Просмотр содержимого документа
«Фонетические зарядки в школе глухих.»
Фонетические зарядки в школе глухих
Составила учитель начальных классов
Бараташвили Ирина Валентиновна
КОУ «Излучинская школа-интернат для
обучающихся с ОВЗ»
Фонетические зарядки предлагаются обучающимся с целью:
а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время;
б) закрепить вновь приобретенные произносительные навыки;
в) предупредить распад неустойчивых навыков.
Речевую зарядку можно проводить на любом уроке или занятии в течении
2-х – 3-х минут.
Исходя из выше перечисленных задач определяются темы фонетических зарядок.
План работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени, (например в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона речи:
работа над звуками;
работа над голосом;
работа над речевым дыханием;
работа над словесным ударением;
работа над логическим ударением;
орфоэпией;
темпом речи;
интонацией.
Материалом фонетических зарядок служат слоги, слова, словосочетания, фразы.
Время фонетической зарядки очень ограничено, а значит ограничены и виды работы, которыми пользуется учитель. Изменение видов работы связано с изменением видов речевой деятельности - это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз; называние картинок, ответы на вопросы, решение примеров.
На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности.
Зарядка может включать дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков. Эти упражнения проводятся хором, под дирижирование учителя.
Кроме хорового проговаривания педагог вызывает и отдельных учащихся, главным образом тех, кто допускает ошибки, связанные с темой зарядки.
выдохнуть через рот, на выдохе произносить слог па________
(протяжное произнесение).
Произнесение звуков в слогах:
1) тихо и громко: ВАваВАваВА
вавава ВА
2) протяжно и кратко:
та___ та___ та____ татата
Дифференциация звуков П-Б
папаПАпа
папапаПА
Па-па-ба______
па-па-ба______
Произнесение звука
а) в середине:
Тра-тро-тру-тры
Пра-про-пру-пры
Стра-стро-стру- стры
б) вначале:
Ра-ра-ра рак, рама, гора, нора
Ро-ро-ро розы, роща, рот, перо
Ру-ру-ру кенгуру, руки, ружья
Ры-ры-ры рыба, рынок, рыжик рысь
в) в конце:
ар-ор-ур-ир шар, шнур, ковёр
ер-юр-яр-ёр шофёр, гипюр, веер, маляр
Г) в предложении:
В конце фонетической зарядки следует подвести итог, при этом нужно одобрить тех, кто хорошо работал.
Литература.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика обучения произношению в школе глухих»: Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1981 – 191с.
Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика в школе и в детском саду»: Практикум по работе со слабослышащими детьми. –М.: Учебная литература, 1997.-376с.