Цели урока: 1. Обобщение и систематизация изученного по теме: « Имя существительное»;
2.Развитие устной и письменной речи у учащихся;
3. Воспитание эстетического чувства;
Оснащение: Учебный комплекс, карточки, презентация « Имя существительное», Картина В. Серова « Девочка с персиками»;
Оргмомент: Я приветствую всех гостей и вас дорогие ребята! Очень надеюсь на взаимную поддержку!
Повторение : Работа с карточками.
Блиц- опрос: Имя существительное- это...
Работа с презентацией « Домик под названием « Имя существительное»;
Ход урока: Ребята, помогите мне , как правильно написать окончания.
Тепл.?.. хлеб; красив..?. речь
Северн.?.. олень; детск...? нежность;
На доске: ел- ель ; мел-мель; посмотрите, какие чудеса может творить Мягкий знак! А сегодня мы научимся как же можно определить род имен существительных с Ь знаком на конце.
Работа по схеме: Имена существительные с Ь знаком на конце могут быть:
И.сущ
М.р Ж.р
Олень речь
день нежность
Но как же определить род???? Есть помощник!
----------- и.сущ м.р Я конь- коня;
----------и.сущ. ж.р и мышь- мыши;
Таким образом, мягкий знак –волшебный знак!
Чтение правила по учебнику,осмысление.
Выполнение тренировочного упражнения № 342;
Работа над презентацией. Выполнение творческого задания. № 348;
Поиграем! Игра « Телефон».2 команды. Работа над фразами « Я учусь хорошо»; « Какой сегодня теплый день!»;
Словарная работа: меценат-покровитель искусства;
Колорит- соотношение красок в картине;
Деталь- мелочь, подробность, на какую падает смысловая нагрузка;
Рассказ за ранее подготовленного ученика о художнике.
Работа с картиной. В усадьбе Абрамцево, которая принадлежит меценату Савве Мамонтову, зрители впервые увидели эту картину. И сразу оценили ее самой красивой картиной.- А вы согласны с этой точкой зрения, что по вашему делает картину красивой?
--- Нежный, солнечный , розовый колорит. Вглядитесь в прекрасную картину. И мы прочитаем язык великого художника. Что же он хотел сказать? Попытаемся « прочитать портрет Верочки Мамонтовой совсем другим путем.
----- В центре картины? Человек!
Попробуем войти в картину через художественную деталь.
Она поможет понять смысл картины. Давайте найдем не совсем главные детали картины—тарелка, спинки стульев, открытая комната, цвет волос девочки.
----- Самая главная деталь- персики на столе.
Задание: Опишите персики. Золотисто -розовые, с шелковистой кожицей. Лежат они два поодаль один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке.
Два персика с зелеными бочками.( как будто они одели кафтаны) Почему она держит этот персик? Самый спелый, оранжевый в руках у девочки. От персиков падает на стол тень, от этого они кажутся -- Какими?
Все и неглавные и главные детали помогли нам увидеть очарование отрочества и юности
Свежесть ?
Естественность? Какого рода?
Творческое задание по теме.
Чтение примеров. И.сущ-ые с м.р и и.сущ- ые с ж.р. с Ь знаком на конце.
- Обобщение темы урока. Определите род имен существительных:
- Пыль-пыли
- Тень-тени
- Печь-печи
- Пень- пня
- Корень- корня
- Степь -степи
- Мышь-мыши
Запомни!!!!
- Названия всех месяцев, оканчивающихся на ь знак – мужского рода
- Названия животных ,птиц и рыб с ь на конце относятся к мужскому роду
- Приведите пример. ????????????
- Выводы по уроку:
- Надо запомнить , что существительные оканчивающиеся на я- м. р, а на и- ж.р
Д.З= Написать сочинение- описание по картине « Девочка с персиками».
Упр№№350,353;