kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: Русский язык.

Класс: 2.

Тема: Изменение имён существительных по числам.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения урока: урок-сказка «Три богатыря».

Используемая технология на уроке: игровая технология, ИКТ.

Методы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии; самостоятельная и индивидуальная работа; работа в группах, парах; комфортность обучения.

Цель урока: формирование знаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторение изученного материала об имени существительном; одушевленные и неодушевленные; имена собственные и нарицательные.

Задачи урока:

  • познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;
  • воспитывать чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.

Оборудование: карточки со словами; указка с бабочкой; орфографические словарики, картинки с группой слов во множественном и в единственном числе, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

    Прозвенел звонок. Начинается урок.

  - Ребята, сейчас у нас урок  русского языка. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно,  

    работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок-сказка, где мы встретимся с главными героями  и  познакомимся с новой темой,  узнаем много интересного.

  • Мобилизующий этап. Логическое задание.

Определите главное слово нашего урока с помощью написанных букв. (Имя существительное)

3. Воспроизведение опорных знаний.

Учитель: Мы отправляемся вместе богатырями в дальнее путешествие за моря, океаны. Найти и вернуть сокровища казны, которое похитил Соловей-разбойник. Стали они собираться в путь далёкий.

а) Дидактическая игра «Да-Нет»    (используя сигнальные карточки).

  • Имя существительное – самостоятельная часть речи?
  • Имя существительное  обозначает признак предмета?
  • Имя существительное обозначает  предмет?
  • Имя существительное  отвечает на вопросы где? куда?  когда? откуда? как?
  • Имя существительное  отвечает на вопросы кто? что?
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос Что?
  • Одушевленные  существительные  отвечают на вопрос КТО?

Учитель: Едут  богатыри, по сторонам оглядываются. Появился на пути наших богатырей камень, на котором было задание.

б) Дидактическая игра «Кто? Что?»  (укажи одушевлённые и неодушевлённые имена существ.)  Девочка, кошка, компьютер, змея, цветы,  тучи, трактор, бабочка, солнце, дом, море.

Учитель: Долго ли, коротко ли, повстречался богатырям Змей-Горыныч, которой узнал о беде и решил  помочь богатырям.

в) Работа в парах «Лови ошибку»

  • Наш   шарик   поймал  воздушный шарик.
  • Иван блинов  съел много блинов.
  • Коля  арбузов купил шесть арбузов.

4. Физминутка для глаз.

Прилетела бабочка, села на указку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.

5. Изучение новой темы.

Учитель: Пока богатыри в поисках сокровищ, а в это время наша Алёнушка прибежала к князю Владимиру  узнать новости, происходящие во дворце. Князь ей поведал такую историю.

1. Объяснение.

Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Например: гриб – грибы, туча – тучи, дуб – дубы, тетрадь – тетради.

Учитель: Алёнушка узнала историю, кто спрятал сокровища и где нужно их искать. Отправила она письмо с голубем Илью Муромцу.

2. Дидактическая игра  «В каких окнах зажгутся огни?»  

    (Найти слова во множественном числе: цветы, береза, ромашки, поле, грибы, лес, медведи, дорога, роса, рыбы, двери, глаза).

3. Чистописание.

  • Подготовка руки к письму.  Запись числа.

Учитель: Отстал  в чистом поле Илья Муромец  от других богатырей. Да вдруг находит он  задание.

4. Работа по учебнику. Чтение правила.

  • Упражнение №443 стр. 175 (комментированное письмо).

Учитель: А тем временем Любавушка  решила собрать гостинцы для наших богатырей.

  • Упражнение №444 стр. 176 (работа по вариантам).

Вывод: имена сущ. изменяются по числам. И могут иметь формы единственного и множественного числа.

5. Закрепление.

  • Творческая работа.

Учитель: Как узнал князь Владимир, что богатыри хотят изловить Соловья-разбойника и помчался во весь дух, посмотреть на их удаль молодецкую, силушку богатырскую. Да заблудился в лесу. Помогите ему выйти из леса.

