В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать.
Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность.
Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения.
Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают развитие произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку, позволяя максимально развивать способности каждого. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении 6-леток. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых непоседливых детей. Вначале первоклассники проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, на который она направлена. Особенно они любят игры красочные, с игрушками, картинками предметов окружающей среды понятные и доступные детям 6-летнего возраста.
Учащихся 1-4 классов больше увлекает в игре её результат. У них появляется тяга к играм соревновательного характера. Сначала они хотят одержать личную победу, затем переживают за успех или неудачу своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в целом. Это дисциплинирует и сплачивает учащихся класса.
Игровые моменты я использую на любом этапе урока. Если игра применяется во время объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия с предметами. Например, при знакомстве с задачами на встречное движение двое учеников выходят к доске и показывают с игрушками в руках, как двигался транспорт и где оказался через определённый промежуток времени.
На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Для активизации детей в игре применяю средства обратной связи: веера цифр, сигнальные карточки, знаки. Важно, чтобы все участвовали в игре. Если один стоит у доски, то остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей и т.д.
Игре свойственны определённый ритм, темп; правила должны излагаться кратко; недопустимы замечания. Дети должны испытывать удовлетворение от своего участия в игре, своей самостоятельности и полноценности. Только тогда она достигнет своей обучающей, развивающей и воспитывающей цели.
На этапе проверки и подведения итогов игры можно использовать методы взаимо- и самопроверки результатов.
Я на своих уроках использую разнообразные дидактические игры. В некоторые мы играем редко, и они привлекают своей новизной, а другие повторяются многократно, но всё равно нравятся детям. Все игры я бы разделила на наглядные и словесные. Первые в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационным или раздаточным материалом и игры с игрушками или предметами. Словесные игры применяются на этапе закрепления и повторения материала, их задача состоит в систематизации и обобщении полученных знаний. Например, это игры-загадки, шуточные задачки в стихах, математические фокусы и задания на смекалку. Кроме этого, по числу участников дидактические игры делятся на коллективные, групповые и индивидуальные. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной по раздаточному материалу.
Приведу примеры и методику проведения наиболее любимых детьми игр, применяемых на разных этапах урока в 1-4 классах.
Устный счёт
«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.
«Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
«Головоломка» - на доске или карточке записаны примеры с пропущенными числами. Вместо одинаковых чисел нарисованы одни и те же фигуры. Нужно найти попущенные числа.
«Космонавты» - класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.
«Посади самолёт» - на доску прикреплены картинки с изображением самолётиков со значениями выражений и записаны выражения. Выбираются «лётчики», которые выходят к доске и проводят стрелку от самолётика к выражению-аэродрому.
«Какое число закрыто?» - учитель показывает карточку с 3 числами, где последнее является значением произведения двух первых. Одно из них закрывается. Дети записывают или показывают закрытое число. Затем учитель открывает это число и все проверяют.
«Поезд» - на доску прикреплены вагоны с числами и знаками действий. Дети молча считают и называют ответ в конце последнего вагона.
«Кто пришёл в гости?» - на доску прикреплены выражения сверху вниз, на обратной стороне которых разрезная картинка с изображением какого-то героя. Дети начиная сверху находят значения выражений и, если решили правильно, переворачивают карточки. В результате получается целая картинка героя, который пришёл сегодня на урок к ребятам.
«Соберём яблоки» - на доске рисунок яблони с числом и картинки яблок с выражениями в стороне от яблони. Вызванный ученик выходит к доске и собирает яблоки, которые упали с этой яблони. Остальные проверяют, все ли яблоки собраны.
«Почтальоны» - к доске вызываются 3 ученика-почтальона. Они получают по 5 «писем» с выражениями разного цвета. Остальным на парты раздаются номера домов – значения выражений. По сигналу «почтальоны» начинают разносить «письма», а сидящие за партами проверяют, правильно ли им принесли «письма».
Новый материал
«Украсим ёлочку» - карточки с рисунками ёлочек раздаются по одной каждому учащемуся. Такая же ёлочка большего размера нарисована на доске. Под рисунком записано выражение на сложение однозначных чисел с переходом через 10. Дети должны нарисовать на верхнем ярусе ёлочки столько шаров, чему равно 1 слагаемое в выражении. На 2 и 3 ярусах нужно нарисовать столько шаров, чему равно 2 слагаемое. При этом количество шаров на 2 ярусе должно дополнять шары на 1 до 10. Посчитав все шары, дети записывают значение выражения.
«Найди фигуру» - у каждого ученика на партах набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Учитель показывает фигуру и предлагает детям найти и показать фигуру, отличающуюся от данной только по одному признаку (или по двум).
Закрепление изученного
«Засели домики» - каждому ученику (или по одной на парту) раздаются перфокарты в виде домиков с этажами, на крыше которых написано число. Надо расселить на каждый этаж по столько же жильцов, т. е. дописать второе число, чтобы в сумме с рядом стоящим числом получилось число на крыше домика.
«Кто поедет на поезде?» - каждому ученику раздаются карточки вагонов с выражением. Учитель поднимает число, а учащиеся с выражением, в результате которого получается данное число должны поднять свой вагон. Они отправляются в путешествие. На следующей станции учитель показывает новое число и новые вагоны присоединяются к поезду.