kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Начальная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 4

ТЕМА: « Неопределенная форма глагола».

ТИП УРОКА: урок- повторение пройденного материала и дополнение новым материалом по теме  «Неопределенная форма глагола»

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Цели: - вспомнить особенности глаголов неопределенной формы,

- развивать умение правильно ставить к глаголу вопрос что делать? или что сделать?,

- повторить какие орфограммы встречаются в неопределенных формах глагола,

- запомнить памятку нахождения неопределенной формы глагола

УУД:

  1. умение  находить в тексте глаголы неопределенной формы и правильно ставить к ней вопрос (познавательные универсальные действия);
  2. умение сравнивать, обобщать классифицировать, делать выводы (общеучебные универсальные действия);
  3. умение добывать дополнительную информацию (познавательные универсальные действия);
  4. умение самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью (регулятивные действия);
  5. умение сотрудничать в группах, в парах (коммуникативные действия);

Пропедевтика: неопределенная форма глагола и ее роль.

Оборудование:
• мультимедийное оборудование и компьютерная презентация (Microsoft Power Point);

• интерактивная доска;

• программа для начальной школы «Уроки русского языка»;

• Русскии язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 4-е изд. – Москва.: Просвещение, 2008. – 175 с.

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин)
  2. Включение в учебную деятельность (4 мин)
  3. Актуализация знаний (7 мин)
  4. Проверка домашнего задания (5 мин)
  5. Работа по теме урока (6 мин)
  6. Физкультминутка (2 мин)
  7. Продолжение работы по теме урока (10 мин)
  8. Итог урока (2 мин)
  9. Домашнее задание (3 мин)

 

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приме-чание

I

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день, скоро наступят каникулы! А в какое время года у нас с вами самые большие каникулы?

Правильно, а кто мне скажет что же такое лето?

И так, скоро у нас еще и конец четверти, поэтому нужно хорошо потрудиться перед каникулами. Все ли сегодня готовы к уроку?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствие учителя.

Летом.

Самое теплое время года, наступающее вслед за весною и сменяющееся осенью.

Рассматривают на доске репродукции картин на тему «Лето».

Да.

Открывают тетради и записывают.

II

Включение в учебную деятельность

Сейчас я вам зачитаю небольшое стихотворение, которое называется «Сладкая мечта!». Вы внимательно послушайте, может кто-то из вас поймет, о чем сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор.

Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго – долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

Что вы заметили, прослушав стихотворение?

(Подведение учащихся к теме урока).

А что это за глаголы. Может кто – то мне скажет?

Что нужно сделать, что бы узнать что это за глаголы?

Правильно. Катя, попробуй ответить на этот вопрос.

Умничка, Катя, садись.

И так, о чем же сегодня на уроке мы будем вести разговор? Дима нам ответит.

Дети внимательно слушают учителя.

В стихотворении встречаются много глаголов.

Предположения детей.

С начала нужно задать вопрос.

Катя отвечает: это глаголы, если мы возьмем глагол мечтать или, например, достать, то они отвечают на вопрос что делать? Это глаголы неопределенной формы, потому что они отвечают на вопросы что делать? или что сделать?

Сообщение темы и целей урока.

Дима: Сегодня на уроке мы будем говорить о неопределенной форме глагола.

III

Актуализация знаний

 Выпишите себе в тетрадь все глаголы неопределенной форме из стихотворения и задайте вопросы к ним.

Учитель ходит по классу, проверяя работу детей.

По каким же вопросам мы узнаем неопределенную форму глагола? Ваня.

Как вы думаете, есть ли у неопределенной формы глагола другие названия, если есть, то какие? Даша.

Умница, Даша.

 Ребята, а вы все знали об этом?

Постарайтесь это запомнить. Хорошо?

Молодцы, ребята, двигаемся дальше, а у меня для вас задача посложней. Скажите мне в каких глаголах неопределенной формы всегда на конце пишется ь?

Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились

Учащиеся письменно выполняют работу.

По окончанию работы один человек зачитывает все глаголы неопределенной формы. Коллективная проверка (ХЛОПКИ).

Ваня: неопределенная форма отвечает на вопросы что делать? или что сделать?

Даша: Неопределенную форму глагола называют еще начальная форма или инфинитив.

Нет.

Да.

Ответы детей.

В неопределенной форме глагола, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.

IV

Проверка домашнего задания

А сейчас, ребята, давайте с вами проверим как вы справились с домашним заданием.

