1 | Актуализация знаний Слайд №1, №2, №3 | - Для чего необходимо изучать новые звуки и буквы? - На какие группы делятся звуки? - Назовите признаки гласных и согласных звуков. | - Новые звуки и буквы нужно изучать, чтобы научиться читать и писать. - Звуки делятся на гласные и согласные. - Гласные при произношении не встречают преграду и произносятся с голосом. Согласные при произношении встречают преграду. | Познавательные (общеучебные – структурирование знаний); Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствиями с задачами коммуникации, владение монологической речью в соответствии с нормами языка) | 2 мин. |
2. | Целеполагание и планирование учебных действий слайд №4 | - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Всем на свете буква я Доложить готова: - А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я. Я не только буква, Я - буква, слог и слово!
(Тема урока, цель и план открываются на интерактивной доске по мере необходимости). Внимательно посмотрите на план, представленный на доске. (Работа с деформированным планом). План Оценить свою работу на уроке. Составить звуковые модели слов. Составить и прочитать слоги и слова с буквами Я я. Сравнить звуки [а], [й’] [а], выделять их признаки. Сконструировать буквы Я я из элементов. - Согласны ли вы с таким планом работы? - Что необходимо сделать, чтобы изучение темы стало логичным? - Измените план.- Откройте учебник «Азбука» на странице 37. Определите тему урока по условным обозначениям в учебнике. Можете сравнить эту страницу с другими, на которых мы уже работали. Обсудите, что необычного вы заметили? - Да, вы хорошо определили, над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать. Мы будем сегодня изучать особую букву, которая действительно не обозначает новых звуков. Она, как вы заметили, обозначает известные нам звуки. В первом случае это сочетание звуков [й’] и [а] | - На этой странице, как и на других, есть новые буквы, на каждой странице в левом углу всегда были модели звуков, которые обозначаются новой буквой. И рядом с буквами всегда были модели звуков и звуки, которые обозначаются этими буквами. - Рядом с новыми буквами нет моделей: - в левом углу по – новому обозначены звуки. Здесь нет новых звуков, которых мы не знаем. Под одной буквой « я» находятся сразу два звука: согласный звук [й’] и гласный звук [а] (это целый слог) - Вчера, когда мы читали слова с буквой Й, мы отметили, что в них нет слогов, в которых согласный звук [й’] стоит перед гласными звуками. Под первой буквой «я» согласный звук [й’] стоит перед гласным звуком. Наверное, мы продолжим работу над согласным звуком [й’]; - Под другой буквой «я» обозначен гласный звук [а]. Он отличается от этого звука, который мы изучали, потому что впереди перед ним есть знак ’; - Мы узнаем о работах, которые выполняет буква «я». Будем читать слова с этой буквой и различать, какие звуки произносить при чтении; - Для этого будем ориентироваться на место буквы в слове. На этой странице, как и на других, есть новые буквы, на каждой странице в левом углу всегда были модели звуков, которые обозначаются новой буквой. И рядом с буквами всегда были модели звуков и звуки, которые обозначаются этими буквами. - Рядом с новыми буквами нет моделей: - в левом углу по – новому обозначены звуки. Здесь нет новых звуков, которых мы не знаем. Под одной буквой « я» находятся сразу два звука: согласный звук [й’] и гласный звук [а] Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука: [й’] [а] - Мы будем учиться определять звуки [а], [й’] [а]в словах, составлять звуковые модели слов с этими звуками, составлять слоги, читать слова с буквой «Я». - Нет. - Необходимо поменять пункты плана местами. - План (один ученик меняет пункты плана на интерактивной доске путем «перетаскивания») Сравнить звуки [а], [й’] [а], выделять их признаки. Составить звуковые модели слов. Сконструировать буквы Я я из элементов. Составить и прочитать слоги и слова с буквами Я я. Оценить свою работу на уроке. | Регулятивные (целеполагание и планирование) | 3 мин. |
3. | Изучение нового материала | -Приготовьте наборное полотно. Составьте из элементов для конструирования буквы Я я. Соседи попарте проверьте друг у друга работы. Найдите букву Я в алфавите на последней странице «Азбуки». На каком месте в алфавите стоит буква Я? Поставьте на наборное полотно модели звуков в такой последовательности, в которой они стоят под буквой Я. Обсудите, как можно назвать такое сочетание звуков в слове? - Такой слог не записывается теми буквами, которые обозначают входящие в него звуки. В слове с таким слогом пишется буква «я». Сейчас мы будем читать звукобуквенные модели. Мы узнаем, в каких местах или, как танцоры говорят, в каких позициях в слове может находиться этот слог: [й’] [а]. - Работа с учебником «Азбука». Назовите, что изображено на иллюстрациях в учебнике. Какие звуки есть во всех словах? - Произнесите слова, выделяя звуки [й’] [а]. Слайд №4 - Прочитайте слоги и слова с буквой Я. Слайд №5 - Рассмотрите картинку в нижнем левом углу Азбуки. Почему дети убегают? -Какое слово в этой картине пишется с буквой «я» -Составьте звуковую модель этого слова. Слайд №6 - Сколько в слове слогов, букв, звуков? Почему звуков больше, чем букв? | - Во всех словах есть звуки [а], [й’] [а] - Произносят и определяют, что звуки [а], [й’] [а]] , буква Я в начале слова даёт два звука, после гласной буквы тоже два звука, а после согласной звук [а]. Сравнить – это значит найти общее и отличия.
- Это слог. (Так как это сочетание звуков с гласным, то это слог)
- Это дети, под картинка написаны их имена. -Во всех словах Буква «я» стоит в начале слова. Поэтому она даёт два звука [й’] [а]. - Ян, Лия, Рая.
Чтение слогов с буквой Я Составление звуковых моделей слов. - Дети убегают, потому что испугались грозы. - Слово «молния» - В слове молния 3 слога, 6 букв и 7 звуков. - А звуков больше, потому что буква я стоит в позиции «после гласной» и даёт два звука [й’] [а]. | Познавательные(логические – сравнение, анализ) Регулятивные(работа с планом) Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) Регулятивные (контроль) Регулятивные (оценка) Познавательные (знаково-символические - моделирование) Регулятивные (контроль и оценка) Регулятивные (планирование) | 12 минут. |
5. | Изучение нового материала | -Что мы должны сделать по плану дальше? Работа группами. Чтение слов по картинкам, составление звуковых схем. Слайд №7 ЯЩЕРИЦА Ящерицу я ловил. Страх меня остановил. – А чего же тут бояться? – Хвостик может оторваться!
| У каждой группы на парте лежат картинки с названием слов – предметов, в названиях слов которых буква «я» стоит в начале слова или в середине. Ребята должны раскрасить схемы или приклеить в окошко модели звуков. Слова: ягода, яблоко, ягуар, мясо, рябина, ястреб, цапля, мяч. | Регулятивные(планирование) Познавательные(знаково-символические -моделирование) | 2 мин. |
6. | Закрепление нового материала | - Давайте проверим вашу работу. - Прочитайте слова, которые вы составили по картинкам. Чтение слоговых и словесных столбиков. Работа в парах. Составление предложений по рисунку или рассказа внизу на странице 37. | - Читают слова с буквами Я я. - Работают в парах по алгоритму. - Читают цепочкой вслух одновременно оба ученика из пары. - Предложение: У Марии лилия. Печатают предложение в тетрадке и строят схему. | Регулятивные(планирование) Коммуникативные(коммуникация как сотрудничество при работе в паре) Регулятивные(работа по алгоритму) Коммуникативные(коммуникация как кооперация при работе в паре) | 8 мин. |
6 | Рефлексия | - Подведём итог урока. Мы поставили в начале урока цель. Давайте посмотрим, добились ли мы цели. Что нам в этом помогло? (Открыть план урока на интерактивной доске). - Оцените свою работу на уроке. Свой ответ начинайте со слов «я умею» или «я научился». - При подведении итогов мы можем узнать на каком уровне мы находимся, используя следующие выражения: «я все понял», «я все понял и могу помочь другому …», «я понял, но затрудняюсь…», «я ничего не понял» | - Индивидуальные ответы детей. | Познавательные (общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) | 5 мин. |