Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п."(открытый урок для воспитателей д/с №1, д/с№2) 2013г.
Цель урока:
- познакомить с согласными звуками [п], [п`] и буквой, которая их обозначает;
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
- развивать фонетическую и устную речь, мелкую моторику учащихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
- картинки Пятачка, Винни-Пуха, птичек;
- лента букв, весёлый паровозик;
- магнитофон с фонограммами.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно отвечать.
- Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт.
- Кому: Ребятам 1 Б класса, средней школы №7
- Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово!
- От кого: Чок, чок, Пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это ……..(поросёнок).
- Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милн «Винни-Пух и все-все-все».
- Правильно, это Пятачок! И проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух.
- Да, кстати здесь на доске у нас замечательный цветочек с заданиями. На каждом лепестке указано различное задание, выполнив , мы доберёмся на праздник к Пятачку!
- Справимся? Итак, в путь!
- А для этого проведём разминку.
Фонематическая разминка (на доске)
1. Пропоём гласные звуки. Прочитаем слоги.
О- у –а – ы – е - и
У – о, и – у, а – ы , е – а
Уиеоа, пла, пле, пли
Пто, пта, пте, пти
Физминутка от Винни-Пуха.
Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так головой они кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.
Лепесток №1
-Рассказать Винни-Пуху всё, чему научились.
- Какая бывает речь?
- Из чего она состоит?
- Правила написания предложения.
- Из чего состоит предложение?
- Как определить количество слогов в слове?
- Какие бывают звуки?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- Где в ленте букв живут буквы, обозначающие гласные звуки? Согласные?
- Какие звуки называются звонкими? Глухими? Место в ленте букв.
- Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?
- Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
- В чём секрет гласной буквы Е ?
- Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, на доске будут появляться шарики, которые сделают наш путь веселее, как только соберём 5 шариков – окажемся у Пятачка!
Лепесток №2
- Артикуляционная гимнастика.
- Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
- Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п].
- Дайте характеристика звука [п] (согласный, глухой, твёрдый).
- Какой чудесный получился салют из воздушных шариков. Они поднимаются всё выше и выше.
- Игра «Твёрдый-мягкий». (твёрдый – топнуть, мягкий – хлопнуть).
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросёнок, персик, пчёлка, птицы, папа, полка, пилка.
- На какие группы можно разделить эти предметы? (одушевлённые, неодушевлённые).
- Игра «Доскажи словечко». Определение места звука в словах:
паль.., па.., лам.., ли.., тро.., попу.., поля.., паути.., пана.., кеп.., пав.., пас.., лопа.., пуш.., ук..., тап...
- Что общего? (есть звуки [п] и [п`])
Физминутка от Винни-Пуха.
Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так головой они кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.
Лепесток№3. Задание. (на доске)
- «Закончи предложение». Выделение звука [п'] голосом и артикуляцией:
Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).
- Лепить и рисовать вы очень любите. Вот про конкурс рисунков мы сейчас прочитаем.
- Прочитайте текст. Стр 84. «Скоро конкурс.»
1. Чтение хором.
- Будьте внимательны. Помогайте Винн- Пуху.
- Найдите и прочитайте предложение, которое начинается со слова «Павел.»
- Найдите и прочитайте предложение, которое заканчивается словом «конкурс».
- Прочитайте вопросительное предложение.
- Перечислите, что нарисовали дети?
- Как эти предметы можно назвать одним словом? (неодушевлённые, нарицательные)
- Продолжите предложения, которые находятся слева от картинок.
Физминутка.
- Когда будем писать большую П?
- Умнички! Путешествуем дальше. Посмотрите, сколько нас окружает воробушек. А как мы им можем помочь зимой?
6. Чтение слогов, слов с буквой П (задание № 4).
- Чистоговорка. Читаем сначала медленно, а потом быстрее:
Пилил Паша палку пилкой,
и упала на пол палка.
- Закончить фразу:
пау-пяу-па — длинная тро... (па);
пау-пяу-пы — вкусные су... (пы);
пау-пяу-ап — самолетный тр... (ап);
пау-пяу-оп — сладенький си... (роп);
пау-пяу-уп — тепленький ту... (луп).
- Скороговорка:
От топота копыт пыль по полю летит .
- Стихотворение (выучить):
Говорит попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, попугаю!"
Отвечает ему попугай:
"Попугай, попугай, попугай!"
Очень полезно сравнить 1 лицо "Я попугаю" с повелительной формой глагола "попугать" - "попугай!" и с существительным "попугай".
- «Закончи предложение». Выделение звука [п'] голосом и артикуляцией:
Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).
- Лепить и рисовать вы очень любите. Вот про конкурс рисунков наше следующее задание № 5.
- Работа по «Азбуке» с. 84,
- Сколько предложений в тексте?
- Какие ребята нарисовали рисунки на конкурс?
Печатаем слова, ставим ударение, делим слова на слоги, составляем схемы слов.
7. Закрепление.
- Подходит к концу наше путешествие. Мы ничего не забыли? (подарок).
- Конечно! Вот у меня целая коробка с подарками, но какой же мы выберем? (блокнот, карандаш, ручка, пенал).
- Пенал, т.к. в этом слове есть буква, с которой мы познакомились, а всё остальное мы положим в пенал.
- Давайте ещё раз вспомним всё про букву П.
- На что похожа?
- Сколько обозначает звуков?
- Какие это звуки? (согласные, глухие, парные).
- Теперь вместе с буквой П на нашем весёлом паровозике мы подъезжаем на День Рождение к Пятачку! А как нужно вести себя на празднике?
- Поём песню «Мы едем, едем, едем...» (звучит музыка).
- Поздравление Пятачка:
С Днём Рожденья,
С Днём варенья,
С Днём печенья и конфет!
Лучше дня, чем День Рожденья,
В мире не было и, нет!
Поздравляем!
8. Итог урока.
- Понравился урок?
- Чем понравился?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие слова с буквой П встретились нам на уроке?
- Заселяем букву П в ленту букв.
- Большое спасибо Пятачку за приглашение. А почему именно Пятачок нас пригласил? (есть буква П).
- А ещё благодарим наших воробушек за весёлое путешествие, сколько их? (пять, т. к. есть П). Обещаем им помогать зимой, и конечно же спасибо Винни-Пуху, я думаю он вместе с нами тоже многому научился.
- А вы, мои замечательные ребята, были очень внимательными и прекрасно работали. Вам всем огромное спасибо и небольшой подарок.