Какое домашнее задание у вас было?

Какие существительные вам были даны?

Кто из вас не справился с домашним заданием? Какие трудности возникли при его выполнении?

Давайте возьмем первое существительное и зачитаем все глаголы, которые вы подобрали к нему.

Молодцы, ребята, все справились с домашним заданием. Остальные глаголы я проверю в ваших тетрадях. Сдаем тетради на проверку.

Дети активно работают

Наше домашнее задание – как можно больше к существительным подобрать глаголы.

Врач_______

Снег________

Котенок______

Мама________

Папа_________

Ответы детей

Ответы детей:

Врач (лечит, слушает, смотрит, обследует, выписывает, назначает).

Дети сдают тетради на проверку.

V

Работа по теме урока

А сейчас, ребята, давайте выполним упражнение 26 на странице 63. Дима прочитай нам задание.

Спасибо, Дима. И так, ребята, прежде чем мы с вами приступим к выполнению упражнения давайте  с вами вспомним памятку: Как найти неопределенную форму глагола.

Все прочитали?

А теперь постарайтесь, не подсматривая, пересказать.

Учитель спрашивает учащихся.

Молодцы, ребята, приступаем к выполнению упражнения.

7 учеников выходят к доске и разбирают по 1 словосочетанию.

Затем, после выполнения работы учитель вызывает еще 7 человек и они проверяют правильно ли выполнено задание. Если необходимо, то возможны поправки и дополнения учителя (коррекция)

Молодцы, все справились с заданиями.

Дима: Прочитайте словосочетания. Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей

 –ся(-сь). Проверьте их правописание по словарю и запишите.

Учащиеся читают памятку.

Да.

Ответы детей.

Дети активно работают.

Дети самостоятельно работают у доски.

Использование интерактивной доски (подсказка)

VI

Физкультминутка

А теперь давайте немножко отдохнем.

Наши ручки

 Руки кверху поднимаем,

 А потом их отпускаем.

 А потом их развернем

 И к себе скорей прижмем.

 А потом быстрей, быстрей

 Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

 Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем

 И вновь писать начнем.

Дети выполняют физкультминутку.

VII

Продолжение работы по теме урока

Молодцы, ребятки. Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

Пускать пыль в глаза –

Зарубить на носу –

Держать язык за зубами –

Вешать нос –

Дать слов –

Мозолить глаза –

Наговорить с три короба –

Молодцы, ребятки, но это еще не все.

Сейчас давайте проведем небольшую самостоятельную работу. А я посмотрю как вы усвоили пройденную тему. Возьмем чистенькие листочки и выполняем задание по карточке.

Учитель раздает  индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями ( Вариант 1 – задания простые; Вариант 2 – задания сложные).

Для учащихся предлагается несколько вариантов.

(Задания см. в приложении к конспекту урока).

Желающие 3 ученика работают самостоятельно с интерактивной доской (выполнение задания из блока контроль знаний).

Кто сделает все задания сдаем листочки и садимся на свое место.

Молодцы, ребятки, все постарались. Я все проверю и результаты проверочной работы проанализируем на следующем уроке.

Дети заменяют фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

Ответы детей:

врать

запомнить

молчать, не выдавать секрет

унывать, грустить

обещать

надоедать

обманывать

Учащиеся получают карточки и на отдельном листочке самостоятельно приступают к выполнению задания.

Учащиеся сдают листочки на проверку.

Работа с интерактивной доской.

VIII

Итог урока

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что сегодня на уроке вы делали? Что вам понравилось? Может быть у кого то есть какие-нибудь дополнения?

А сейчас я вам раздам кружочки, а вы нарисуете на них смайлик.

Сегодня на уроке мы закрепили все свои знания  по теме «Неопределенная форма глагола».

Нам очень понравилось выполнять тесты и еще заменять фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

Заготовки кружочков, на которых дети рисуют смайлики (своё отношение к уроку)

IX

Домашнее задание

А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Еще раз дома  перескажите памятку нахождение неопределенной формы глагола. И выполняем упражнение 16 на  странице59. Для того, что бы выполнить упражнение, нужно прочитать слова, определить к какой части речи они относятся, выписать все глаголы неопределенной формы и разобрать их по составу.

Если не у кого вопросов нет по домашнему заданию, то можно идти отдыхать на перемену.

Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. Внимательно слушают объяснение учителем домашнего задания, что не понятно задают вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Начальная форма глагола" »

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 4

ТЕМА: « Неопределенная форма глагола».

