kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технoлoгия системнo-деятельностного подхoда в oбучении младших шкoльников

Слайд

Можно накормить голодного рыбой,

а  можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

 

     Традициoнный подход к oпределению целей образования ориентирует на объём знаний. С пoзиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень егo образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний и их энциклопедичностью. 

Слайд

Сегoдня в условиях реализации  федерального государственного образовательного стандарта второго поколения происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения  деятельностного метода обучения.

 Слайд

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

 

Слайд

 Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Действительно, как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Слайд

 

В основу разработки ФГОС положен системно-деятельностный подход.

 Слайд

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

 

 

Слайд

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике  позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков введения нового знания  имеет следующий вид:

Слайд

1.Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты)
Предполагает включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.  «Хочу, потому что могу».

 На данном этапе урока я организую положительное самоопределение ученика к деятельности: высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи; подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; у нас есть девизы, эпиграфы к урокам («С малой удачи начинается большой успех», «Только те, кто любит труд – знанья новые найдут». «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
       На данном этапе урока я организую подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,  актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

 

 

3. Выявление места и причины  затруднения. Постановка учебной задачи. 4-5 мин. Включает в себя  обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»). Дети сами проговаривают цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулируют тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).(7-8 мин.)
       Это процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего побуждающего диалогов, затем – с помощью исследовательских методов.

На этом этапе урока использую разнообразные приемы, такие как: приём «Исследование», приём «Ловушка», метод «Чтение с пометами».

Слайд

  1. Реализация построенного проекта.
         На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(4-5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
        Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Первичное закрепление можно организовать фронтально, в группах или парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
      При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)
На данном этапе новое знание включается  в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
9. Рефлексия деятельности (итог урока) – это осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
детям предстоит ответить на вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций;

Слайд - использование активных и интерактивных методик;

Слайд - участие в проектной деятельности,

Слайд - владение приёмами  исследовательской деятельности;

Слайд -вовлечение обучающихся в игровую,

Слайд - оценочно-дискуссионную,

Слайд - рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

Слайд - работают с источниками  информации;

Слайд - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Слайд - анализируют современные общественные явления и события;

Слайд - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

Слайд - выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
         Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Слайд

 

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников »

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников   Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Можно накормить голодного рыбой,

а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
  • Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется

системно - деятельностным.

Дидактические принципы: деятельности непрерывности целостности минимакса комфортности вариативности творчества

Дидактические принципы:

  • деятельности
  • непрерывности
  • целостности
  • минимакса
  • комфортности
  • вариативности
  • творчества

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • использование активных и интерактивных методик
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • участие в проектной деятельности
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • владение приёмами  исследовательской деятельности
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • вовлечение обучающихся в игровую деятельность
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • работа с источниками  информации
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • решение познавательных и практических задач
Стихотворение Памяти трагедии в Беслане… Давид Осетин Газзати Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников Могил с ума сводящий ряд  И черный траурный наряд,  Упреки, слезы, все не в мочь –  Вернись моя родная дочь... Вернись сестричка, милый брат –  Вас всех обнять я был бы рад.  Ну где же вы? За что? Куда?  Без вас лишились люди сна. анализ современных общественных явлений и событий

Стихотворение

Памяти трагедии в Беслане…

Давид Осетин Газзати

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Могил с ума сводящий ряд И черный траурный наряд, Упреки, слезы, все не в мочь – Вернись моя родная дочь...

Вернись сестричка, милый брат – Вас всех обнять я был бы рад. Ну где же вы? За что? Куда? Без вас лишились люди сна.

  • анализ современных общественных явлений и событий

Стихотворение Памяти трагедии в Беслане… Давид Осетин Газзати Могил с ума сводящий ряд  И черный траурный наряд,  Упреки, слезы, все не в мочь –  Вернись моя родная дочь... Вернись сестричка, милый брат –  Вас всех обнять я был бы рад.  Ну где же вы? За что? Куда?  Без вас лишились люди сна.

Стихотворение

Памяти трагедии в Беслане…

Давид Осетин Газзати

Могил с ума сводящий ряд И черный траурный наряд, Упреки, слезы, все не в мочь – Вернись моя родная дочь...

Вернись сестричка, милый брат – Вас всех обнять я был бы рад. Ну где же вы? За что? Куда? Без вас лишились люди сна.

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • осваивание типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

  • выполнение творческих работ и исследовательских проектов
Технология  системно-деятельностного подхода  в обучении младших школьников «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»   ( И. Г. Песталоцци).

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

( И. Г. Песталоцци).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Автор: Ильинова Оксана Анатольевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технология системно–деятельностного подхода в обучении младших школьников в НОУ гимназии «Альтернатива»."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_sistiemno_dieiatiel_nostnogho_podkhoda_v_obuchienii_mladshikh_shk"
    ["file_id"] => string(6) "440659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511609118"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Технологии системно - деятельностного подхода по формированию личностных результатов обучения в условиях введения и реализации ФГОС . "
    ["seo_title"] => string(152) "tiekhnologhii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-po-formirovaniiu-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-v-usloviiakh-vviedieniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "206530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430209096"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(93) "riealizatsiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-na-urokakh-russkogho-iazyka-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "187800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426584565"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Организация совместной деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_sovmestnoi_deiatelnosti_kak_sredstvo_realizatsii_sistemno_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "496209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1547968760"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Повышение мотивации к иноязычному общению у младших  школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством  игровых технологий"
    ["seo_title"] => string(146) "povyshieniiemotivatsiikinoiazychnomuobshchieniiuumladshikhshkolnikovnaosnoviesistiemnodieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomighrovykhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "299869"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456604612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства