Дата: Класс: 5 ?
Тема: Алфавит. Соотношение букв и звуков
Цель урока: соотнося произношение и написание, показать разницу между звуками и буквами; развитие умения пользоваться алфавитом.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу проводит игру «Подари улыбку». Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу, под музыку подарить картинку-улыбку.
- Возьмите в руки «улыбки» и подарите их своим одноклассникам.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И наполняемся мы силою, дарующей успех.
Успеха вам!
Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Подари улыбку». (учащиеся дарят улыбки)
Интерактивная доска
Бумажные улыбки
5 мин.
II. Проверка пройденного материала. С целью проверки знаний пройденного материала проводит игру «Альпинисты» -Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.
Внимательно слушают учителя. Демонстрируют свои знания.
- враг, отряд, круг, стяг, флаг
-друг, поход, снег, груз, флаг
Бумага А 4
5 мин.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
-Ребята, работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков.
Ребятам предлагается подобрать названия птиц по алфавиту.
-Голосами птичьими
Пусть весело звенит,
Правильно составленный
Птичий алфавит.
- Давайте проведем с вами игру, которая называется «Птичий алфавит».
А-аист
Б- беркут
В- ворона
Г-гусь
Д-дрозд, дятел
Ж- жаворонок
З – зарянка
И- иволга
К-кулик
Л-ласточка
М-мухоловка
Н-нырок
О-орел
П- попугай
Р-рябчик
С-свиристель
Т-тетерев
У-утка
Ф-фазан
Х-хохотунья
Ц-цапля
Ч-чиж
Ш-шилоклювка
Щ-щеголь
Ю-юрок
Я-ястреб
Слайд
15 мин.
IV. Актуализация знаний.
- Давайте мы с вами отгадаем загадку. Отгадка и будет темой нашего урока.
33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
Они покажут целый свет.
– О чем это загадка?
- Ребята, вы же любите ходить в походы? И сегодня мы с вами пойдём в поход (путешествие) в волшебный. Для путешествия, конечно же нам нужна будет карта. На данной карте обозначен маршрут нашего путешествия.
1-станция «Находчивая». Для этого мы с вами проведем игру «Кто главнее?»
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
- и - а
- а - а - а –
а- - а – и -
- о - а
- а - и – а
а - - у -
к н - г -
к - р - нд – ш
- лф – в - т
шк - л -
стр - н - ц –
- рб - з
Смотрю, вы немного подустали в пути. Впереди, на нашем пути встретится гора и, конечно же, чтоб подняться на гору, нам понадобятся силы. Предлагаю отдохнуть на этом красивом лужке.
2 –станция «Разминочная» (Физкультминутка)
3- станция «Соревновательная».
- Давайте мы с вами поднимемся на вершину горы. Там ждет вас задание.
Фонетический разбор слов.
Юрок, сапог, лодка, дед, флаг, булка, герб.
4 – станция «Сообразительная»
Фонетическая зарядка
Группа № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
1)в слове 2 слога, 7букв, 6звуков
2)в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких
3)в слове 1слог, все согласные звуки твердые
4)в слове 4 слога
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Группа № 2.
1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв.
2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков (яблоки, сливы, апельсины, груши)?
Ученики внимательно слушают учителя.
- Алфавит
(Путешественники поднимаются на гору. На вершине горы - задание)
- книга, школа, карандаш, страница, алфавит, арбуз
Юрок – 4 б, 5 зв.
[й]-
[у]-
[р]-
[о]-
[к]-
Сапог – 5б, 5зв.
[с]-
[а]-
[п]-
[о]-
[к]-
- (морковь)
- (перец)
- (лук)
- (помидоры)
- (арония, яблоки).
- (Апельсины).
Слайд
10 мин.
V. Закрепление урока. Продолжим наш путь. А что это чернеет впереди?
- Лес.
- Какой это лес?
- Это лес Звонглух. Здесь растут только два вида деревьев: звонкие и глухие.
- Внимательнее рассмотрите деревья, что вы можете о них сказать?
Задание. На листьях одного дерева нужно маркером написать звонкие согласные, а на другом - глухие.( выполняют два ученика)
С помощью метода
Игра «Верно – Неверно»
(индивидуальная работа)
Учитель предлагает игру «Верно- Неверно». Если вы считаете, что вопрос верный, то поднимете правую руку, если нет, то левую.
- В русском алфавите 33 буквы.
- Гласных букв 15
-Гласных звуков 10
- Ж, ш, ц всегда твердые
- Ч, щ,й всегда мягкие
- Сонорные буквы л, м, н, р, й.
-Ъ и Ь знак обозначают звук
- Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.
Ребята проявляют свои знания по данной теме.
Звонкие: б,в,г,д,ж,з
Глухие: п,ф,к,т,ш,с
-верно
-неверно
- неверно
- верно
-верно
-верно
-неверно
-верно
Ученики находят ответы вопрос и выполняют задание.
Слайд
5 мин.
VI. Итог урока.
Вот и дошли до озера. Посмотрите, какое оно красивое. Обратите внимание название озера Итог.
Учитель: Теперь можно отдохнуть. Возле озера - красивый лужок Оценивание называется.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают свою работу с помощью лестницы успеха.
Лестница успеха
Стикеры
2 мин.
VII. Домашняя работа. Записать названия животных в алфавитном порядке.
Ученики записывают в дневниках.
Дневник