ТИП УРОКА: урок- повторение пройденного материала и дополнение новым материалом по теме «Неопределенная форма глагола»

Учебно-методический комплекс «Школа России»


Цели: - вспомнить особенности глаголов неопределенной формы,

- развивать умение правильно ставить к глаголу вопрос что делать? или что сделать?,

- повторить какие орфограммы встречаются в неопределенных формах глагола,

- запомнить памятку нахождения неопределенной формы глагола


УУД:

  1. умение находить в тексте глаголы неопределенной формы и правильно ставить к ней вопрос (познавательные универсальные действия);

  2. умение сравнивать, обобщать классифицировать, делать выводы (общеучебные универсальные действия);

  3. умение добывать дополнительную информацию (познавательные универсальные действия);

  4. умение самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью (регулятивные действия);

  5. умение сотрудничать в группах, в парах (коммуникативные действия);


Пропедевтика: неопределенная форма глагола и ее роль.


Оборудование:
• мультимедийное оборудование и компьютерная презентация (Microsoft Power Point);

• интерактивная доска;

• программа для начальной школы «Уроки русского языка»;

• Русскии язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 4-е изд. – Москва.: Просвещение, 2008. – 175 с.


План урока:

  1. Оргмомент (1 мин)

  2. Включение в учебную деятельность (4 мин)

  3. Актуализация знаний (7 мин)

  4. Проверка домашнего задания (5 мин)

  5. Работа по теме урока (6 мин)

  6. Физкультминутка (2 мин)

  7. Продолжение работы по теме урока (10 мин)

  8. Итог урока (2 мин)

  9. Домашнее задание (3 мин)



Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приме-чание

I

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день, скоро наступят каникулы! А в какое время года у нас с вами самые большие каникулы?

Правильно, а кто мне скажет что же такое лето?

 







И так, скоро у нас еще и конец четверти, поэтому нужно хорошо потрудиться перед каникулами. Все ли сегодня готовы к уроку?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствие учителя.










Летом.





Самое теплое время года, наступающее вслед за весною и сменяющееся осенью.

Рассматривают на доске репродукции картин на тему «Лето».









Да.




Открывают тетради и записывают.


II

Включение в учебную деятельность

Сейчас я вам зачитаю небольшое стихотворение, которое называется «Сладкая мечта!». Вы внимательно послушайте, может кто-то из вас поймет, о чем сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор.

Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго – долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!


Что вы заметили, прослушав стихотворение?

(Подведение учащихся к теме урока).


А что это за глаголы. Может кто – то мне скажет?

Что нужно сделать, что бы узнать что это за глаголы?

Правильно. Катя, попробуй ответить на этот вопрос.










Умничка, Катя, садись.

И так, о чем же сегодня на уроке мы будем вести разговор? Дима нам ответит.














Дети внимательно слушают учителя.


















В стихотворении встречаются много глаголов.





Предположения детей.


С начала нужно задать вопрос.


Катя отвечает: это глаголы, если мы возьмем глагол мечтать или, например, достать, то они отвечают на вопрос что делать? Это глаголы неопределенной формы, потому что они отвечают на вопросы что делать? или что сделать?



Сообщение темы и целей урока.

Дима: Сегодня на уроке мы будем говорить о неопределенной форме глагола.


III

Актуализация знаний

Выпишите себе в тетрадь все глаголы неопределенной форме из стихотворения и задайте вопросы к ним.

Учитель ходит по классу, проверяя работу детей.









По каким же вопросам мы узнаем неопределенную форму глагола? Ваня.



Как вы думаете, есть ли у неопределенной формы глагола другие названия, если есть, то какие? Даша.



Умница, Даша.

Ребята, а вы все знали об этом?

Постарайтесь это запомнить. Хорошо?

Молодцы, ребята, двигаемся дальше, а у меня для вас задача посложней. Скажите мне в каких глаголах неопределенной формы всегда на конце пишется ь?

Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились

Учащиеся письменно выполняют работу.










По окончанию работы один человек зачитывает все глаголы неопределенной формы. Коллективная проверка (ХЛОПКИ).





Ваня: неопределенная форма отвечает на вопросы что делать? или что сделать?




Даша: Неопределенную форму глагола называют еще начальная форма или инфинитив.



Нет.







Да.






Ответы детей.

В неопределенной форме глагола, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.


IV

Проверка домашнего задания

А сейчас, ребята, давайте с вами проверим как вы справились с домашним заданием.

Какое домашнее задание у вас было?




Какие существительные вам были даны?





Кто из вас не справился с домашним заданием? Какие трудности возникли при его выполнении?


Давайте возьмем первое существительное и зачитаем все глаголы, которые вы подобрали к нему.


Молодцы, ребята, все справились с домашним заданием. Остальные глаголы я проверю в ваших тетрадях. Сдаем тетради на проверку.

Дети активно работают





Наше домашнее задание – как можно больше к существительным подобрать глаголы.


Врач_______

Снег________

Котенок______

Мама________

Папа_________


Ответы детей






Ответы детей:

Врач (лечит, слушает, смотрит, обследует, выписывает, назначает).





Дети сдают тетради на проверку.





V

Работа по теме урока

А сейчас, ребята, давайте выполним упражнение 26 на странице 63. Дима прочитай нам задание.










Спасибо, Дима. И так, ребята, прежде чем мы с вами приступим к выполнению упражнения давайте с вами вспомним памятку: Как найти неопределенную форму глагола.


Все прочитали?

А теперь постарайтесь, не подсматривая, пересказать.


Учитель спрашивает учащихся.


Молодцы, ребята, приступаем к выполнению упражнения.


7 учеников выходят к доске и разбирают по 1 словосочетанию.

Затем, после выполнения работы учитель вызывает еще 7 человек и они проверяют правильно ли выполнено задание. Если необходимо, то возможны поправки и дополнения учителя (коррекция)


Молодцы, все справились с заданиями.




Дима: Прочитайте словосочетания. Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей

–ся(-сь). Проверьте их правописание по словарю и запишите.




Учащиеся читают памятку.







Да.


Ответы детей.



Дети активно работают.














Дети самостоятельно работают у доски.






















Использование интерактивной доски (подсказка)

VI

Физкультминутка

А теперь давайте немножко отдохнем.



Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.










Дети выполняют физкультминутку.


VII

Продолжение работы по теме урока

Молодцы, ребятки. Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.




Пускать пыль в глаза –


Зарубить на носу –


Держать язык за зубами –


Вешать нос –


Дать слов –


Мозолить глаза –


Наговорить с три короба –


Молодцы, ребятки, но это еще не все.

Сейчас давайте проведем небольшую самостоятельную работу. А я посмотрю как вы усвоили пройденную тему. Возьмем чистенькие листочки и выполняем задание по карточке.


Учитель раздает индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями ( Вариант 1 – задания простые; Вариант 2 – задания сложные).

Для учащихся предлагается несколько вариантов.

(Задания см. в приложении к конспекту урока).


Желающие 3 ученика работают самостоятельно с интерактивной доской (выполнение задания из блока контроль знаний).



Кто сделает все задания сдаем листочки и садимся на свое место.


Молодцы, ребятки, все постарались. Я все проверю и результаты проверочной работы проанализируем на следующем уроке.

Дети заменяют фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.



Ответы детей:


врать


запомнить


молчать, не выдавать секрет


унывать, грустить


обещать


надоедать


обманывать




Учащиеся получают карточки и на отдельном листочке самостоятельно приступают к выполнению задания.






























Учащиеся сдают листочки на проверку.





















































Работа с интерактивной доской.

VIII

Итог урока

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что сегодня на уроке вы делали? Что вам понравилось? Может быть у кого то есть какие-нибудь дополнения?






А сейчас я вам раздам кружочки, а вы нарисуете на них смайлик.



Сегодня на уроке мы закрепили все свои знания по теме «Неопределенная форма глагола».

Нам очень понравилось выполнять тесты и еще заменять фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.







Заготовки кружочков, на которых дети рисуют смайлики (своё отношение к уроку)

IX

Домашнее задание

А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Еще раз дома перескажите памятку нахождение неопределенной формы глагола. И выполняем упражнение 16 на странице59. Для того, что бы выполнить упражнение, нужно прочитать слова, определить к какой части речи они относятся, выписать все глаголы неопределенной формы и разобрать их по составу.


Если не у кого вопросов нет по домашнему заданию, то можно идти отдыхать на перемену.

Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. Внимательно слушают объяснение учителем домашнего задания, что не понятно задают вопросы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Начальная форма глагола"

Автор: Филаретова Валентина Владимировна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока русского языка "Личные формы глагола""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokarusskoghoiazykalichnyieformyghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "313896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459575939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока русского языка 4 класс. ПШН"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-pshn"
    ["file_id"] => string(6) "305725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457974543"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства