Открытый урок литературы в 5 классе по теме:
Ф. И. Тютчев.(1803-1873) Стихотворения «Есть в осени первоначальной…»,
Цель урока:
Открытие « Года литературы» на уроке, ознакомить детей с указами президентов РФ и РБ , рассказать учащимся о писателях ,о связи времен и поколений ;
познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и «Осенний вечер»; формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.
Задачи:
1. Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева;
- раскрывать особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации зимних пейзажей, наборы разрезанных на отдельные слова строчек изучаемого стихотворения, картины И. Э.Грабаря, И.И. Шишкина и других известных художников на зимнюю тему; отрывок из цикла “Времена года”, “У камелька” П.И.Чайковского, карточки – ПРИРОДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, Толковый словарь, диск с записью стихотворения, снежинки – призы.
2. Метапредметные:
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Чтение – вот лучшее учение! / Великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин .
2. Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины. / Русский писатель Н.А. Некрасов
3. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. / Анна Ахматова
4....цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.. / М. Горький
5.У писателя только и есть один учитель — сами читатели.
Н. В. Гоголь
6.Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.
М. Горький
7.Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат.
А. С. Пушкин
Вступительное слово учителя
-Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока сегодня я предлагаю посвятить к открытию «Года литературы». 2015 год объявлен «Годом литературы» указами президентов РФ В. В. Путиным и РБ Р.З. Хамитовым.
На стенде мы видим эмблемы года :
1.На официальном логотипе, выполненным в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.
:А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь писатели19 века,авторы замечательных произведений,
А.А.Ахматова- русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из известнейших русских поэтов XX века.
2. -Что мы видим?
Да, на белом фоне мы видим главный элемент эмблемы-перо, на веху-цветок курая, внизу-надпись.
А какова цель проведения года литературы?
Главная цель проведения Года литературы, как указано в документе, — привлечение внимания общества к литературе и чтению. Идею проведения Года литературы президент высказал еще в ноябре 2013 года на Литературном собрании.
Я думаю, это прекрасный повод вспомнить о такой важнейшей части нашей культуры. Русская литература — не просто достояние русского народа, это то, что востребовано и признано во всем мире, без чего не может обойтись современная цивилизация.
-И так в этом году мы с вами должны еще больше внимания обратить на чтение книг ,побольше узнать о писателях; год будет насыщен конкурсами , праздниками, встречами с писателями.
2. Изучение нового материала.
Объявление темы и цели урока:
-А сегодня мы с вами познакомимся с поэтом, певцом природы Ф.И. Тютчевым.
Мы познакомимся с «осенней» лирикой Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» .Мы «почувствуем» эти стихотворения, «услышим» их музыку, «исследуем» художественные средства и слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые пейзажи и образы.
Запишем дату и тему урока.
Эпиграф нашего урока:
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык… – слова Ф. И. Тютчева о природе.
В конце занятия мы снова обратимся к этим словам.
Показ портрета Ф.И.Тютчева.
Кто это? Как вы думаете, является ли Тютчев нашим современником? На доске годы жизни поэта /1803-1873/. В каком веке жил поэт? Чем писали в то время? Какое было в то время главное средство передвижения? Чем освещали дом? Хотите ли вы узнать о родителях поэта, о его жизни? Сейчас я вам расскажу. Да, Ф.Тютчев творил давно, в то время писали гусиными перьями, макая их в чернила; средством передвижения была лошадь; вместо ламп – свечи и лучина.
Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.
Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. / Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово./ Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи.
Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. /Митрополит Киевский Филарет – его родной брат/. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их.
Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова.
В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.
Итак, воспитание в хорошей семье, где царили любовь и уважение, а также прекрасное образование способствовали развитию природных дарований Тютчева.
Давайте вспомним некоторые из них. / Ученики, получившие индивидуальное задание, читают стихотворения “ Весенняя гроза”, “Летний вечер”, “Есть в осени первоначальной...”./ У поэта есть стихи про все времена года, он любил природу во всем ее многообразии. Сегодня мы уже решили с вами, что будем изучать стихотворения об осени и о зиме.
2. Создание положительной мотивации.
Просмотр. Ответы учащихся на вопрос о настроении.
Беседа по картине И.И.Левитана:
Так, рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень»1895год. (см. цветную вклейку в учебниках):
-Какую музыку вы слышите? Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях (золотые берёзки; величественные и нарядные деревья; широкое и бездонное небо; спокойная и светлая река…)
Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями. Может радоваться и грустить лес, веселиться солнце, сердиться и бушевать дождь.
Установка на восприятие текста:
Прослушивание аудиозаписи «Есть в осени первоначальной…» (А. Смирнов).
- Выявление первичного восприятия:
Поделитесь своими впечатлениями:
- опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).
4.Анализ текста.
А теперь представьте себя в роли видеорежиссёра. Вам предстоит отснять осенний пейзаж, нарисованный Тютчевым в этом стихотворении.
1.Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что «лазурь», жёлтая – «лучезарны», коричневая – «борозда», а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
2. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина:
«первоначальная осень» («самое начало осени») – время съёмок.
«Дивная пора» – эпитет.
«Короткая, но дивная пора» – объясните смысл этой строчки.
«Лучезарные вечера» («ясные вечера с красивыми закатами») У Ожегова С. И. в «Толковом словаре русского языка» – «сверкающий, сияющий» – лекс. значение «лучезарный» – эпитет.
«День как бы хрустальный» – эпитет.
Как много этот эпитет может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»? (Хрупкий, прозрачный, красивый).
Обратите внимание на противопоставление (антитезу в литературе):
«где бодрый серп гулял» (кипела работа, была горячая пора) – «теперь уж пусто всё - простор везде» (тишина после работы). Далее мы наблюдаем «пустеет воздух, птиц не слышно боле» перед «бурями». На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива.
Обратите внимание, этот «волос» «блестит» «на праздной борозде» – эпитет. Объясните значение слова «праздный». (Полоса, «ничем не занятая» – словарь Ожегова).
«И льётся чистая и тёплая лазурь» – метафора + эпитеты (светло – синий цвет; «воздух над полем кажется голубым и сливается с небом»). Его лазурь согревает, очищает «отдыхающее поле» – олицетворение.
Вдумайтесь в эти слова! Кажется, что поле дышит, как дышит любое живое существо, отдыхая после работы: размеренно, неторопливо, глубоко. Заметьте, какая торжественная красота и бесконечное восхищение в этих строках!
7. Домашнее задание:
Комментирующее слово учителя:
Дома вам предлагается выполнить обязательные задания:
1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…»
9. Выводы.
Итоговое слово учителя:
Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова «Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»).
Делают свои выводы, делятся впечатлениями от урока.
Оценки.