kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

  Ф. И. Тютчев.(1803-1873)  Стихотворения   «Есть в осени первоначальной…», 

Цель урока: 

Открытие « Года литературы» на уроке, ознакомить детей с указами президентов РФ и РБ , рассказать учащимся о писателях ,о связи времен и  поколений ;

познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и «Осенний вечер»; формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.

Задачи:
1. Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные  умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить  музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева;
- раскрывать особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации зимних пейзажей, наборы разрезанных на отдельные слова строчек изучаемого стихотворения, картины И. Э.Грабаря, И.И. Шишкина и других известных художников на зимнюю тему; отрывок из цикла “Времена года”, “У камелька” П.И.Чайковского, карточки – ПРИРОДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, Толковый словарь, диск с записью стихотворения, снежинки – призы.

 

2. Метапредметные:
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:
- привлекать  учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока.
1. Организационный момент.

1. Чтение – вот лучшее учение! / Великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин .

2. Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины. / Русский писатель Н.А. Некрасов

3. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. / Анна Ахматова 

4....цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.. / М. Горький

5.У писателя только и есть один учитель — сами читатели.

Н. В. Гоголь

 

6.Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.

М. Горький

          7.Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат.

        А. С. Пушкин

 

Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока сегодня я предлагаю посвятить к открытию «Года литературы». 2015 год объявлен «Годом литературы» указами президентов РФ В. В. Путиным и РБ  Р.З. Хамитовым.

На стенде мы видим эмблемы года :

1.На официальном логотипе, выполненным в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

:А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь писатели19 века,авторы замечательных произведений,

А.А.Ахматова- русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из известнейших русских поэтов XX века.

2.  -Что мы видим?

Да, на белом фоне мы видим главный элемент эмблемы-перо, на веху-цветок курая, внизу-надпись.

А какова цель проведения года литературы?

 Главная цель проведения Года литературы, как указано в документе, — привлечение внимания общества к литературе и чтению. Идею проведения Года литературы президент высказал еще в ноябре 2013 года на Литературном собрании.

Я думаю, это прекрасный повод вспомнить о такой важнейшей части нашей культуры. Русская литература — не просто достояние русского народа, это то, что востребовано и признано во всем мире, без чего не может обойтись современная цивилизация.

-И так в этом году мы с вами должны еще больше внимания  обратить на  чтение книг ,побольше узнать о писателях; год будет насыщен  конкурсами , праздниками, встречами с писателями.

2. Изучение нового материала.
Объявление темы и цели урока:

-А сегодня мы с вами познакомимся с поэтом, певцом природы Ф.И. Тютчевым.
 Мы познакомимся с «осенней» лирикой Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» .Мы «почувствуем» эти стихотворения, «услышим» их музыку, «исследуем» художественные средства и слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые пейзажи и образы.

Запишем дату и тему урока.
Эпиграф нашего урока:
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык… – слова Ф. И. Тютчева о природе.
В конце занятия мы снова обратимся к этим словам.

Показ портрета Ф.И.Тютчева.

Кто это? Как вы думаете, является ли Тютчев нашим современником? На доске годы жизни поэта /1803-1873/. В каком веке жил поэт? Чем писали в то время? Какое было в то время главное средство передвижения? Чем освещали дом? Хотите ли вы узнать о родителях поэта, о его жизни? Сейчас я вам расскажу. Да, Ф.Тютчев творил давно, в то время писали гусиными перьями, макая их в чернила; средством передвижения была лошадь; вместо ламп – свечи и лучина.

Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.

Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. / Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово./ Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи.

Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. /Митрополит Киевский Филарет – его родной брат/. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их.

Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова.

В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.

Итак, воспитание в хорошей семье, где царили любовь и уважение, а также прекрасное образование способствовали развитию природных дарований Тютчева.

Давайте вспомним некоторые из них. / Ученики, получившие индивидуальное задание, читают стихотворения “ Весенняя гроза”, “Летний вечер”, “Есть в осени первоначальной...”./ У поэта есть стихи про все времена года, он любил природу во всем ее многообразии. Сегодня мы уже решили с вами, что будем изучать стихотворения об осени и о зиме.

2. Создание положительной мотивации.
Просмотр. Ответы учащихся на вопрос о настроении.
Беседа по картине И.И.Левитана:

Так, рассмотрим репродукцию картины  И. И. Левитана «Золотая осень»1895год. (см. цветную вклейку в учебниках):

-Какую музыку вы слышите? Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях (золотые берёзки; величественные и нарядные деревья; широкое и бездонное небо; спокойная и светлая река…)

Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями.  Может радоваться и грустить лес, веселиться солнце, сердиться и бушевать дождь.

Установка на восприятие текста:
Прослушивание аудиозаписи «Есть в осени первоначальной…» (А. Смирнов).
- Выявление первичного восприятия:

Поделитесь своими впечатлениями:
- опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).
 

4.Анализ текста.
А теперь представьте себя в роли видеорежиссёра. Вам предстоит отснять осенний пейзаж, нарисованный Тютчевым в этом стихотворении.

1.Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что «лазурь», жёлтая – «лучезарны», коричневая – «борозда», а также гибкое и тонкое смешение этих красок).

2. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная  картина:
«первоначальная осень» («самое начало осени») – время съёмок.
«Дивная пора» – эпитет.
«Короткая, но дивная пора» – объясните смысл этой строчки.

«Лучезарные вечера» («ясные вечера с красивыми закатами») У Ожегова С. И. в «Толковом словаре русского языка» – «сверкающий, сияющий» – лекс. значение «лучезарный» – эпитет.
«День как бы хрустальный» – эпитет.

Как  много этот эпитет может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»? (Хрупкий, прозрачный, красивый).
Обратите внимание на противопоставление (антитезу в литературе):
«где бодрый серп гулял» (кипела работа, была горячая пора) – «теперь уж пусто всё -  простор везде» (тишина после работы). Далее мы наблюдаем «пустеет воздух, птиц не слышно боле» перед «бурями». На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива.

Обратите внимание,  этот «волос» «блестит» «на праздной борозде» – эпитет. Объясните значение слова «праздный».  (Полоса, «ничем не занятая» – словарь Ожегова).
«И льётся чистая и тёплая лазурь» – метафора + эпитеты (светло – синий цвет; «воздух над полем кажется голубым и сливается с небом»). Его лазурь  согревает, очищает «отдыхающее поле»  – олицетворение.

Вдумайтесь в эти слова! Кажется, что поле дышит, как дышит любое живое существо, отдыхая после работы: размеренно, неторопливо, глубоко.  Заметьте, какая торжественная красота и бесконечное восхищение в этих строках!

7. Домашнее задание:
Комментирующее слово учителя:
Дома вам предлагается выполнить обязательные задания:
1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…»

9. Выводы.
Итоговое слово учителя:
Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова «Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»).
 

Делают свои выводы, делятся впечатлениями от урока.

Оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" »

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

  Ф. И. Тютчев.(1803-1873) Стихотворения  «Есть в осени первоначальной…», 

Цель урока: 

Открытие « Года литературы» на уроке, ознакомить детей с указами президентов РФ и РБ , рассказать учащимся о писателях ,о связи времен и поколений ;

познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и «Осенний вечер»; формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.

Задачи:
1. Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные  умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить  музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева;
- раскрывать особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации зимних пейзажей, наборы разрезанных на отдельные слова строчек изучаемого стихотворения, картины И. Э.Грабаря, И.И. Шишкина и других известных художников на зимнюю тему; отрывок из цикла “Времена года”, “У камелька” П.И.Чайковского, карточки – ПРИРОДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, Толковый словарь, диск с записью стихотворения, снежинки – призы.



2. Метапредметные:
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:
- привлекать  учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока.
1. Организационный момент.

1. Чтение – вот лучшее учение! / Великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин .

2. Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины. / Русский писатель Н.А. Некрасов

3. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. / Анна Ахматова 

4....цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.. / М. Горький

5.У писателя только и есть один учитель — сами читатели.

Н. В. Гоголь



6.Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.

М. Горький

7.Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат.

А. С. Пушкин



Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока сегодня я предлагаю посвятить к открытию «Года литературы». 2015 год объявлен «Годом литературы» указами президентов РФ В. В. Путиным и РБ Р.З. Хамитовым.

На стенде мы видим эмблемы года :

1.На официальном логотипе, выполненным в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

:А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь писатели19 века,авторы замечательных произведений,

А.А.Ахматова- русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из известнейших русских поэтов XX века.

2. -Что мы видим?

Да, на белом фоне мы видим главный элемент эмблемы-перо, на веху-цветок курая, внизу-надпись.

А какова цель проведения года литературы?

Главная цель проведения Года литературы, как указано в документе, — привлечение внимания общества к литературе и чтению. Идею проведения Года литературы президент высказал еще в ноябре 2013 года на Литературном собрании.

Я думаю, это прекрасный повод вспомнить о такой важнейшей части нашей культуры. Русская литература — не просто достояние русского народа, это то, что востребовано и признано во всем мире, без чего не может обойтись современная цивилизация.

-И так в этом году мы с вами должны еще больше внимания обратить на чтение книг ,побольше узнать о писателях; год будет насыщен конкурсами , праздниками, встречами с писателями.

2. Изучение нового материала.
Объявление темы и цели урока:

-А сегодня мы с вами познакомимся с поэтом, певцом природы Ф.И. Тютчевым.
Мы познакомимся с «осенней» лирикой Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» .Мы «почувствуем» эти стихотворения, «услышим» их музыку, «исследуем» художественные средства и слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые пейзажи и образы. Самые активные и впечатлительные из вас будут вознаграждены не только замечательным настроением, но и положительными оценками за свои успехи. А также по результатам творческой беседы  грамоты  получат все одарённые старатели, знатоки осенней поэзии Ф. И. Тютчева».

Запишем дату и тему урока.
Как  вы заметили, эпиграф нашего урока:
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык… – слова Ф. И. Тютчева о природе.
В конце занятия мы снова обратимся к этим словам.

Показ портрета Ф.И.Тютчева.

Кто это? Как вы думаете, является ли Тютчев нашим современником? На доске годы жизни поэта /1803-1873/. В каком веке жил поэт? Чем писали в то время? Какое было в то время главное средство передвижения? Чем освещали дом? Хотите ли вы узнать о родителях поэта, о его жизни? Сейчас я вам расскажу. Да, Ф.Тютчев творил давно, в то время писали гусиными перьями, макая их в чернила; средством передвижения была лошадь; вместо ламп – свечи и лучина.

Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.

Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. / Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово./ Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи.

Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. /Митрополит Киевский Филарет – его родной брат/. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их.

Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова.

В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.

Итак, воспитание в хорошей семье, где царили любовь и уважение, а также прекрасное образование способствовали развитию природных дарований Тютчева.

И вот сегодня мы, живущие в 21 веке, будем знакомиться с его творчеством, потому что стихотворения, написанные им, прекрасны, до сих пор их считают лирическими шедеврами.

Давайте вспомним некоторые из них. / Ученики, получившие индивидуальное задание, читают стихотворения “ Весенняя гроза”, “Летний вечер”, “Есть в осени первоначальной...”./ У поэта есть стихи про все времена года, он любил природу во всем ее многообразии. Сегодня мы уже решили с вами, что будем изучать стихотворения об осени и о зиме.



2. Создание положительной мотивации.
Просмотр. Ответы учащихся на вопрос о настроении.
Эвристическая беседа по картине И.И.Левитана:

Так, рассмотрим репродукцию картины  И. И. Левитана «Золотая осень»1895год. (см. цветную вклейку в учебниках):

-Какую музыку вы слышите? Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях (золотые берёзки; величественные и нарядные деревья; широкое и бездонное небо; спокойная и светлая река…)

Вывод: сейчас вы, ребята, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».

Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями.  Может радоваться и грустить лес, веселиться солнце, сердиться и бушевать дождь. Сегодня мы  не случайно заговорили об осени. Любуясь ею, каждый из нас слышит свою  музыку, рождающуюся под шелест листьев, барабанную дробь дождя, курлыканье журавлей.  Искусно слагают поэты под эти ритмы рифмы, одухотворяют и преображают картины осенней природы неповторимыми образными словами и выражениями  и являют миру свои шедевры. Так, в стихотворениях об осени Ф. И. Тютчева, с которыми настало время познакомиться, живёт красивая музыка.

Установка на восприятие текста:
- Сейчас пригласим тишину и прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Прослушивание аудиозаписи «Есть в осени первоначальной…» (А. Смирнов).
- Выявление первичного восприятия:

Поделитесь своими впечатлениями:
-
 опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).
- При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения, передающие настроение природы.

4.Анализ текста.
Эвристическая беседа:
А теперь представьте себя в роли видеорежиссёра. Вам предстоит отснять осенний пейзаж, нарисованный Тютчевым в этом стихотворении.

1.Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что «лазурь», жёлтая – «лучезарны», коричневая – «борозда», а также гибкое и тонкое смешение этих красок).

2. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная  картина:
«первоначальная осень» («самое начало осени») – время съёмок.
«Дивная пора» – эпитет.
«Короткая, но дивная пора» – объясните смысл этой строчки.
Эта осенняя  пора мимолётна, быстротечна.  Всю прелесть и хрупкость этого «дива» автор утончённо и описывает далее. А союз «но» усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.
«Лучезарные вечера» («ясные вечера с красивыми закатами») У Ожегова С. И. в «Толковом словаре русского языка» – «сверкающий, сияющий» – лекс. значение «лучезарный» – эпитет.
«День как бы хрустальный» – эпитет.

Как  много этот эпитет может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»? (Хрупкий, прозрачный, красивый). Он передаёт хрупкость, недолговечность и красоту этой «дивной поры».
«Бодрый серп гулял» – олицетворение + эпитет («имеются в виду жнецы»).
Обратите внимание на противопоставление (антитезу в литературе):
«где бодрый серп гулял» (кипела работа, была горячая пора) – «теперь уж пусто всё -  простор везде» (тишина после работы). Далее мы наблюдаем «пустеет воздух, птиц не слышно боле» перед «бурями». На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего «слепка». Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Вот только что «гулял бодрый серп», кипела работа, а теперь одна тонко подмеченная деталь – «паутины тонкий волос» – которую на борозде мы изобразим крупным планом в своём видео. Сколько смысла в этом «тонком волосе» паутины! Поясните! (Хрупкость, недолговечность, ценность и великолепие каждого знака в природе, даже паутинки).

Обратите внимание,  этот «волос» «блестит» «на праздной борозде» – эпитет. Объясните значение слова «праздный».  (Полоса, «ничем не занятая» – словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие). Даже борозда в поле рада «хрустальному» «дивному» осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил «паутины тонкий волос», украшающий её своим блеском. Поэтому «праздная борозда» – эпитет, т. е. художественное определение.
«И льётся чистая и тёплая лазурь» – метафора + эпитеты (светло – синий цвет; «воздух над полем кажется голубым и сливается с небом»). Это небо можно сравнить с океаном. Но не просто небо, а чистое, тёплое. Нет в нём ничего пугающего, беспокойного. Его лазурь  согревает, очищает «отдыхающее поле»  – олицетворение.

Вдумайтесь в эти слова! Кажется, что поле дышит, как дышит любое живое существо, отдыхая после работы: размеренно, неторопливо, глубоко.  Заметьте, какая торжественная красота и бесконечное восхищение в этих строках!

Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева. Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское  восхищение  родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас  различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку. Вслед за автором каждый из нас в своём воображении нарисовал осенний пейзаж. Пришло время вам снова рассказать о своих впечатлениях, размышлениях, о том, что бы вы показали на экране.

Ученики предлагают собственные зарисовки:
н-р, строки 1-2 – общий вид леса, желтеющих деревьев; затем – даль, лес на горизонте; закатное  пламенеющее небо; план сужается, остаётся только поле; предельное сужение: очень крупно – паутинка на борозде; предельное расширение – земля сливается с небом на фоне леса).

5. Выразительное чтение стихотворения.
Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
Выразительное чтение стихотворения учащимися (2 человека).

6. Новый материал.
- Послушайте теперь стихотворение «Осенний вечер» – тоже ярчайший пример мастерства Тютчева-пейзажиста.

Осенний вечер.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю.
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье -  и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Воспроизводящая беседа.

Подробно анализировать это произведение мы не будем – вы остановитесь на нём в старших классах, продолжив знакомство с творчеством поэта. Вы узнаете, что Тютчев не просто изображал природу, но и старался понять, что такое вообще природа, как связана она с жизнью человека, какое влияние оказывает на него.

Мне бы хотелось, чтобы вы кратко поделились своими впечатлениями:
1. Какие краски вы отметите («светлость», пестрота», «блеск», «багряных», «лазурь») – те же, что и в предыдущем произведении.
2. Что общего в том и другом стихотворении? (Восхищение осенней природой, подчёркивает её величие, красочность, музыкальность, одухотворённость и т. д.).
3. Найдите противопоставление в этом произведении:
«зловещий блеск и простота дерев»
«туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землёю» (Земля грустно сиротеет, но лазурь над ней «туманная и тихая»)
«ущерб, изнеможенье – и на всём та кроткая улыбка увяданья»…
3. В каких словах звучит музыка? («листьев томный, лёгкий шелест», «предчувствие сходящих бурь», «порывистый ветр»).
Итак, оба стихотворения красочны, музыкальны, богаты разнообразными художественными средствами. Оба выражают авторскую почти божественную любовь к осенним пейзажам. В «Осенних вечерах» уже нет такого откровенного спокойствия, необычайных деталей (как, н-р, паутинка на борозде). Здесь больше авторских раздумий, скорее движение, нежели созерцание спокойствия, чувства, как и полотна, сменяются одно за другим ( «туманная и тихая лазурь» и «предчувствие сходящих бурь»; «тихая лазурь» и «грустно – сиротеющая земля» и т. д.)

Обратим внимание на то, как Тютчев мастерски мог изобразить абсолютно разные пейзажи на одну и ту же тему, передать неповторимую гамму мелодий, разные состояния природы и через них разнообразные чувства человека.

Выразительное чтение стихотворения.
Я предлагаю выразительно почитать «Осенний вечер» (1 человек).

7. Домашнее задание:
Комментирующее слово учителя:
Дома вам предлагается выполнить обязательные задания:
1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…» И одно на выбор (творческое).
а.Нарисовать красочные пейзажи осени с помощью: акварели или гуаши, слов (в своём стихотворении) или музыки ( если кто-то из вас уже пробовал себя в роли композитора и занимается в музыкальной секции). Если кто-то из вас  снимал на видео осенние пейзажи, путешествуя по лесу, отдыхая на даче и т. д., мы будем рады их увидеть.
б. Изобразить пейзаж стихотворения «Есть в осени первоначальной».
За каждое задание вы получите отметки в журнал. А лучшие творческие работы войдут в наш электронный сборник «Творческие работы учащихся среднего звена» и будут представлены на различных конкурсных мероприятиях.

8. Награждение.
Сейчас бы мне хотелось поблагодарить самых ответственных и старательных учащихся.

9. Выводы.
Итоговое слово учителя:
Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова «Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»).
И пусть каждый из вас теперь, ещё раз прочитав эпиграф к уроку, собрав в единое целое крупицы наших обсуждений, добавит к этому сообщению своё: «Тютчев – в своих стихах об осенней природе…»,
Или «Осенняя природа в стихах Тютчева (представлена, заставляет нас…)»

Делают свои выводы, делятся впечатлениями от урока.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной"

Автор: Юмагулова Лэйсан Рафиковна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174292

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства