kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи "

                                                                                                                                      Выполнила:  Гук Елена Владимировна

                                                                                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                          МБОУ СОШ №60

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: С. И. Львова, В.В. Львов. Русский язык: учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 3 ч. – М: Мнемозина, 2011год

4. Тема урока: "Имя существительное как часть речи"

5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений  обучающихся по теме " Имя существительное как часть речи "

7. Задачи урока:

образовательные: углубление знаний об имени существительном,  повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач;  совершенствование умений работать со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), развитие навыков совместной работы в парах; развитие аналитико-синтетических способностей обучающихся; повышение их познавательного интереса; формирование навыков учебного сотрудничества.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, умение корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. Планируемые результаты:

предметные:

знать: основные понятия грамматики, вопросы, на которые отвечают имена существительные и другие самостоятельные части речи,

уметь: определять части речи и их морфологические признаки;

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?);

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки части речи.

10. Межпредметные связи: литература.

11.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации,  конструирование проблемной ситуации  как основы эффективной образовательной деятельности на уроке; использование интерактивных форм обучения.

12. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ И  ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Организационный

Цель:подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

 -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Чтобы определить то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, послушайте стихотворение.

Читает стихотворение Ек. Жуковской

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь  я по числам и по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я.(существительное).

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока (Работа со слайдом №1)

Работа с цитатой Г.Успенского: «Имя существительное – это хлеб языка». Согласны ли вы с высказыванием лингвиста? (Работа со слайдом №2)

Продолжите предложение «Имя существительное – это…» Работа со слайдом №3)

Проверка д\з-упр.727-назвать существительные.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.

Называют тему урока:

 " Имя существительное как часть речи ".

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". »

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи "

Выполнила: Гук Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №60


1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: С. И. Львова, В.В. Львов. Русский язык: учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 3 ч. – М: Мнемозина, 2011год

4. Тема урока: "Имя существительное как часть речи"

5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное как часть речи "

7. Задачи урока:

образовательные: углубление знаний об имени существительном, повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач; совершенствование умений работать со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), развитие навыков совместной работы в парах; развитие аналитико-синтетических способностей обучающихся; повышение их познавательного интереса; формирование навыков учебного сотрудничества.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, умение корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. Планируемые результаты:

предметные:

знать: основные понятия грамматики, вопросы, на которые отвечают имена существительные и другие самостоятельные части речи,

уметь: определять части речи и их морфологические признаки;

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?);

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки части речи.

10. Межпредметные связи: литература.

11.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке; использование интерактивных форм обучения.

12. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный


Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Чтобы определить то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, послушайте стихотворение.

Читает стихотворение Ек. Жуковской

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь я по числам и по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока (Работа со слайдом №1)

Работа с цитатой Г.Успенского: «Имя существительное – это хлеб языка». Согласны ли вы с высказыванием лингвиста? (Работа со слайдом №2)

Продолжите предложение «Имя существительное – это…» Работа со слайдом №3)

Проверка д\з-упр.727-назвать существительные.


Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.













Называют тему урока:

" Имя существительное как часть речи ".

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Актуализация знаний.


Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Предлагает вспомнить все известные орфограммы.

Проводит словарную работу

Птички распевают в чащобе и прибрежных зарослях, оттает сугроб, прикоснулся луч солнца, синева весенних небес, прорастает из-под снега, шёпот и шорох тростника, разлив неширокой речонки, просыпается медвежонок, ночь без туч, преобладает радостное чувство.

Организует интерактивную работу с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.

Можно ли написанный вами диктант считать текстом? Но ведь он объединен общей темой?

Какие части речи преобладают в диктанте? Сколько их ? - 18 из 33

Как вы думаете, почему?

(Работа со слайдом № 4-5)

Интерактивная работа.

Самопроверка и взаимопроверка


Отвечают на вопросы.

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).

4.

Обобщение и систематизация знаний.


Цель: воспроизвести ранее изученное, развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Организует работу в группах по рядам.

По каким признакам делятся имена существительные?

Род -?

Число-?

Склонение-?

Одушевлённые и неодушевлённые-?(Медвежонок и плюшевый медвежонок)

Нарицательные и собственные-? Нет имён собственных (Работа со слайдом № 6)

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.

Работают в группах


Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).


Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.



Организует " Грамматическую зарядку"- динамическую паузу (с помощью мяча и вставания из-за парт)

Я буду называть имена нарицательные, а вы –собственные.

Город, река, деревня, озеро, журнал, поэт, сказочник, книга, сказка, мультфильм, газета, праздник. (Работа со слайдом №7)

Выполняют упражнения


Обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок (К).


5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.


Цель:

закрепить полученные знания


























Работают со стих А.Фета

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,


Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,


Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна


Выписать строго по порядку:

1. (по рядам) сущ. 1,2,3 склонения по 5 слов

2. Сущ. только ед. числа: мощь, свет, пух, мгла, жар – 5 слов

3. Какие их этих сущ. в зависимости от контекста могут быть и нарицательными и собственными?

Света -1 слово

4. Составьте предложения с такими словами.

Например: Серёжка увидел распустившуюся берёзовую серёжку. (Работа со слайдом № 8)

Прочитывают хором или про себя, соблюдая интонацию.





















Работают с текстом.


Работают самостоятельно, сверка с эталоном.


Умение оценивать действие одноклассников (К).

Умение анализировать информацию. (П).

Умение применять полученные знания на практике.(Р).



6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Цель: коррекция знаний

Организует парную работу.





Организует взаимопроверку работ.

(Работа со слайдом № 9,10)

Работа с тестом.





Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).

7.

Домашнее задание

( записано на доске).

Комментирует ДЗ по группам.

Упр. 736 (сочинение-миниатюра «Коробка с подарками») или 739 (объяснение лексического значения имён существительных)

(Работа со слайдом № 11)

Записывают ДЗ в дневники.


8.

Рефлексия учебной деятельности.


Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

( + - справился хорошо

+- - думаю, что допустил ошибки

- - мне трудно, я пока не справился.)

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

(Работа со слайдом № 12)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).







Приложение № 1. Презентация " Синтаксис и пунктуация"


Слайд 1. К.Г.Паустовский: "Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться".

А.П.Чехов:"Знаки препинания служат нотами при чтении".

Слайд 2: Словарная статья слова "Нота".

Нота - 1). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2). Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.

А тон речи - это интонация, манера произношения.

Слайд 3: Закончи предложение....

синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются....

словосочетание -это....

словосочетание состоит из....

предложение - это.....

по цели высказывания предложения бывают...

по интонации предложения бывают...

по составу предложения бывают..

простое предложение - это...

сложное предложение -это...

по наличию второстепенных членов.....

предложение может быть осложнено....

Слайд 4: Знаете ли вы, что.... знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие, имеют общее значение остановки. Чтобы поставить запятую, нужно пнуть пером в бумагу. Точка, ткнуть - однокоренные слова. " Вот тут-то и запятая".

Слайд 5: Упражнение 1.

1). Ребята, а вы знаете историю знаков препинания?

2). Ребята нашего класса знают историю знаков препинания.

Слайд 6: Упражнение 2.

1). У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.

2). Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.

Слайд 7: Рефлексия, итог урока.

Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли?

Какие пунктограммы повторили?

Какие задачи ставили и достигли ли цели урока?

Мне понравилось потому что..

Мне не понравилось, потому что....

Приложение 2. "Визитные карточки для работы в группах".


Словам раскрывают объятья:

- Ждем вас в гости, милые братья.

Всегда подслушать норовят,

То, что другие говорят

На крохотное ушко

Похожа завитушка

Выйдет на дорожку -

Всем подставит ножку.

Мной кончается рассказ.

Значит я важнее вас!

Ляжет палочкой на строчку

- Проходите по мосточку.

Я важней чем запятая:

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Вечно думаю над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Стоят три кумушки рядком.

Ведут беседу,

Но - тайком,

Какими-то далекими туманными намеками.

Словам раскрывают объятья:

- Ждем вас в гости, милые братья


Приложение 3:

Упражнение 3. Расставь знаки препинания в предложении, выделить грамматическую основу, построить схему, объяснить выделенные орфограммы.

Люди обрывают ягоды рябины после заморозков, когда ягоды приобретают горьковатый вкус.

Большая туча прорвалась, и полил дождь.


ДЗ на доске. Сильным - составить предложение с 5-6 знаками препинания. Всем: устное сочинение на лингвистическую тему (план прилагается)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи".

Автор: Гук Елена Владимировна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства