коллективизма; воспитывать внимательность
Тип урока: урок повторения знаний, закрепления умений;
Оборудование: наглядность, ребусы, карточки, словарные слова, жетоны, контурное изображение горы.
Этапы и структура урока.
I.Организационный момент.
Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
II. Минутка чистописания.
- Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании
Груз, мороз, арбуз, глаз.
- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?
- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.
- Спишите с доски, продолжив закономерность
сзс З зсз С сзс З
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.
- Назовите слова с парными согласными на конце слова.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, дежурный.
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей.)
– Найдите в словаре и запишите новые слова, которые по смыслу подходят к этой группе. (Директор, инженер, космонавт, шофёр.)
2. Знакомство с этимологией слов «директор», «шофёр».
– Слово «директор» пришло в русский язык в начале XVIII века из латинского языка. В переводе на русский означает «управлять, руководить».
– Слово «шофер» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживал уже машину с мотором, он по-прежнему назывался шофёром.
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке упражняемся в правописании безударных окончаний имён существительных всех трёх склонений, определении падежей. Начинаем подготовку к диктанту.
Игра “Светофор” (да – зелёный, нет – красный)
- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
- У него 5 склонений? (Нет)
- 6 падежей? (Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)
- Запишите в тетрадь слово троллейбус, поставьте ударение и сделайте морфологический разбор.
V. Упражнение в склонении имён существительных во множественном числе. Самостоятельная работа.
– Разгадайте ребусы, просклоняйте существительные.
(поля) (фонари)
VI. Физминутка
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
VII. Работа по учебнику
Выполнение упражнения 247 с. 95.
Прочитайте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и окончания. Определите число, род и падеж имен существительных в первом абзаце. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Медвежья берлога.
От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились березки и елочки.
В ельнике захрустели сухие ветки. Бурый медведь бродил возле елок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошел к красавице сосне, осмотрел ее. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать с лап иголки и мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснет в мягкой постели.
VIII. Физминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
IX. Индивидуальная работа
Уровень 1.
Определите склонение и падеж имен существительных.
Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землей.
Уровень 2.
Определите склонение и падеж имен существительных.
Желтый тополиный лист оторвался от ветки и , покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю.
Уровень 3.
Напишите рассказ об осени из пяти- шести предложений, используя данные слова. (Можно менять форму слова.) Определите склонение и падеж всех имен существительных.
Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.
Игра «Альпинисты».
О п и с а н и е. Класс делится на две команды. На доске контурное изображение горы, по бокам записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.
З а д а н и е. Нужно вставить окончания, указать падеж. Победитель прикрепляет флажок на вершину горы.
X. Домашнее задание: упражнение 248 с. 95
XI. Итог урока.
-Что интересного было на уроке?
-Что вам понравилось?
-Ребята, поднимите карточки зеленого цвета , если урок понравился, а если кому-то из вас было трудно, поднимите красную карточку.
Молодцы!