Урок: Русский язык.
Класс: 2.
Тема: Изменение имён существительных по числам.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения урока: урок-сказка «Три богатыря».
Используемая технология на уроке: игровая технология, ИКТ.
Методы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии; самостоятельная и индивидуальная работа; работа в группах, парах; комфортность обучения.
Цель урока: формирование знаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторение изученного материала об имени существительном; одушевленные и неодушевленные; имена собственные и нарицательные.
Задачи урока:
- познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа;
- развивать монологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;
- воспитывать чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
Оборудование: карточки со словами; указка с бабочкой; орфографические словарики, картинки с группой слов во множественном и в единственном числе, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок. Начинается урок.
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно,
работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок-сказка, где мы встретимся с главными героями и познакомимся с новой темой, узнаем много интересного.
- Мобилизующий этап. Логическое задание.
Определите главное слово нашего урока с помощью написанных букв. (Имя существительное)
3. Воспроизведение опорных знаний.
Учитель: Мы отправляемся вместе богатырями в дальнее путешествие за моря, океаны. Найти и вернуть сокровища казны, которое похитил Соловей-разбойник. Стали они собираться в путь далёкий.
а) Дидактическая игра «Да-Нет» (используя сигнальные карточки).
- Имя существительное – самостоятельная часть речи?
- Имя существительное обозначает признак предмета?
- Имя существительное обозначает предмет?
- Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как?
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос Что?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?
Учитель: Едут богатыри, по сторонам оглядываются. Появился на пути наших богатырей камень, на котором было задание.
б) Дидактическая игра «Кто? Что?» (укажи одушевлённые и неодушевлённые имена существ.) Девочка, кошка, компьютер, змея, цветы, тучи, трактор, бабочка, солнце, дом, море.
Учитель: Долго ли, коротко ли, повстречался богатырям Змей-Горыныч, которой узнал о беде и решил помочь богатырям.
в) Работа в парах «Лови ошибку»
- Наш шарик поймал воздушный шарик.
- Иван блинов съел много блинов.
- Коля арбузов купил шесть арбузов.
4. Физминутка для глаз.
Прилетела бабочка, села на указку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.
5. Изучение новой темы.
Учитель: Пока богатыри в поисках сокровищ, а в это время наша Алёнушка прибежала к князю Владимиру узнать новости, происходящие во дворце. Князь ей поведал такую историю.
1. Объяснение.
Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Например: гриб – грибы, туча – тучи, дуб – дубы, тетрадь – тетради.
Учитель: Алёнушка узнала историю, кто спрятал сокровища и где нужно их искать. Отправила она письмо с голубем Илью Муромцу.
2. Дидактическая игра «В каких окнах зажгутся огни?»
(Найти слова во множественном числе: цветы, береза, ромашки, поле, грибы, лес, медведи, дорога, роса, рыбы, двери, глаза).
3. Чистописание.
- Подготовка руки к письму. Запись числа.
Учитель: Отстал в чистом поле Илья Муромец от других богатырей. Да вдруг находит он задание.
4. Работа по учебнику. Чтение правила.
- Упражнение №443 стр. 175 (комментированное письмо).
Учитель: А тем временем Любавушка решила собрать гостинцы для наших богатырей.
- Упражнение №444 стр. 176 (работа по вариантам).
Вывод: имена сущ. изменяются по числам. И могут иметь формы единственного и множественного числа.
5. Закрепление.
- Творческая работа.
Учитель: Как узнал князь Владимир, что богатыри хотят изловить Соловья-разбойника и помчался во весь дух, посмотреть на их удаль молодецкую, силушку богатырскую. Да заблудился в лесу. Помогите ему выйти из леса.
– Прочитайте текст. Определите, о каком зверьке идет речь. (Белка)
...всю зиму ж(и/ы)вет (на) растительной пище. Ест заготовленные (с) ос(е/и)ни грибы и ягоды. Лущит (о/а)решки. А весной любит полакомиться м(я/и)сным блюдом.
– Какие орфограммы встретились?
– Назовите имена сущ. мн.ч. назовите имена сущ. ед.ч.
Учитель: Вот подъехал Добрыня Никитич на своём богатырском коне, чтобы узнать, где прячется Соловей-разбойник. Нашёл свёрток с загадками. Ребята, помогите отгадать. Превратите имена существительные единственного числа во множественное.
- Отгадывание загадок.
- Я — чёрный, красный, жёлтый, синий, с начинкой твердой в древесине. Я с острым ножиком дружу и что хочу — изображу (Карандаш).
- Что за комната такая — очень светлая, большая,
Парты ровными рядами, а за партами мы сами? (Класс) - Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней — станешь в десять раз умней (Книга). - Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь (Компас). - Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я? — ... (Линейка). - Есть друзья, такая птица: если сядет на страницу,
Очень рад бываю я, а со мною вся семья (Оценка). - Те, кто пишут, те, кто трут в этом домике живут. Ну а домик всю неделю носим мы с собой в портфеле (Пенал).
- В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки (Страницы).
- То я в клетку, то в линейку, ты писать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать, что такое я? — ... (Тетрадь).
- Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете (Цифры).
Учитель: Нашли богатыри Соловья-разбойника, да отняли у него сокровища. А его супостата отправили в дальнее плавание, чтобы не мешал жить да поживать добрым людям. А сокровища они вернули в казну государства.
6. Итог урока.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового узнали об имени существительном?
7. Домашнее задание.
Упражнение №447 страница 176.
Оценки за урок.