Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Цели урока:
Обучающая: объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.
Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о -н-, -нн-, в суффиксах этой части речи.
2. Актуализация знаний
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока. Какую тему мы изучали? (На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»).)
Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему, проведем цифровой диктант. Если в суффиксе следует писать О, ставьте цифру 1, если Е – 2
Цифровой диктант:
Камышовый, ключевой, речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный.
Ключ: 1,2,2,2,1,1, 2,2, 2, 2
Самопроверка по слайду №2. учащиеся сами ставят оценки, «5»-ошибки отсутствуют, «4»-одна ошибка, «3»- 2 ошибки, «2» - три и более ошибки.
Повторение орфограммы №37
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, сложение)
Взгляните на доску, прочитайте предложения (слайд №3)
1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.
2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).
Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)
4. Объяснение нового материала.
Посмотрите ещё раз на слова (слайд №4) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?
Учащиеся пытаются сформулировать правило, далее чтение теоретического материала на странице 132, параграф 56.
Схема орфограммы представлена в презентации (слайд №5)
Н
НН
от существительных
-ИН- гусИНый
-АН- песчАНый
-ЯН- землЯНой
Запомни! оловЯННый
стеклЯННый
деревЯННый
от существительных
-ЕНН- обедЕННый
-ОНН- кухОННый
Запомни! ветрЕНый
Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий
от существительных
с основой на Н+ -Н-
осеННий
барабаННый
5. Закрепление изученного материала
1) Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей (ученики получают раздаточный материал, для проверки – слайд №6).
Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви.ое семейство, тополи.ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.
2) Выполнение упражнения 321, страница 134. Нужно выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна Н, а потом прилагательные с двумя Н в суффиксе. Какие слова вы не выписали? Почему?
У доски работают два ученика, остальные самостоятельно в тетрадях.
3) Работа с текстом (слайд №7)
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.
- Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря )
- Определите стиль этого текста. (Художественный).
- Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты).
- Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице (слайд №8)
-Н-
-НН-
Правило
Пример
Правило
Пример
Должна получиться следующая таблица (слайд№ 9)
-Н-
-НН-
Правило
Пример
Правило
Пример
-ан-
песчаному
сущ.-Н+ -Н-
пустынная
исключение
ветреный
-енн-
торжественную
-ян-
серебряными
-ян-
водяные
-ин-
пчелиный
4)Творческое задание.
Ученикам представляется репродукция картины (слайд №10) Нужно описать данную репродукцию, составив словосочетания, предложения или небольшой текст с использованием прилагательных с одной и двумя н в суффиксах.
6.Подведение итогов урока и выставление оценок
- От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)
- Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)
- Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН- и в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)
7.Домашнее задание: параграф 56, упражнение 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами – н-, -ан-(-ян-) или –енн-.
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Цели урока:
Обучающая: объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.
Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».