Технoлoгия системнo-деятельностного подхoда в oбучении младших шкoльников
Слайд
Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Традициoнный подход к oпределению целей образования ориентирует на объём знаний. С пoзиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень егo образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний и их энциклопедичностью.
Слайд
Сегoдня в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Слайд
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Слайд
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Действительно, как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Слайд
В основу разработки ФГОС положен системно-деятельностный подход.
Слайд
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Слайд
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Слайд
1.Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты)
Предполагает включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
На данном этапе урока я организую положительное самоопределение ученика к деятельности: высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи; подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; у нас есть девизы, эпиграфы к урокам («С малой удачи начинается большой успех», «Только те, кто любит труд – знанья новые найдут». «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)
В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На данном этапе урока я организую подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. 4-5 мин. Включает в себя обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»). Дети сами проговаривают цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулируют тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).(7-8 мин.)
Это процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего побуждающего диалогов, затем – с помощью исследовательских методов.
На этом этапе урока использую разнообразные приемы, такие как: приём «Исследование», приём «Ловушка», метод «Чтение с пометами».
Слайд
- Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(4-5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Первичное закрепление можно организовать фронтально, в группах или парах.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
9. Рефлексия деятельности (итог урока) – это осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
детям предстоит ответить на вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать?
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций;
Слайд - использование активных и интерактивных методик;
Слайд - участие в проектной деятельности,
Слайд - владение приёмами исследовательской деятельности;
Слайд -вовлечение обучающихся в игровую,
Слайд - оценочно-дискуссионную,
Слайд - рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
Слайд - работают с источниками информации;
Слайд - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
Слайд - анализируют современные общественные явления и события;
Слайд - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
Слайд - выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Слайд
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».