– Прочитайте текст. Определите, о каком зверьке идет речь. (Белка)

...всю зиму ж(и/ы)вет (на) растительной пище. Ест заготовленные (с) ос(е/и)ни грибы и ягоды. Лущит (о/а)решки. А весной любит полакомиться м(я/и)сным блюдом.

– Какие орфограммы встретились?

– Назовите имена сущ. мн.ч. назовите имена сущ. ед.ч.

Учитель: Вот подъехал Добрыня Никитич на своём богатырском коне, чтобы узнать, где прячется Соловей-разбойник. Нашёл свёрток с загадками. Ребята, помогите отгадать. Превратите имена существительные единственного числа во множественное.

  • Отгадывание загадок.
  1. Я — чёрный, красный, жёлтый, синий, с начинкой твердой в древесине. Я с острым ножиком дружу и что хочу — изображу  (Карандаш).
  2. Что за комната такая —  очень светлая, большая,
    Парты ровными рядами,  а за партами мы сами?  (Класс)
  3. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
    Ты беседуй чаще с ней — станешь в десять раз умней (Книга).
  4. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
    Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь (Компас).
  5. Я люблю прямоту,  я сама прямая.
    Сделать новую черту всем я помогаю.
    Что-нибудь без меня  начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья, кто же я? — ... (Линейка).
  6. Есть друзья, такая птица: если сядет на страницу,
    Очень рад бываю я, а со мною вся семья (Оценка).
  7. Те, кто пишут, те, кто трут в этом домике живут. Ну а домик всю неделю носим мы с собой в портфеле (Пенал).
  8. В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки (Страницы).
  9. То я в клетку, то в линейку, ты писать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать, что такое я? — ... (Тетрадь).
  10. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти  сосчитают всё на свете (Цифры).

Учитель: Нашли богатыри Соловья-разбойника, да отняли у него сокровища. А его супостата отправили в дальнее плавание, чтобы не мешал жить да поживать добрым людям. А сокровища они вернули в казну государства.

6. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового узнали об имени существительном?

7. Домашнее задание.

    Упражнение №447   страница 176.

Оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". »

Урок: Русский язык.

Класс: 2.

Тема: Изменение имён существительных по числам.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения урока: урок-сказка «Три богатыря».

Используемая технология на уроке: игровая технология, ИКТ.

Методы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии; самостоятельная и индивидуальная работа; работа в группах, парах; комфортность обучения.

Цель урока: формирование знаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторение изученного материала об имени существительном; одушевленные и неодушевленные; имена собственные и нарицательные.

Задачи урока:

  • познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа;

  • развивать монологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;

  • воспитывать чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.

Оборудование: карточки со словами; указка с бабочкой; орфографические словарики, картинки с группой слов во множественном и в единственном числе, презентация к уроку.


Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

 Прозвенел звонок. Начинается урок.

- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно,

работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок-сказка, где мы встретимся с главными героями и познакомимся с новой темой, узнаем много интересного.

  • Мобилизующий этап. Логическое задание.

Определите главное слово нашего урока с помощью

написанных букв. (Имя существительное)


3. Воспроизведение опорных знаний.

Учитель: Мы отправляемся вместе богатырями в дальнее путешествие за моря, океаны. Найти и вернуть сокровища казны, которое похитил Соловей-разбойник. Стали они собираться в путь далёкий.

а) Дидактическая игра «Да-Нет» (используя сигнальные карточки).

  • Имя существительное – самостоятельная часть речи?

  • Имя существительное обозначает признак предмета?

  • Имя существительное обозначает предмет?

  • Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как?

  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос Что?

  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?


Учитель: Едут богатыри, по сторонам оглядываются. Появился на пути наших богатырей камень, на котором было задание.

б) Дидактическая игра «Кто? Что?» (укажи одушевлённые и неодушевлённые имена существ.)

Девочка, кошка, компьютер, змея, цветы, тучи, трактор, бабочка, солнце, дом, море.


Учитель: Долго ли, коротко ли, повстречался богатырям Змей-Горыныч, которой узнал о беде и решил помочь богатырям.

в) Работа в парах «Лови ошибку»

  • Наш шарик поймал воздушный шарик.

  • Иван блинов съел много блинов.

  • Коля арбузов купил шесть арбузов.

4. Физминутка для глаз.

Прилетела бабочка, села на указку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.


5. Изучение новой темы.

Учитель: Пока богатыри в поисках сокровищ, а в это время наша Алёнушка прибежала к князю Владимиру узнать новости, происходящие во дворце. Князь ей поведал такую историю.

1. Объяснение.

Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Например: гриб – грибы, туча – тучи, дуб – дубы, тетрадь – тетради.


Учитель: Алёнушка узнала историю, кто спрятал сокровища и где нужно их искать. Отправила она письмо с голубем Илью Муромцу.


2. Дидактическая игра «В каких окнах зажгутся огни?»

(Найти слова во множественном числе).


3. Чистописание.

  • Подготовка руки к письму. Запись числа.


Учитель: Отстал в чистом поле Илья Муромец от других богатырей. Да вдруг находит он задание.

4. Работа по учебнику. Чтение правила.

  • Упражнение №443 стр. 175 (комментированное письмо).


Учитель: А тем временем Любавушка решила собрать гостинцы для наших богатырей.

  • Упражнение №444 стр. 176 (работа по вариантам).

Вывод: имена сущ. изменяются по числам. И могут иметь формы единственного и множественного числа.


5. Закрепление.

  • Творческая работа.

Учитель: Как узнал князь Владимир, что богатыри хотят изловить Соловья-разбойника и помчался во весь дух, посмотреть на их удаль молодецкую, силушку богатырскую. Да заблудился в лесу. Помогите ему выйти из леса.

– Прочитайте текст. Определите, о каком зверьке идет речь. (Белка)

...всю зиму ж(и/ы)вет (на) растительной пище. Ест заготовленные (с) ос(е/и)ни грибы и ягоды. Лущит (о/а)решки. А весной любит полакомиться м(я/и)сным блюдом.

– Какие орфограммы встретились?

– Назовите имена сущ. мн.ч. назовите имена сущ. ед.ч.

Учитель: Вот подъехал Добрыня Никитич на своём богатырском коне, чтобы узнать, где прячется Соловей-разбойник. Нашёл свёрток с загадками. Ребята, помогите отгадать. Превратите имена существительные единственного числа во множественное.

  • Отгадывание загадок.

  1. Я — чёрный, красный, жёлтый, синий, с начинкой твердой в древесине.
    Я с острым ножиком дружу и что хочу — изображу (Карандаш).

  2. Что за комната такая — очень светлая, большая,
    Парты ровными рядами, а за партами мы сами? (Класс)

  3. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
    Ты беседуй чаще с ней — станешь в десять раз умней (Книга).

  4. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
    Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь (Компас).

  5. Я люблю прямоту, я сама прямая.
    Сделать новую черту всем я помогаю.
    Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья, кто же я? — ... (Линейка).

  6. Есть друзья, такая птица: если сядет на страницу,
    Очень рад бываю я, а со мною вся семья (Оценка).

  7. Те, кто пишут, те, кто трут в этом домике живут.

Ну а домик всю неделю носим мы с собой в портфеле (Пенал).

8. В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки (Страницы).

9. То я в клетку, то в линейку, ты писать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать, что такое я? — ... (Тетрадь).

10. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки
Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете (Цифры).


Учитель: Нашли богатыри Соловья-разбойника, да отняли у него сокровища. А его супостата отправили в дальнее плавание, чтобы не мешал жить да поживать добрым людям. А сокровища они вернули в казну государства.

6. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового узнали об имени существительном?

7. Домашнее задание.

Упражнение №447 страница 176.


Оценки за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам".

Автор: Носова Надежда Николаевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по числам" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "157263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421577515"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "140221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417893903"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока  по теме «Изменение имён существительных по падежам» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "115444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411991413"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства